Эстония в системе международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения данной проблемы в настоящее время состоит в том, внезапное сокращение мировой экономической активности и торговли, вызванное мировым кредитным кризисом, оказало значительное влияние на открытую экономику Эстонии, и экономика продемонстрировала удивительную гибкость в преодолении этого кризиса. В условиях изменившейся экономики сохранялась надёжность фискальной политики и поддержка, которую она оказала экономическому развитию, позволила стране преодолеть кризис без значительного увеличения своих финансовых обязательств. Увеличение гибкости экономики, поддержка бизнес среды и повышение эффективности рынка труда стали ключевыми факторами, которые помогают обеспечивать устойчивое экономическое развитие.

Оглавление

Введение....................................................................................................................................
3
1. Основные характеристики Эстонии ..................................................................................
5
1.1. Географическое положение и природно-климатические условия Эстонии .........
5
1.2. Демографическая ситуация Эстонии........................................................................
6
1.3. Государственное устройство и политическая ситуация Эстонии…......................
8
1.4. Экономическое развитие Эстонии............................................................................
9
2. Место Эстонии в международных экономических отношениях....................................
12
2.1. Внешняя торговля Эстонии.......................................................................................
12
2.2. Участие Эстонии в международном движении капиталов.....................................
14
2.3. Участие Эстонии в процессах международной миграции рабочей силы.............
16
2.4. Участие Эстонии в международном разделении труда ..........................................
20
2.5. Свободные экономические зоны в Эстонии.............................................................
21
2.6. Эстония в процессах международной экономической интеграции.......................
23
2.7. Экономическое сотрудничество Эстонии с РФ.......................................................
25
Заключение...............................................................................................................................
29
Библиографический список...........................................

Файлы: 1 файл

Estonia.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

Среди причин, определяющих желание остаться в стране, многие респонденты называют надежду на трудоустройство, независимо от того, какая эта будет работа – постоянная или временная. При этом 76% респондентов отказались бы от трудовой миграции с целью заработка, если бы была постоянная работа в собственной стране.

К барьерам, обусловливающим нежелание выезда за границу с целью заработка, можно также отнести: наличие семьи и друзей в Эстонии (60%), наличие дома в Эстонии (49%), опасение, что семья не сможет адаптироваться в другой стране (47%), языковой барьер (42%), высокая стоимость миграции (28%), перспективы устройства на работу в Эстонии (19%), большое количество бюрократических процедур (16%), недостаточный уровень образования (15%), недостаточные профессиональные навыки и отсутствие опыта (14%), незнакомая культура, обычаи (13%), риск работать в плохих условиях и низкие заработки (12%), страхи, связанные с неспособностью найти новых друзей в другой стране (10%).40

Таким образом, социально-экономическая ситуация в эстонском обществе, прежде всего структурная безработица в определенных областях, а также низкие заработки в некоторых сферах обусловливают усиление миграционных движений среди населения с целью заработка, особенно в Великобританию и Финляндию. Наблюдается и временная миграция квалифицированных специалистов, которые надеются получить новые умения и профессиональный опыт вне границ своей страны. Можно предположить, что такие тенденции будут усиливаться до тех пор, пока за границей существует спрос на недорогую иностранную рабочую силу в некоторых сегментах рынка.

Теперь рассмотрим уровень безработицы в Эстонии по сравнению с некоторыми странами ЕС, данные приведены в табл. 2.7.

 

Таблица 2.7

Уровень безработицы (в %) в странах ЕС с 2005 по 2013 гг.

 

Страна

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Австрия

5,1

5,1

4,5

4,1

4,5

4,9

4,4

4,3

4,4

Голландия

4,9

4,0

3,4

2,8

2,8

4,1

4,2

4,0

3,3

Чехия

8,0

7,7

5,6

4,4

5,5

7,9

6,9

6,5

7,0

Латвия

9,1

7,6

6,4

6,1

16,1

22,3

16,2

16,7

17,2

Литва

9,2

6,4

4,6

4,3

15,5

15,8

16,3

16,1

16,4

Эстония

8,8

5,3

4,9

4,0

11,1

15,5

14,3

14,6

17,0

Испания

9,9

8,7

8,1

9,5

17,4

19,1

20,7

18,8

18,1

Финляндия

8,5

7,9

7,0

6,3

7,4

9,0

8,0

8,2

8,0


Источник: Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках: Справ. пособие. ¾  М.: Экономика, 2012. ¾ 215-224 с.

 

Из табл. 2.7 видно, что безработица в Эстонии в 2013г. достигла 17%, что является одним из наиболее худших показателей в Евросоюзе. Эстония входит по этому показателю в тройку стран ЕС с самым высоким уровнем безработицы. Выше безработица только в Испании и Латвии. Самая низкая безработица зафиксирована в Голландии и Австрии. По сравнению с предыдущим годом безработица увеличилась во всех странах ЕС.

По прогнозам Банка Эстонии, к концу 2014 г. число официально зарегистрированных безработных достигнет 98 тысяч человек, что составит 14% всего трудоспособного населения страны.

 

2.4. Участие Эстонии в международном  разделении труда

 

Под международным разделением труда подразумевается41 специализация различных стран на производстве своей определенной продукции. Вид этой продукции напрямую зависит от различий между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии.

На специализацию и развитие хозяйства Эстонии влияет её приморское положение.  Эстония - один из тех районов, где условия позволяют развивать такие отрасли, как судоходство, рыбная промышленность, внешнеторговые морские перевозки и туризм.

В Эстонии развиваются отрасли промышленности, базирующиеся на своем и импортном сырье. Эстония богата природными ресурсами, что способствует развитию промышленности. Полезные ископаемые в Эстонии более значительны, чем в других странах Прибалтики. Она располагает такими полезными ископаемыми, как сланцы, торф, фосфориты.42 Добыча и переработка этих ископаемых привели к появлению комплекса взаимосвязанных отраслей обрабатывающей промышленности.

Горючие сланцы стали основой электроэнергетической промышленности, помимо которой развита так же сланцеперерабатывающая, сланцехимическая, химическая промышленность. Эстония занимает первое место среди стран Прибалтики по выработке  электроэнергии на душу населения.  Имеется сырье для промышленности строительных материалов – пески, гравий, глины, известняки, доломиты.

Есть месторождения минеральных вод и лечебных грязей.  Отрасли, базирующиеся на использование местных природных ископаемых, дают примерно 25% валовой продукции промышленности Эстонии, а отрасли, перерабатывающие импортное сырье - около 50%. 

Эстония импортирует в другие страны продукцию этих отраслей, а также рыбную продукцию, ткани, одежду, а экспортирует автомобили, сельскохозяйственную технику, оборудование, продукты нефтепереработки, природный газ и продукты питания.43

Кроме промышленности в Эстонии развито и сельское хозяйство. Страна главным образом специализируется на мясомолочной продукции, птицеводстве, овцеводстве, пчеловодстве и пушном звероводстве.

Продукция  животноводства составляет около 70% всей сельскохозяйственной продукции. Ведущими отраслями растениеводства являются выращивание зерновых культур, картофеля, овощей и садовой продукции. 

Благодаря использованию выгод географического положения, вовлечению в хозяйственный оборот местных природных ресурсов, значительным капиталовложениям в народное хозяйство, в Эстонии был достигнут сравнительно высокий уровень экономического развития.

 

2.5. Свободные экономические зоны  в Эстонии

 

В настоящее время на территории Эстонии действуют четыре свободных экономических зоны (СЭЗ) – порт Мууга, Силамяя, Валга и Палдиски.

Многими странами мира для повышения уровня открытости экономики, привлечения иностранных инвестиций и ускоренного развития используется практика создания свободных экономических зон (СЭЗ) на основе селективного подхода к экономике отдельных территорий.

Целью создания СЭЗ является обеспечение условий, необходимых для развитой рыночной экономики, в частности, формирование современной производственной и рыночной инфраструктуры и достижение максимально возможной либерализации экономической, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

Глобализация мировой экономики выдвигает новые организационные формы международного экономического сотрудничества. К их числу относятся Свободные экономические зоны, создаваемые в различных регионах земного шара. Поскольку общим при их создании является предоставление льготных условий деятельности инвесторов на национальной территории, более льготных, чем это принято в государстве, на территории которого создается СЭЗ, иностранные предприниматели получают дополнительный стимул для вложения капитала.

Понятие «свободная экономическая зона» в Эстонии было зафиксировано в 1997 году в Законе о таможне.44 Последние дополнения в него были внесены в 1999 году. Они касаются сроков и компетенций их определения правительством. Заместитель руководителя отдела налоговой политики при Министерстве финансов Марек Уускюла, сказал: «Закон с самого начала разрабатывался на основе европейского опыта», таким образом, в отличие от СЭЗ, действующих в других странах Балтии, при вступлении в ЕС Эстонии практически ничего не пришлось менять.

СЭЗ в Эстонии, предоставляет всего два вида льгот. Первая – не нужно платить экспортные и импортные пошлины, НДС, налог с оборота, акцизы и некоторые таможенные пошлины на  пищевые продукты.  Вторая – когда груз поступает и покидает зону, не требуется оформлять таможенную декларацию.45

Самый положительный эффект обеспечивается контейнерным грузам.  Для таких грузов, как, например, нефть и удобрения, он не столь значителен, так как они перевозятся большими объемами, и бумажной документации требуется меньше.

Что касается производства на территории СЭЗ, то НДС  в этом случае облагается только в качестве услуги. К  находящемуся на складах товару относятся так, как будто его не существует, – НДС, акциз и т. д. взимаются лишь тогда, когда товар покидает зону.

Частично принципы СЭЗ были в Эстонии разработаны еще в 1993 году, но заинтересованные в ее создании лица появились лишь в   1997-м. Было принято решение создать свободную таможенную зону в порту Мууга. Принципы работы порта в новых условиях поручили определить специалистам Министерства путей сообщения и связи, которые взяли за основу  опыт голландского свободного порта.

Поначалу планировалось, что весь крупнейший грузовой порт Мууга станет работать как свободный порт. Проект сорвался. Это объяснялось тем, что ни государство, ни большинство портовых операторов не посчитали нужным вкладывать деньги в ограждения и прочие охранные системы.

В результате появилась первая в Эстонии СЭЗ в порту Мууга, где стали работать несколько операторов. Мууга является крупнейшим в Эстонии морским торговым портом международного значения.46 Находится в 16-ти километрах от центра Таллинна. Условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять круглогодичную эксплуатацию порта. Также это один из современнейших портов  на восточном побережье Балтийского моря, инфраструктура которого, постоянно модернизируется и расширяется. В последние три года в развитее порта было инвестировано 220 млн. евро.

Еще одна зона находится в промышленном регионе Силламяэ, она была создана 1 ноября 1998 года. С инициативой ее создания выступил бывший премьер-министр Эстонии и директор действующего и крупнейшего в этом регионе производителя нерудных материалов Silmet Тийт Вяхи.47 Эта зона, была создана с целью, помочь развитию депрессивного региона.

Особое значение СЭЗ в Силламяэ может иметь для нарвских электростанций: резерв мощности у них очень велик, а производство редкоземельных элементов в Силламяэ , на развитие которого и планируется делать основной упор, крайне энергоемко. Кроме того, если зона заработает на полную мощность, вполне возможно строительство порта, через который будут проходить основные грузопотоки, ориентированные на СЭЗ. А это дополнительные, и весьма значительные, капиталовложения и рабочие места.

В 1999 году правительство дало разрешение на создание небольшой свободной таможенной зоны в городе Валга, находящемся на юге Эстонии. Ведь зоной можно сделать обычное шоссе, объявив для пользующихся им какие-то льготы. Рост проезжающего по дороге транспорта позволит создать дополнительные рабочие места на расположенных рядом бензозаправочных станциях, в магазинах и гостиницах.

Самая молодая СЭЗ Эстонии, ставшая таковой в 2010г располагается в порту Палдиски.48 Любая СЭЗ должна быть привязана к какой-либо транспортной артерии, будь то железная дорога или шоссе, а в идеале - к транспортному узлу. И Палдиски в этом смысле - вариант идеальный, поскольку имеет порты, железнодорожную линию, шоссе, а в удаленном всего на несколько километров Эмари - аэродром.

Следует заметить, что само существование СЭЗ напрямую зависит от государственной поддержки. О создании СЭЗ может заявить любое учреждение,49 от гигантского производственного объединения до детского сада. Это не имеет значения, если государство не поддержит концерн.

Резиденты СЭЗ в Эстонии не платят таможенные сборы и акцизы. От 18-процентного НДС освобождены товары, ввозимые в зону для обработки и последующего вывоза в рамках глобальной международной индустриальной кооперации.

Помимо льгот есть здесь и другие привлекательные для предпринимателей, да и для политиков, моменты, на которые указывают специалисты.

После вступления Эстонии в Евросоюз, её СЭЗ оказались уже в двадцати километрах не просто от эстонско-российской границы, а от границы ЕС и СНГ.50 Помимо этого в Силламяэ сходятся четыре транспортные магистрали: автомобильная, железнодорожная, трубопроводная (газ) и морская.

Нигде больше в такой близости от границ ЕС и СНГ нет такого уникального сочетания. Силламяэ обладает неплохо развитой инфраструктурой и населением, которое, во-первых, проживает компактно; во-вторых, владеет эстонским и русским, а теперь еще и английским или немецким языками; в-третьих, в его среде имеется немало высококвалифицированных специалистов.

Силламяэская свободная зона оказалась самой эффективной из всех. Собственно, и сравнивать-то практически не с чем. В СЭЗ Валга пока только создаются бизнес инкубаторы для технологических spin-off проектов, иначе говоря, для ускоренной "раскрутки" самых передовых идей в наукоемком и экологически чистом производстве.

К примеру, танталовые порошки для высокоемких конденсаторов (для использования, например, в мобильных телефонах); новейшие автомобильные катализаторы, другие промышленные новинки. А в Мууге - фактически лишь свободный порт.

По словам Тийта Вяхи,51 Силламяэская зона - только в самом начале своего пути к созданию индустриально-финансово-торгового центра по примеру того же Сингапура. По мнению известного эксперта доктора экономических наук профессора Ханона Барабанера, свободная зона в Силламяэ, помимо прочего, может стать для эстонских и российских предпринимателей зоной совместных действий,52 открывающей возможность для обходного маневра политическому противостоянию.

Информация о работе Эстония в системе международных экономических отношений