Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 17:36, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
1. Эластичность спроса ……………..……………………………………….. 5
1.1. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности спроса … 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ……………………………
1.3. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию …………… 12
14
1.4. Эластичность спроса по доходу ……………………………………… 16
1.5.Перекрестная эластичность спроса……………………………………….. 19
2. Эластичность предложения ……………………………………………….. 22
3. Практическое значение анализа эластичности ………………………… 25
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиографический список …………………………………….…………… 32
3. Наличие свободных (незагруженных)
производственных мощностей (
4. Возможность длительного
хранения продукции и
5. Степень монополизации
отрасли и возможности
6. Технологические особенности
налаживания производства
Вывод: Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
При оценке эластичности
предложения рассматриваются
периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.
3.Практическое значение анализа эластичности
Большое влияние на поведение продавцов товаров и услуг оказывает эластичность спроса по цене. Основной целью продавцов является такое ценообразование, при которых достигается наибольшая выручка от реализации продукции. Рассмотрим пример:
1. функция спроса линейная – ;
2. эластичность спроса
по цене рассчитывается
Валовая выручка продавца (TR) (выручка от реализации, валовой доход) показывает объем денежных средств, полученный продавцом при реализации продукции, рассчитывается путем умножения цены товара (P) на объем реализованного товара (Q).
Единичная эластичность спроса по цене делит функцию спроса на две части: эластичного и неэластичного спроса. Поэтому для продавца выгодно:
1) снижать цену на участке эластичного спроса, так как процентное снижение цены дает большее процентное увеличение объема спроса, что приводит (рис.6) к росту объема валовой выручки, и наоборот;
2) повышать цену
на участке неэластичного
Отсюда
вытекает, что продавец стремится
сместить цену в зону
Исходя из эластичности
спроса по цене, строят свою
систему ценообразования и
Допустим предприятие
решило с целью увеличения
реализации товара снизить
Анализируя целесообразность
снижения цены для предприятия,
необходимо выявить не только
изменение выручки от
1) если прибыль после снижение цены превышает первоначальный размер, предприятие выигрывает от снижения цены;
2) если прибыль
меньше первоначального
От величины эластичности спроса по цене зависит не только поведение фирмы- производителя с ее структурой издержек, но и государства при проведении им экономической политики.
При проведении налоговой политики:
1. Чем меньше
наклон кривой спроса на товар
наклона предложения, тем большая
часть налогового бремени
(рис.6.1, а).
2. Чем больше
наклон функции спроса на
При проведении дотационной политики ( субсидий, индексации ).
Рис.6.1 Распределение налогового бремени при различных наклонах кривых спроса и предложения: S, S-кривая предложения до и после введения налога;
D-кривая спроса.
Рис.6.2. Распределение дотационного выигрыша на рынке при разных наклонах кривых спроса и предложения: S, S- кривая предложения до и после введение дотации; D -кривая спроса.
3. Если наклон
функции предложения больше
(рис.6.2, а);
4. Если наклон
предложения меньше наклона
Вывод: Большое влияние на поведение продавцов товаров и услуг оказывает эластичность спроса по цене. Основной целью продавцов является такое ценообразование, при которых достигается наибольшая выручка от реализации продукции
Валовая выручка продавца (TR) (выручка от реализации, валовой доход) показывает объем денежных средств, полученный продавцом при реализации продукции, рассчитывается путем умножения цены товара (P) на объем реализованного товара (Q).
От величины эластичности спроса по цене зависит не только поведение фирмы- производителя с ее структурой издержек, но и государства при проведении им экономической политики.
Заключение
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения
дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
Существует два метода расчета эластичности спроса.
Точечная эластичность - это мера чувствительности величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке.
Дуговая эластичность – это мера чувствительности величины спроса, отражающая конечное изменение цен (оно характеризуется перемещением от одной точки на кривой спроса к другой).
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.
Мгновенным называют период времени, в течение которого все факторы производства постоянны (трудовые, материальные и финансовые ресурсы).
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
8. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Экономическая теория/Учебник.- Минск «ТетраСистемс»,2011.- 463 с.
9. Современная экономика.
Материалы к семинарским
10.Фишер С., Экономика: учебник/ С .Фишер, Р. Дорнбуш , Р. Шмалензи. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.