Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Введение
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Основные положения реформы
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Развитие реформы
Заключение
Используемые источники
МОСКОВСКАЯ 
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ 
И ПРАВА 
ЮРИДИЧЕСКИЙ 
ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине Управление государственной собственностью
На 
тему: «Экономическая 
реформа 1965 года» 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студентка группы ЮЗВ-2-06
(группа выходного дня)
Вандышева 
Н.И. 
 
Проверил:
К.ю.н., Доцент
Ельникова 
Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА 2011 г.
Содержание 
Введение 
Экономическая 
реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как 
Косыгинская реформа, на Западе как реформа 
Либермана) — реформа управления народным 
хозяйством и планирования, осуществлённая 
в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением 
экономических методов управления, расширением 
хозяйственной самостоятельности предприятий, 
объединений и организаций, широким использованием 
приёмов материального стимулирования. 
Связывается с именем председателя Совета 
Министров СССР А. Н. Косыгина. 
Проблемы 
развития советского общества в 70-е 
годы, складывание механизма 
Период 70-х-первой 
половины 80-х годов, связанный с 
именем руководителя партии и страны 
Л.И.Брежнева получил определение 
как застойного. Анализ причин тех 
трудностей, с которыми наша страна 
столкнулась в эти годы, поможет нам понять 
причины последовавшего затем глубокого 
кризиса советского общества и социалистического 
общественного строя. 
Экономическая 
реформа 1965 г. в СССР - реформа управления 
народным хозяйством и планирования, осуществлённая 
в 1965-1971 гг. Характеризовалась внедрением 
экономических методов управления, расширением 
хозяйственной самостоятельности предприятий, 
объединений и организаций, широким использованием 
приёмов материального стимулирования. 
Связывается с именем председателя Совета 
Министров СССР А. Н. Косыгина.  
Объективно, 
в ходе реформы в СССР была сделана 
попытка перехода к интенсивному 
качеству экономического роста, само понятие 
экономической эффективности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. 
Общесоюзная экономическая 
дискуссия 1962—1964 годов 
Традиционно 
проведение реформы связывали с 
усложнением экономических 
 Впервые 
основные идеи реформы были 
обнародованы в статье 
 Статья 
положила начало общесоюзной 
экономической дискуссии в 
 Как альтернатива 
реформе в среде интеллигенции 
радикального «
Решающим 
аргументом стало 
то, что Либерман 
издержки на проведение 
своей реформы 
оценил в стоимость 
бумаги, на которой 
будут напечатаны 
соответствующие указы, 
а первые результаты 
пообещал уже через 
считанные месяцы. Косыгин 
— самый «прижимистый» 
член Политбюро, умевший 
считать народную копейку, 
— выбрал реформу Либермана. 
2. 
Основные положения 
реформы 
Реализуемая 
после отстранения от власти Н. С. 
Хрущева реформа представлялась как разрыв 
с проявлениями присущего советской экономической 
политике второй половины 1950-х — начала 
60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», 
практикой административных и волевых 
решений. Декларировалось повышение научного 
уровня руководства экономикой, основанного 
на законах политэкономии социализма. 
Проведение реформы осуществлялось под 
руководством Председателя Совета Министров 
СССР А. Н. Косыгина. 
 Реформа 
вводилась в действие группой 
постановлений ЦК КПСС и Совета 
Министров СССР, распространявших её положения 
на отдельные отрасли и сектора народного 
хозяйства: 
• «Об улучшении 
управления промышленностью, совершенствовании 
планирования и усилении экономического 
стимулирования промышленного производства» 
(Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума 
ЦК КПСС) 
 • «О 
совершенствовании 
 • «Положение 
о социалистическом 
 • «О 
мерах по дальнейшему 
 • «О 
переводе совхозов и других государственных 
сельскохозяйственных предприятий на 
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 
1967 г.) 
 • «О 
переводе предприятий 
 • «О 
переводе железных дорог 
 • «О 
переводе предприятий 
 • «О 
переводе предприятий речного 
транспорта союзных республик 
на новую систему планирования 
и экономического 
 • «О 
переводе эксплуатационных 
• «О совершенствовании 
планирования и капитального строительства 
и об усилении экономического стимулирования 
строительного производства» (28 мая 1969 
г.) 
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась 
хозяйственная 
Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
Ценовая политика: 
оптовая цена реализации должна была 
обеспечивать предприятию заданную 
рентабельность производства. Вводились 
нормативы длительного действия — 
не подлежащие пересмотру в течение определённого 
периода нормы плановой себестоимости 
продукции. 
В сельском 
хозяйстве закупочные цены на продукцию 
повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная 
оплата сверхпланового урожая, снижались 
цены на запчасти и технику, уменьшились 
ставки подоходного налога на крестьян. 
 Новая 
система народнохозяйственного 
планирования была закреплена 
в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.: 
Экономика 
СССР составляет единый 
народнохозяйственный 
комплекс, охватывающий 
все звенья общественного 
производства, распределения 
и обмена на территории 
страны. Руководство 
экономикой осуществляется 
на основе государственных 
планов экономического 
и социального развития, 
с учётом отраслевого 
и территориального 
принципов, при сочетании 
централизованного 
управления с хозяйственной 
самостоятельностью 
и инициативой предприятий, 
объединений и других 
организаций. При этом 
активно используется 
хозяйственный расчёт, 
прибыль, себестоимость, 
другие экономические 
рычаги и стимулы. 
3. 
Реализация реформы. 
«Золотая пятилетка» 
Основные 
мероприятия реформы были введены 
в действие на протяжении 8-й пятилетки 
1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе 
работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной 
продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 
г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).