Экономическая реформа 1965 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Оглавление

Введение
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Основные положения реформы
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Развитие реформы
Заключение
Используемые источники

Файлы: 1 файл

к.р. по управлению гос собственностью.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

по  дисциплине Управление государственной  собственностью

На  тему: «Экономическая реформа 1965 года» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Студентка группы ЮЗВ-2-06

                (группа  выходного дня)

                Вандышева Н.И. 
                 

                Проверил:

                К.ю.н., Доцент

                Ельникова Е.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

МОСКВА 2011 г.

Содержание 

  1. Введение
  2. Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
  3. Основные положения реформы
  4. Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
  5. Развитие реформы
  6. Заключение
  7. Используемые источники
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. 

Проблемы  развития советского общества в 70-е  годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной  дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные  статьи. Историки совершенно справедливо  выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. 

Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с  именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение  как застойного. Анализ причин тех  трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя. 

Экономическая реформа 1965 г. в СССР - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965-1971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.  

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана  попытка перехода к интенсивному качеству экономического роста, само понятие  экономической эффективности создало  условия для дальнейшей децентрализации  хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики. Использование понятия прибыли вскрыло неэффективность существующей экономической системы и, в, конечном счете, предопределило переход к перестройке, с ее идеологией возврата к рыночным отношениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов 

Традиционно проведение реформы связывали с  усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций. 

 Впервые  основные идеи реформы были  обнародованы в статье профессора  Харьковского инженерно-экономического  института и Харьковского государственного  университета Е. Г. Либермана  «План, прибыль, премия» в газете  «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др. 

 Статья  положила начало общесоюзной  экономической дискуссии в прессе  и ряду экономических экспериментов,  подтвердивших эффективность предложенных  мероприятий. В западной прессе  и советологии концепция реформ  получила название либерманизм. 

 Как альтернатива  реформе в среде интеллигенции  радикального «технократического»  направления рассматривались идеи  академика В. М. Глушкова, с  1962 г. развивавшего программу  тотальной информатизации экономических  процессов с применением системы  ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ). 

Решающим  аргументом стало  то, что Либерман издержки на проведение своей реформы  оценил в стоимость  бумаги, на которой  будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана. 

2. Основные положения реформы 

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. 

 Реформа  вводилась в действие группой  постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства: 

• «Об улучшении  управления промышленностью, совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС) 

 • «О  совершенствовании планирования  и усилении экономического стимулирования  промышленного производства» (постановление  ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября  1965 г.) 

 • «Положение  о социалистическом государственном  производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г. 

 • «О  мерах по дальнейшему улучшению  кредитования и расчетов в  народном хозяйстве и повышению  роли кредита в стимулировании  производства» (постановление СМ  СССР от 3 апреля 1967 г.) 

 • «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.) 

 • «О  переводе предприятий Министерства  гражданской авиации на новую  систему планирования и экономического  стимулирования» (от 7 июня 1967 г.) 

 • «О  переводе железных дорог Министерства  путей сообщения на новую систему  планирования и экономического  стимулирования» (от 23 июня 1967 г.) 

 • «О  переводе предприятий Министерства  морского флота на новую систему  планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.) 

 • «О  переводе предприятий речного  транспорта союзных республик  на новую систему планирования  и экономического стимулирования»  (7 июля 1967 г.) 

 • «О  переводе эксплуатационных предприятий  и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.) 

• «О совершенствовании  планирования и капитального строительства  и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.) 

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные  в 1957 г., предприятия становились  основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

Расширялась хозяйственная самостоятельность  предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

Ключевое  значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились  нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции. 

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию  повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались  цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. 

 Новая  система народнохозяйственного  планирования была закреплена  в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.: 

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. 

3. Реализация реформы. «Золотая пятилетка» 

Основные  мероприятия реформы были введены  в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе  работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции). 

Информация о работе Экономическая реформа 1965 года