Экономичес-кие реформы 1985г.-1991г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Оглавление

Содержание.
Экономические реформы 1985 — 1991 гг.
1.Стратегия ускорения…………………………………………2
2.Экономическая реформа 1987 г…………………………….2-3
3.Второй этап экономической реформы………….…...….3-4
4.Программа «500 дней»………………………………..…….4-5

Файлы: 1 файл

48.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

 

 

Экономичес-кие  реформы 1985г.-1991г.

 

 

 

 

 

                                                                                                           Работа:МнацаканянН.Э

                                                                                                  Ученицы:9«Г»класса.

                                                                                                  Проверял:Гарибян К.М.


Содержание.

Экономические реформы 1985 — 1991 гг.

1.Стратегия ускорения…………………………………………2

2.Экономическая реформа 1987 г…………………………….2-3

3.Второй этап  экономической реформы………….…...….3-4   

4.Программа «500 дней»………………………………..…….4-5

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.) http://school.xvatit.com

2.)http://yandex.ru/yandsearch?lr=55&msid=22894.27861.1360939849.14939&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B+1985-1991

3.) http://www.websib.ru/fio/fp/works/033/nobel/peace/gorbachev.htm

4.) http://sergvelkovelli.com/category/istoriya-rossii/dvenadcataya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия ускорения.

В апреле 1985 г. новое советское руководство  провозгласило курс на ускорение  социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический  прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». 
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная  кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .

Для контроля за качеством продукции  была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая  роста управленческою аппарата и  материальных затрат. Качество продукции  от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические  стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время  усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев  аварийности. Взрыв на Чернобыльской  АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей  РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень  привлекательными, исправить положение  в экономике невозможно. Руководство  страны приступило к разработке программы  экономической реформы.

 
Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек  известных экономистов, давно выступавших  за проведение преобразований в экономике, —  Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

—  расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; 
 —  постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); 
 —  отказ от монополии внешней торговли; 
 —  более глубокая интеграция в мировой рынок; 
 —  сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; 
 —  признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда  же был принят ключевой документ реформы  — «Закон о государственном предприятии»
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

 

Второй этап экономической реформы. 

По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время  предлагавшиеся им меры не носили последовательного  характера. Так, он провел через Верховный  Совет СССР в июне 1990 г. постановление  «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и  конкретные законы. Они предусматривали  перевод промышленных предприятий  на аренду, постепенную децентрализацию  и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и  др.

Однако реализация большинства  названных мероприятий откладывалась  до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий  на аренду растягивался до 1995 г. 
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства  также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о  целесообразности арендного подряда  на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению  землей, определению площади индивидуального  участка и поголовья скота  должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении  конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых  земель и содержалось 3% поголовья  скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под  постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых  в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. —  в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения  уровня жизни населения простые  люди все меньше верили в способность  властей добиться перемен к лучшему. 
Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

 
Программа «500 дней».

После выборов народных депутатов  РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР  стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять  собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных  предприятий и значительно урезать  экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. 

Скорректированная программа предусматривала  переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В  июне 1991 г. Президентом России был  избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками  выборов курса на радикализацию  и ускорение экономических реформ.

 
Документы

 
Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобреных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства  на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой  демократизации управления, всемерной  активизации человеческого фактора.

 
Из постановления пленума  ЦК КПСС «О положении в стране и  задачах КПСС в связи с переходом  экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

ЦК КПСС видит основной смысл  перехода к рынку в том, чтобы  в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы  и мотивации высокоэффективного труда... 
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры. 
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.

 
Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы — экономическая  свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной  системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и  достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

Трудный, но необходимый для судеб  страны перелом, который требуется  осуществить, со-стоит в том, что  на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным  административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной  деятельности и ответственность  каждого гражданина за свое благо-состояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.


Информация о работе Экономичес-кие реформы 1985г.-1991г