Элостичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
1. Эластичность спроса ……………..……………………………………….. 5
1.1. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности спроса … 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ……………………………
1.3. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию …………… 12
14
1.4. Эластичность спроса по доходу ……………………………………… 16
1.5.Перекрестная эластичность спроса……………………………………….. 19
2. Эластичность предложения ……………………………………………….. 22
3. Практическое значение анализа эластичности ………………………… 25
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический список …………………………………….…………… 32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 138.15 Кб (Скачать)

 

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                 (1.7)                                      

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

       ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. [6, с. 112]

Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

В табл. 1.3  приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) [5, с. 72].

На рис. 4, а представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 4, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис.4, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины). 

Таблица  1.4Эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.)

 

Группа товаров

Наименование товаров

Значение

1

2

3

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью

Цельное молоко
Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2


 

                                                                        Продолжение таблицы 1.4

 

1

2

3

Неэластичные товары

Кофе

Птица

Сыр

Говядина

Сигареты

0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

Эластичные товары

Бензин

Вино

Товары длительного пользования

1,1

1,4

1,8


 

 

 


Рис. 4. Эластичность спроса по доходу [5, с. 74]

 

Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [7 , с. 114].

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.

Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. 5.   Перекрестная эластичность  спроса

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

 

                                         (1.8)

 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами[8,c182].

       Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию. Отсюда вытекает, что продовец стремится сместить цену в зону эластичного спроса. В зоне неэластичного спроса, где цены низки, продавцу находиться невыгодно. Снижение цены может быть осуществлено только под давлением конкуренции или целенаправленных мер государства. Именно этим объясняется тот факт, что цены на социально значимые товары и вообще на товары первой необходимости в рыночной экономике государство стремится удержать в зоне неэластичного спроса[8,c185]

   Исходя из эластичности  спроса по цене, строят свою  систему ценообразования и производимости. При этом в качестве критерия  эффективности они используют  объем приболи (в большинстве  случаев основной целью предприятия  является максимизация прибыли), которая исчисляется как разность  между валовой выручкой и издержками  производства (тем самым происходит  соизмерение валовой выручки  и издержек производства).

   Допустим предприятие  решило с целью увеличения  реализации товара снизить цену  на 5 ℅. Если эластичность спроса  по цене равна - 4, то в результате  проведения такой ценовой политики  спрос на продукцию увеличится  на 20℅. Это, в свою очередь, изменит  валовую выручку предприятия  с 10 млн. руб. до 12,5 млн. руб. При этом  предприятие вынуждено увеличить  расходы (издержек) на производство  продукции.

    Анализируя целесообразность  снижения цены для предприятия, необходимо выявить не только  изменение выручки от реализации, но и изменение прибыли (сравнить  первоначальный объем прибыли  предприятия с прибылью после  снижения цены):

    1) если прибыль  после снижение цены превышает  первоначальный размер, предприятие  выигрывает от снижения цены;

     2) если прибыль  меньше первоначального размера, предприятие проиграло от данной  ценовой политики.

    От величины  эластичности спроса по цене  зависит не только поведение  фирмы- производителя с ее структурой  издержек, но и государства при  проведении им экономической  политики.

     При проведении  налоговой политики:

     1. Чем меньше  наклон кривой спроса на товар  наклона предложения, тем большая  часть налогового бремени распределиться  в сторону потребителей

     2. Чем больше  наклон функции спроса на товар  наклона предложения, тем большее  влияние окажет налоговая политика  на производителя 

      При проведении  дотационной политики (субсидий, индексации ).

      3. Если наклон  функции предложения больше наклона  кривой спроса, то большую часть  выигрыш от дотаций государства  получают потребители 

      4. Если наклон  предложения меньше наклона функции  спроса, то выигрыш перераспределяется  в сторону производителей продукции[8,c183].

   Вывод: Меры реакции  одной величины на изменение  другой называется 

эластичностью. Если обсалютная величина показателя ценой эластичности

спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросам.

   Если обсалютная  величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1,то  спрос относительно неэластичен.

   Существует два  метода расчета эластичности  спроса точечная и дуговая.

    Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность  спроса,

является наличие товаров-заменителей.

    Сельскохозяйственная  продукция относится к неэластичному  спросу.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      2.  Эластичность предложения

 

Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

 

                                       (2.1)

 

где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности[8,c185].

1.Обычно при оценке  эластичности предложения рассматриваются  три временных периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.

Мгновенным называют период времени, в течение которого все факторы производства постоянны (трудовые, материальные и финансовые ресурсы), поэтому предложение товара не может быть изменено,  =0. В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции[8,c186].

      Под краткосрочным  понимается период, слишком короткий  для осуществления каких-либо  изменений в объеме выпускаемой  продукции. Например, садовод, вырастивший  яблоки и приехавший на рынок  их продавать, не может изменить  количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная  цена. В этом случае предложение  является неэластичным.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 5).

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

 

 

Рис. 5. Варианты эластичности предложения:

кривая А — единичная эластичность;

кривая В — эластичное предложение;

кривая С — неэластичное предложение [3, с. 101]

 

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

2.Типы предлагаемых к  продаже товаров и услуг: товары, услуги, технология производства  которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение  по цене, и наоборот.

Информация о работе Элостичность спроса и предложения