Эстония в системе международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения данной проблемы в настоящее время состоит в том, внезапное сокращение мировой экономической активности и торговли, вызванное мировым кредитным кризисом, оказало значительное влияние на открытую экономику Эстонии, и экономика продемонстрировала удивительную гибкость в преодолении этого кризиса. В условиях изменившейся экономики сохранялась надёжность фискальной политики и поддержка, которую она оказала экономическому развитию, позволила стране преодолеть кризис без значительного увеличения своих финансовых обязательств. Увеличение гибкости экономики, поддержка бизнес среды и повышение эффективности рынка труда стали ключевыми факторами, которые помогают обеспечивать устойчивое экономическое развитие.

Оглавление

Введение....................................................................................................................................
3
1. Основные характеристики Эстонии ..................................................................................
5
1.1. Географическое положение и природно-климатические условия Эстонии .........
5
1.2. Демографическая ситуация Эстонии........................................................................
6
1.3. Государственное устройство и политическая ситуация Эстонии…......................
8
1.4. Экономическое развитие Эстонии............................................................................
9
2. Место Эстонии в международных экономических отношениях....................................
12
2.1. Внешняя торговля Эстонии.......................................................................................
12
2.2. Участие Эстонии в международном движении капиталов.....................................
14
2.3. Участие Эстонии в процессах международной миграции рабочей силы.............
16
2.4. Участие Эстонии в международном разделении труда ..........................................
20
2.5. Свободные экономические зоны в Эстонии.............................................................
21
2.6. Эстония в процессах международной экономической интеграции.......................
23
2.7. Экономическое сотрудничество Эстонии с РФ.......................................................
25
Заключение...............................................................................................................................
29
Библиографический список...........................................

Файлы: 1 файл

Estonia.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

Источник: Банк Эстонии, официальный сайт - http://www.eestipank.ee/

 

На основании данных табл. 2.5, можно сделать вывод, что позитивная инвестиционная обстановка на рынках Эстонии позволила этой стране сформировать устойчивый и постоянно увеличивающийся поток инвестиций в страну. Таким образом, в  указанный период объем прямых инвестиций в страну вырос в несколько раз, и что еще немаловажно, в течение данного периода снижение фонда прямых инвестиций наблюдалось всего один раз во время кризиса 2008 года.28

Дополнительным достоинством для европейских стран стало вступление Эстонии в зону евро: с января 2011 года в Эстонии введена единая европейская валюта. Это снизило валютные риски и упростило процедуру бухгалтерского учета для европейских компаний, действующих на территории Эстонии, что в свою очередь еще больше увеличило интерес инвесторов  к этой стране.

В совокупности странновую структуру иностранных инвестиций в процентах за 2011 год, можно увидеть на рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1 Основные инвесторы Эстонии и объем их инвестиций в процентах за 2011 г.

Источник:  Министерство финансов Эстонии: http://www.fin.ee/

 

На диаграмме видно, что большая часть ПИИ в Эстонию принадлежит Швеции и Финляндии, все остальные страны-инвесторы вкладывают не настолько много. Привлекательными для инвесторов секторами экономики являются банковский сектор, обрабатывающая промышленность, торговля и недвижимость.

 

2.3. Участие Эстонии в процессах  международной миграции рабочей  силы

 

Миграция открывает огромные возможности как для принимающих, так и для направляющих стран, если они обеспечивают ее регулирование с помощью политики и программ, которые защищают права мигрантов, запрещают дискриминацию и ксенофобию и поощряют интеграцию мигрантов в принимающее общество.

Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.29 Миграция рабочей силы это любая миграция, в которой участвует трудоспособное население, перемещаясь из одних населенных пунктов в другие вне зависимости от продолжительности, регулярности и конечной цели.

Одновременное вступление стран Восточной Европы (страны Евро-8) в Европейский Союз (страны Евро-15), начиная с 2004 г., значительно увеличило поток рабочих из стран Восточной Европы в страны Западной Европы. Эстония, как и остальные семь стран, стала членом Европейского Союза 1-го мая 2004 г.30

 Свободное  передвижение рабочей силы в Эстонии позиционируется как одна из четырех основных свобод ЕС. В преддверии вступления Эстонии в ЕС многие эстонские политики и эксперты активно высказывали мнения о том, что работа в иностранном государстве дает новые знания и опыт, от чего выигрывают как работник, так и работодатель.

Противоположную точку зрения на приток новых мигрантов имели политики, экономисты, журналисты, профсоюзы, да и простые обыватели большинства стран «старой Европы», которые всерьез опасались, что после расширения ЕС сюда устремятся сотни тысяч выходцев из стран Восточной Европы, готовых работать за минимальную ставку и отнимающих рабочие места у местного населения. Вероятно поэтому 12 из 15 стран «старого ЕС» ввели ограничения на миграцию рабочей силы из новых стран-членов.31 Так, в 2004 г. свои рынки труда открыли лишь три страны – Великобритания, Ирландия и Швеция. Но спустя два года Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Италия и Голландия открыли свои рынки.

В свою очередь, Европейская комиссия назвала 2006 г. годом передвижения рабочей силы в Европе,32 что хорошо соответствовало главной цели Лиссабонского процесса – увеличению занятости населения в ЕС. Следующий год ознаменовался для Эстонии, как и для многих государств пост социалистического блока,33 вступлением в Шенгенскую зону что еще больше расширило границы трудовой миграции, позволив не только гражданам этих государств, но и всем остальным резидентам (в том числе гражданам Российской Федерации и лицам без гражданства34) свободно передвигаться по территории Шенгенской зоны.

На рис. 2.2 можно увидеть динамику естественного прироста населения и динамику миграции в период с 2004 по 2013 гг.35

 

 

Рис. 2.2  Естественный прирост населения и миграция, 2004-2013 гг.

Источник: Департамент статистики Эстонии, официальный сайт - http://www.stat.ee/

 

На рис. 2.2 видно, что  количество эмигрировавших из Эстонии по сравнению с двумя предшествующими годами оставалось на одном и том же уровне, но количество приезжих в страну немного выросло. В результате этого из-за миграции население Эстонии сократилось меньше, чем в прошлом году.

Что касается непосредственно населения, то за последние три года упала рождаемость: в 2013 г. детей родилось на 2000 меньше, чем в 2010. Показатель смертности за последние десять лет снизился, в результате чего выросла ожидаемая продолжительность жизни. Увидеть, как изменялся состав населения Эстонии можно в табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

Динамика национального состава населения Эстонии (в %), 1990-2013 гг.

 

Национальность

1990

2000

2010

2013

Эстонцы

64,72

61,53

67,90

68,83

Русские

27,91

30,33

25,63

25,55

Украинцы

2,46

3,08

2,12

2,07

Белорусы

1,60

1,77

1,26

1,16

Финны

1,21

1,06

0,86

0,79

Татары

0,22

0,26

0,19

0,18

Латыши

0,27

0,20

0,17

0,16

Литовцы

0,16

0,16

0,15

0,15

Поляки

0,220

0,19

0,16

0,15

Немцы

0,27

0,22

0,14

0,14

Евреи

0,34

0,29

0,16

0,13

Шведы

0,02

0,02

0,02

0

Другие

0,62

0,88

1,24

0,68


Источник: Департамент статистики Эстонии, официальный сайт - http://www.stat.ee/

 

Из данных табл. 2.6 видно, что помимо эстонцев, состав населения составляют русские  (почти 30% всего населения страны), остальные нации составляют незначительный процент от общего количества. Кроме того, с начала 90-х, доля других наций помимо эстонцев неуклонно уменьшается.

Социологические опросы, проведенные эстонскими исследовательскими компаниями,36 выявили, что основополагающим фактором, влияющим на решение о миграции в Эстонии в первую очередь, являются разница в доходе, получаемом в стране происхождения, и ожидаемого дохода в стране, выбранной в качестве миграционной.

Более низкие, хотя и не менее значимые, ступени занимают: желание получить новый опыт, увидеть мир; представления о более высоком уровне жизни в других странах Европейского Союза; наличие условий, способствующих карьерному и профессиональному развитию, а также в целом наличие таких рабочих мест, которые в Эстонии являются дефицитными или вообще отсутствуют.

Часть респондентов, в качестве определяющих отметила причины личного или семейного порядка и в целом, разочарование по тем или иным причинам в жизни в Эстонии, проявившихся в желании покинуть эту страну.

Определяющее значение для исследования миграционных потоков отводится анализу стран принимающих трудовых мигрантов. Для Эстонии основными странами-реципиентами были Финляндия, которая, в общем и целом традиционно в случае Эстонии занимает лидирующие позиции в связи с культурной, территориальной и языковой близостью, а также Великобритания и Ирландия. Последние две страны приоритетны в результате 3-х основных факторов: языка, сравнительно высокой оплаты труда, открытие своего рынка труда для Эстонии.

Поскольку факторами, детерминирующими эмиграцию из Эстонии, являются в большей степени экономические, то представляется логичным сравнить уровень заработной платы у рабочих разной квалификации основных принимающих стран. По данным Евростата на 2008-2012 гг.,37 среди высококвалифицированных работников Ирландии, Финляндии, Великобритании и Эстонии самые высокие годовые заработки можно получить в Финляндии, где они почти в 2 раза превышали средний годовой уровень в данной квалификации, вторую и третью позиции разделяют Великобритания и Эстония, где зарплаты примерно одинаковые, меньше всего в данной категории работники получают в Ирландии.

Профессионалы среднего звена в Эстонии получают в среднем более высокую годовую заработную плату38, чем в других рассматриваемых странах, исключение в этой группе составляют обслуживающий персонал и рабочие из числа технических профессий, работа которых в Финляндии и Ирландии оплачивается несколько выше, чем в Эстонии. Более уязвимой категорией является группа низкоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, заработки которых в Эстонии являются самыми низкими в сравнении с остальными рассматриваемыми странами. Так, Ирландия и Финляндия для данной категории работников предлагает годовую оплату труда на 18 % больше Эстонии, а Великобритания – на 5 %.

По данным Департамента статистики Эстонии за 2011 г. миграционная активность была выше у занятых в частном секторе (0,7%) и сравнительно ниже в государственном секторе (0,2 %). В рамках частного сектора миграционные настроения более всего проявляются в таких сферах деятельности, как гостиничный и ресторанный бизнес, промышленность, строительство, торговля и торговое посредничество. В большей степени это объясняется наличием вакантных мест для этой категории работников на рынках труда в принимающих странах.

В соответствии с теорией сегментации рынка труда, рабочие места в первичном секторе обеспечивают стабильную работу и высокую оплату труда для национальной рабочей силы, что хорошо видно на примере рынка труда Эстонии, где заработная плата высококвалифицированных кадров практически не отличается от оплаты в среднем на рынке в более развитых Европейских странах. В свою очередь, вторичный сектор предлагает низкую оплату труда, слабую стабильность и небольшие возможности продвижения, отталкивая тем самым национальную рабочую силу и порождая структурный спрос на рабочих мигрантов.

Относительно половозрастной структуры миграции в случае Эстонии, как впрочем, и в мировом опыте, можно сказать, что мужчины и молодежь более склонны мигрировать.

По данным исследования рынка труда Эстонии за 2012 г., в гендерной структуре мигрантов мужчины составляют 69,7 % , а женщины 30,3 %. Молодежь более открыта для миграции в отличие от более старшего поколения: так, 76 % всех эмигрантов в 2013 г. составляла молодежь в возрасте до 34 лет, среди которых наибольшая активность проявлялась в возрастной группе 24-34 года (51,8 %).39

Большое значение имеет структурированность рынка труда в рамках самой Эстонии, где не эстонцы в целом заняты в обслуживании, торговле, или, в лучшем случае, в частном предпринимательстве, создавая, таким образом, рабочие места для самих себя. Более того, правовой статус многих не эстонцев, помимо ограничения в политических правах, сужает права социальные, а именно для нерезидентов ограничен доступ к высоким государственным постам или работа на государственной службе и в органах местного самоуправления.

У лиц без гражданства есть ограничения при приеме на работу, как в Эстонии, так и в других странах ЕС, в результате они в большинстве своем могут рассчитывать лишь на низкоквалифицированную и, как правило, плохо оплачиваемую работу.

Однако, несмотря на политические и экономические трудности миграционная активность среди русскоязычных жителей менее выражена, чем среди эстонцев. Можно предположить, что эстонцы оказались более интегрированными в Европейскую систему рыночных отношений и чувствуют себя увереннее на рынке труда ЕС в отличие от русскоязычных жителей.

Информация о работе Эстония в системе международных экономических отношений