Эволюция тарифной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Трудовые доходы определяются личным трудовым вкладом работника с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами и законодательно не ограничиваются.

Оглавление

¶Введение 3
1. Заработная плата в бюджетном секторе экономики 5
1.1. Понятие и сущность заработной платы 5
1.2 Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.3 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
2. Тарифная система оплаты труда 11
2.1. Что собой представляет тарифная система оплаты труда 11
2.2. Этапы развития тарифной системы оплаты труда 14
2.3.Единая тарифная система. 20
2.4. Новая система оплаты труда (НСОТ) 24
Заключение. 29
Список литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31

Файлы: 1 файл

Эволюция тарифной системы в России.docx

— 84.61 Кб (Скачать)

В настоящее время работа по введению отраслевых систем оплаты труда завершена. Во всех отраслях заключены  отраслевые тарифные соглашения, в  которых установлены отраслевые особенности, включая размеры окладов, перечень и размеры компенсационных  и стимулирующих выплат и порядок  их применения. Повсеместно выполняются  условия Регионального соглашения о минимальной заработной плате, размер которой, составляет 5689 рублей, что выше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Положительным результатом совместной работы областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, самих учреждений по регулированию заработной платы, направленной на повышение уровня жизни работников стало увеличение среднемесячной номинальной заработной платы порядка в 1,8 раза.

В отраслевых системах удалось  наиболее удачно решить проблемы повышения  стимулирующей роли оплаты труда. Безусловно, предстоит еще немало совместных действий всех звеньев власти по совершенствованию  отраслевой системы оплаты труда. В  этих целях проводится работа по повышению  эффективности труда бюджетных  работников, усилению влияния стимулирующих  выплат на улучшение качества выполняемых  работ на основе совершенствования системы показателей оценки труда работников, в т.ч. руководителей учреждений, и увеличения объемов средств на эти цели.

 

2.3.Единая тарифная система.

С переходом России к рыночным отношениям отраслевые схемы должностных  окладов трансформировались в Единую тарифную сетку (ЕТС). Отраслевая система оплаты труда привела к разнобою в тарифном нормировании труда, другими словами, работники, обладающие одинаковой квалификацией (одинаковым образованием, стажем работы, ответственностью вида деятельности) получали различные заработные платы. ЕТС обеспечила единый межотраслевой подход в организации оплаты труда работников отраслей  бюджетной сферы.

Единая тарифная сетка - система  разрядов, которая служит для определения  соотношения между оплатой труда  и уровнем квалификации работников бюджетной сферы. ЕТС содержит 18 разрядов и делит все виды работ, выполняемых в организации, на 18 видов в зависимости от сложности  и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных  служащих. Система установлена Постановлением Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. №785.

В таблице 1 (приложение 1) отражена единая межотраслевая тарифная сетка, определяющая размеры окладов для  всех профессий и должностей относительно тарифной ставки 1-го разряда. В межотраслевой  тарифной сетке оплата труда дифференцирована по 18 разрядам и в каждом разряде  по 6 ступеням, предусматривающим нарастание коэффициентов от низшей к высшей ступени. Таким образом, есть возможность  повысить оплату труда работника  в пределах одного тарифного разряда, учитывая сложность работы.

Распределение категорий  и должностей работников по квалификационным разрядам происходит по следующей системе: для низкоквалифицированных рабочих  предусматривается 1 и 2 разряд, для  средней квалификации – с 3-его  по 8-й разряд, для высококвалифицированных  – с 5-го по 8-й разряд, для специалистов и ведущих специалистов – с 4-го по 13-й разряд, для руководителей структурных подразделений – с 8-го по 14-й разряд. Для заместителей руководителей организаций разряды устанавливаются на 1-2 ниже по сравнению с руководителями организации.

Основные принципы построения механизма организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки 6:

  1. ЕТС является единой шкалой тарификации и поразрядной оплаты для рабочих и служащих учреждений, финансируемых за счет бюджетов различных уровней;
  2. Все должности и профессии работников в ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых функций. При этом рабочие представлены во всей бюджетной сфере одной группой, а служащие распределены на две группы. К первой группе относятся общеотраслевые должности работников, разделенные на три подгруппы: технические исполнители, специалисты и руководители. Ко второй группе относятся должности специалистов и руководителей, характерные для той или иной отрасли бюджетного сектора;
  3. Разряды ЕТС отражают, как правило, сложность выполняемых функций, но не учитывают условий труда и значимости профессий (учет этих факторов, как и прежде, осуществляется через систему компенсационных доплат и надбавок; стимулирующие же доплаты, надбавки и поощрения должны быть сориентированы на учет индивидуальных качеств работника);
  4. Ставка оплаты 1-го разряда ЕТС принимается в размере не ниже уровня МРОТ, установленного законодательством (на момент введения ЕТС ставка первого разряда превышала размер минимальной заработной платы в 1,5 раза);
  5. ЕТС предусматривает возрастание ставок по разрядам оплаты труда по мере повышения его сложности (в целях обеспечения материальной заинтересованности в повышении квалификации).

Среди особенностей системы  ЕТС можно отметить следующие:

1. Тарифная ставка первого  разряда устанавливается Правительством  РФ. Оклады работников остальных  разрядов устанавливаются путем  умножения соответствующего тарифного  коэффициента на тарифную ставку  первого разряда;

2. Тарификация рабочих  производится по восьми разрядам (с 1 по 8). Для высококвалифицированных  рабочих, занятых на ответственных  работах, устанавливаются тарифные  ставки, исходя из 9-10-го разрядов  ЕТС по утвержденным министерствами  и ведомствами РФ перечням, и  из 11-12-го разрядов – по перечням, утверждаемым Министерством труда  РФ. Эта мера предусмотрена с  целью стимулирования наиболее  квалифицированных рабочих;

3. Служащие (руководители, специалисты  и технические исполнители) тарифицируются  со 2-го по 18-й разряды. 

4. Схема отнесения различных  должностей к разрядам оплаты  труда изложена в “Методических  рекомендациях по совершенствованию  организации заработной платы  работников учреждений, организаций  и предприятий, находящихся на  бюджетном финансировании, на основе  применения Единой тарифной сетки  оплаты труда”. Конкретный разряд  каждому работнику присваивается  приказом руководителя учреждения, организации, предприятия на основе  решения аттестационной комиссии. Оклады заместителей, как правило,  на 10-20% ниже оклада соответствующего  руководителя;

5. Общий диапазон сетки составляет 1:8,23, т.е. ставка 18-го разряда в 8,23 раза превышает ставку 1-го разряда.

Рост цен и инфляции объясняют необходимость повышения  ставки 1-го разряда, а, следовательно, и повышение окладов (ставок) по всем другим разрядам ЕТС.

Оценивая результаты использования  ЕТС в бюджетной сфере, необходимо отметить её позитивное влияние на начальном этапе установления и разрушительное влияние в дальнейшем на положение бюджетников. Свидетельство тому следующее:

  • Жесткие параметры ЕТС не позволяют учесть особенности оплаты труда разных категорий и профессий различных отраслей бюджетной сферы;
  • Тарифная ставка первого разряда устанавливается на уровне МРОТ, который в 2007 году составлял 54,8% прожиточного минимума (расчет на основании данных: МРОТ на 2007 г. – 2300 руб., прожиточный минимум на 3 квартал 2007 г. 5875,82 руб)7;
  • Крайне низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с другими отраслями экономики;
  • Снижение качества представления услуг в бюджетной сфере при широко используемом совместительстве и работе по договорам подряда.

 

2.4. Новая система оплаты труда (НСОТ)

В 2004 году произошел переход  к отраслевой системе оплаты труда, который предоставил возможность  органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда  подведомственных учреждений. Таким  образом, произошло сокращение сферы  централизованного регулирования  оплаты труда в бюджетном секторе. Новый порядок оплаты труда работников организаций (от 1 января 2005 года), финансируемых  из федерального, региональных и местных  бюджетов, характеризуется:

  • Разграничением полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • Возможностью формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда, отличных от ЕТС, с соблюдением единых подходов, принципов, норм, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными актами РФ;
  • Созданием механизма централизованного влияния на тарифные условия труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов8.

Такая реформа направлена на достижение следующих результатов:

    1. Усиление мотивации сотрудников к повышению качества работы и создание достойных условий труда для удержания и привлечения высококвалифицированных кадров;
    2. Оптимизацию численности занятых в бюджетной сфере;
    3. Повышение прозрачности оплаты труда;
    4. Повышение общего уровня оплаты труда работников при выводе из системы оплаты труда компенсационных надбавок за условия труда;
    5. Обеспечение единства отраслевых рынков труда;
    6. Включение всех компенсационных выплат в базовую ставку.

С 1 декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда работников федеральных учреждений и организаций бюджетной сферы, в которой основными критериями формирования заработной платы стали результат и качество выполняемой работы, стаж работы9.

Реформа коснулась 3 млн. работников  здравоохранения, социальных услуг, образования, культуры и спорта.

К 2012 году планируется окончательно внедрить новую систему, разработать  положения об оплате труда подведомственных учреждений, в которых будет четко  регламентирован уровень заработной платы в зависимости от квалификации, сложности выполняемых функций, образования, степени самостоятельности  и ответственности работника. Также  для каждой отрасли будут объявлены  стимулирующие и компенсационные  надбавки, повышающие коэффициенты10.

Цель нововведения – уменьшение ранее существовавшей уравнительной  системы между различными отраслями  бюджетной сферы.

В новых условиях заработная плата работников состоит из трех частей:

  1. Оклад по квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы;
  2. Компенсирующие выплаты;
  3. Стимулирующие надбавки за качество и результаты труда.

При переходе на новую систему  оплаты труда ЕТС заменяется индивидуальными  трудовыми договорами, и заработная плата не может устанавливаться  в меньшем размере, чем при  ЕТС (при неизменных объемах должностных  обязанностей).

Основные изменения касаются доплат стимулирующего характера. Произошел переход от отраслевой к ведомственной системе оплаты труда, которая позволяет учесть специфику каждого бюджетного учреждения.

Проанализируем преимущества и недостатки введения НСОТ по сравнению  с ЕТС.

Введение Единой тарифной системы  в 1992 году объяснялось необходимостью смягчения влияния существовавшей гиперинфляции. В итоге, повышение  оплаты труда происходило одновременно для всех работников бюджетной сферы. Но каждая отрасль и каждое бюджетное  учреждение имеет свою специфику,  поэтому введение единых правил оплаты труда не привело к повышению  эффективности работы. К тому же, низкий уровень окладов согласно тарифным разрядам фактически привел к тому, что  надбавки стимулирующего характера скорее компенсировали низкие зарплаты, чем вознаграждали за результаты труда11.

Введение НСОТ позволило  перейти к оценке труда на основании  результатов деятельности сотрудника.

В соответствии с Постановлением №583 реорганизация касается только работников федеральной бюджетной сферы. Система ЕТС в регионах и муниципалитетах сохраняется. Изменение оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях произойдет в связи с повышением МРОТ с 2300 до 4330 рублей.

На увеличение дополнительных стимулирующих выплат планируется  также использовать внебюджетные доходы бюджетных учреждений. Источники  финансирования заработной платы не будут дифференцироваться, и фонд оплаты труда станет единым.

По мнению публицистов, новая  система оплаты труда приведет к  “невиданной ранее уравниловке: учитель и школьная уборщица будут  получать близкие по размерам зарплаты”12. В основе утверждения - нововведение в трудовом законодательстве: работодатели должны платить заработную плату в размере не меньше МРОТ за полную норму рабочего времени и полную норму труда.

В итоге в выигрыше оказывается  низкоквалифицированный персонал (технический  персонал, обслуживающий персонал), получавший ранее зарплату по ЕТС  много меньше нынешнего уровня. На доведение зарплаты низкооплачиваемых  работников до уровня МРОТ понадобится  до двух третей от общего объема дополнительно  выделенных средств (в среднем 30% от текущего размера ФОТ). Наряду с этим, НСОТ предполагает существенное увеличение окладов руководящих работников.

Информация о работе Эволюция тарифной системы в России