Элостичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
1. Эластичность спроса ……………..……………………………………….. 5
1.1. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности спроса … 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ……………………………
1.3. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию …………… 12
14
1.4. Эластичность спроса по доходу ……………………………………… 16
1.5.Перекрестная эластичность спроса……………………………………….. 19
2. Эластичность предложения ……………………………………………….. 22
3. Практическое значение анализа эластичности ………………………… 25
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический список …………………………………….…………… 32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 138.15 Кб (Скачать)

  (1.5)

                                                        (1.6)

     В большинстве  случаев с увеличением цены   товара P спрос Q на него уменьшается. Поэтому можно считать, что эластичность спроса по цене всегда отрицательна. При анализе спроса знак эластичности не представляет интереса (хотя бывают товары, например товары Гиффена, на которые эластичность спроса по цене имеет положительное значение.)   Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину  эластичности ή=.

     В зависимости от принимаемых значений   спрос бывает:

     1)эластичным, если процентное изменение цены  ведет к большому процентному  изменению величины спроса:  >1

     2)неэластичным, если процентное изменение объема  спроса меньше процентного изменения  цены: 0<<1

     3) единичной эластичности, если процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены:=1

      4) совершенно (абсолютно) эластичным:=+∞.

      5) совершенно (абсолютно) неэластичным:=0.

Реакция покупателей в зависимости от эластичности спроса приведена ниже (таб.1.2)

                Таблица 1.2 Реакция покупателей на  изменение цены товара

Величина  

Характер спроса

                       Поведение покупателей

Если цена снижается

Если цена возрастает

=∞

Совершенно эластичный

Повышается объем закупок на неограниченную величину

Снижается объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара)

1<< +∞

Эластичный

Значительно повышается объем закупок (спрос растет более высокими  темпами, чем снижается цена)

Значительно снижается объем закупок (спрос снижается более высокими  темпами, чем растет цена)

=1

Единичная эластичность

Спрос растет с тем же темпом, что падает цена

Спрос снижается с тем же темпом, что растет цена

0<<1

Неэластичный

Темп роста спроса меньше темпа снижения цены

Темп снижения спроса меньше темпа роста цены

=0

Совершенно неэластичный

Объем закупок совершенно не изменяется

Объем закупок совершенно не изменяется




 

         Если функция спроса сводится  к линейной, то она делится  на участки эластичного и неэластичного  спроса. В качестве границы между  участками выступает точка, в  которой =1.

    Для подтверждения  фактов:

  1. Точечная эластичность более точная, чем дуговая;
  2. Наклон кривой спроса и эластичность нельзя отождествлять;
  3. Кривая спроса, даже если она является прямой, имеет участки эластичного и неэластичного спроса[8,c177].

         Таблица 1.3  Сравнение результатов  точечной и дуговой эластичности  спроса по цене

                      Общее

Отличия

  1. Измеряют чувствительность объема спроса на изменение цены
  1. Точечная- измеряет чувствительность в точке; дуговая- на отрезке между двумя точками

2.Существуют участки эластичного и неэластичного спроса

  1. Различия в значениях на участках эластичного и неэластичного спроса
  1. Одинаковые значения на промежутке С→А (при дуговой эластичности) и на С→А (при точечной эластичности) на кривых спроса 

3.При расчете дуговой эластичности при повышении и понижении цены значение одинаковы, в точечной эластичности будет отличаться одна точка


 

     Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Отличаться значения эластичности спроса по цене (дуговой и точечной) будет только в произвольно взятых точках.
  2. Точечная эластичность является более точной по сравнению с дуговой, однако на практике наиболее применима дуговая эластичность.
  3. Вне зависимости от наклона линии спроса выделяют отрезки эластичного и неэластичного спроса[8,c180].

 

 

 

 

 

 

 

           1. 2.   Факторы, влияющие на эластичность спроса

 

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [4, с. 137].

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней белорусской  семьи[4,c 140].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.3.Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию.

             С точки зрения оценки рыночной среды, которая окружает сельскохозяйственные предприятия, крайне важно знать такую характерную особенность сельского хозяйства, как ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственный  продукт. Ценовая эластичность спроса - это количественное отражение реакции потребителей на изменение цены на товары. Такая реакция следует из действия закона спроса, согласно которому потребители сокращают приобретение товаров при росте цен на них, и  наоборот, приобретут их больше при снижении цен. Однако это действие закона проявляется далеко не одинаково по различным товаров, т.е. имеет место различная степень чувствительности потребителей к изменению цены на тот или другой товар[5,c100].

         Итак, можно выделить три группы  товаров по уровню ценовой  эластичности Ценовой спрос на  первую группу относительно эластичный, когда небольшие изменения в  цене приводят значительные изменения  объема их продажи.  К второй  группе относятся товары с  пропорциональной (единичной) эластичностью, когда объем продаж изменяется  пропорционально изменениям в  цене. Третья группа - товары, по которым  даже существенные изменения  цены вызывают небольшие смены  в объеме продаж спрос на  эти товары называют относительно  неэластичным.

       Сельскохозяйственная  продукция относится именно к  третьей группе товаров с относительно  неэластичным спросом. По данным  американских ученых, в развитых  странах с рыночной экономикой  коэффициент эластичности  на  эту продукцию, рассчитанный как  отношение процентного изменения  объема реализованной продукции  к процентному изменению цены  на него, составляет лишь 0,20-0,25.  Это означает, что потребители  увеличат приобретение сельскохозяйственной  продукции, скажем, 5% лишь тогда, когда  цена на нее снизится на 20-25%. Это соотношение следует из экономического содержания коэффициента эластичности, который указывает, на сколько процентов меняется объем продаж при изменении цены на один процент.

        Степень  эластичности спроса на товары  существенно влияет на экономическое  состояние предприятия.  Если  спрос эластичен, то при снижении  цены на товар денежная выручка  от реализации его увеличивается, поскольку выше темп роста  продаж по сравнению с более  низким темпом снижения цены  позволяет компенсировать потери  от такого снижения. Повышение  цены за эластичного спроса  на товар приведет к противоположным  последствиям - общий денежный доход  сократится, поскольку его прирост  от роста цены не компенсирует  потерь от снижения объема продажу[5,c 110]

        По  единичной эластичности спроса  денежный доход от снижения  или повышения цены не меняется, поскольку потеря выручки в  результате уменьшения объема  продаж из-за роста цены будет  компенсирована дополнительным  налоговым доходом от такого  роста, и наоборот, при снижении  цены потеря выручки по этой  причине компенсироваться увеличением  продажа.

         При относительно неэластичного  спроса на товары снижение  на них цены всегда приводит  к уменьшению денежной выручки  от их реализации. Ведь при  таком спросе существенное снижение  цены приведет лишь незначительное  увеличение объема продаж. Полученный  в результате этого дополнительный  доход не компенсирует потери, возникшие от снижения цены. Однако  за повышение цены на товары  с относительно неэластичным  спросом  а денежным,  выручка  увеличится, поскольку дополнительный  доход от роста цены будет  больше, чем потери от уменьшения  объема продаж.

      Относительная  неэластичность спроса на сельскохозяйственную  продукцию является следствием  действия нескольких факторов, определяющих  степень чувствительности потребителей  к изменению цены на товары. Главным из них является фактор  замещения, когда при росте цен  на один товар потребитель  может удовлетворить ты ту  же свою потребность, купив другой  товар, цена на который не изменилась  или уменьшилась. Но такое замещение  по продовольственных товаров  слишком ограничено из-за биологические  свойства человеческого организма. Тут проявляется общая закономерность - чем меньше существует заменителей  какого-либо товара, тем менее  эластичен спрос на него, и  наоборот. Отсюда становится понятным, что, например, спрос на зерно, а  значит и на хлеб, является  неэластичным, поскольку этот продукт  практически невозможно заменить  другим. Поэтому при существенном  повышении цены на хлеб объем  продаж его изменится  мало.

     Следовательно, предприятия должны строить свою  тактику и стратегию с обязательным  учетом того, какая ценовая эластичность  спроса на товары, которыми производятся. Ведь зная коэффициент эластичности  того или иного вида продукции, можно предположить, на сколько  процентов может снизиться цена  на нее при условии увеличения  объема ее продаж на региональном  рынке. Возникает также возможность рассчитать и уровень такой цены, а следовательно, и спрогнозировать доходы предприятия[5,c 112].

 

              1. 4.   Эластичность спроса по доходу

Информация о работе Элостичность спроса и предложения