Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:47, контрольная работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I. Специфика общественных благ……………………………….………..4
Глава II. Особенности спроса на общественные блага…………………………8
Глава III. Проблема «безбилетника»…………………………………………….9
Глава IV. Предоставление общественных благ посредством рынка…………10
Глава V. Предоставление общественных благ государством………………...11
Глава VI. Границы предоставления общественных благ…………………..…12
Глава VII. Перспективные тенденции в развитии общественных благ……...14
Заключение……………………………………………………………….………15
Библиографический список……………………………………………….……16
Аналогия с «безбилетником» весьма полезна, ибо высвечивает принципиальную невыполнимость сентенций типа: «На наших улицах было бы чисто, если бы каждый из нас не сорил». Да, все мы выиграли бы, если б только каждый из нас …. Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным интересам.
Поднимая
«проблему безбилетника»
Возможности
рынка в предоставлении общественных
благ – это исключающие
Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится
в постоянном пользовании потребителя,
а круг его потребителей ограничен,
в качестве метода исключения «зайцев»
может служить создание особых организаций
по совместному использованию
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство.
Формы
участия государства в
Введение единой платы, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, т.к. будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.
Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие транзакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.
Последнее
десятилетие отмечено бурным развитием
интеграции в рамках ЕС, когда многие
общественные блага перестают быть
национальными, становясь общеевропейскими.
Совершенствуются и изменяются функции
многих институтов ЕС, возникают новые
механизмы принятия решений, в том
числе касающиеся предоставления общеевропейских
общественных благ, решаются вопросы
об изменении компетенции
К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.
Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.) диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых,
- интернационализация
К
их числу сегодня относят
Международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение проблем бедности, более равномерного распределения капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.
Заключение
Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.
Обеспечение
производства общественных благ –
первейшая функция любого государства.
В этой связи для повышения
эффективности соответствующего сектора
экономики необходимо достижение баланса
интересов производителей и потребителей
этих благ, что требует реформирования
бюджетного процесса. Создание соответствующей
системы бюджетно-налоговых и
других институтов воспроизводства
общественных благ, можно надеяться,
приведет к задействованию в этой
области механизма конкуренции
– главного двигателя общественного
прогресса.
Библиографический список:
1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М., 2000, гл.18.
2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 832 с.
3. Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / Сб. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-С. 59-84.
4.Герасименко
В. Современная рыночная
5. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны //' Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 67-77.
6. Гранберг AT. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 348с.
7. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 432 с.
8.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика – М., 2000, гл.1.
9.Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации – Вопросы экономики, 2002, №10.
10.Экономика
/Под ред. А.С. Булатова – М., 2001, гл.2.
2 вопрос. Недобросовестная конкуренция – это получение преимуществ путем нарушения:
а) законодательства РФ;
б) обычаев делового оборота;
в) обыкновений;
г) требований добропорядочности;
д) требований разумности и справедливости.
Правильные ответы на данный вопрос теста являются – «а», «б», «г» и «д».