Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Введение
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Основные положения реформы
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Развитие реформы
Заключение
Используемые источники
МОСКОВСКАЯ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по дисциплине Управление государственной собственностью
На
тему: «Экономическая
реформа 1965 года»
Выполнил:
Студентка группы ЮЗВ-2-06
(группа выходного дня)
Вандышева
Н.И.
Проверил:
К.ю.н., Доцент
Ельникова
Е.В.
МОСКВА 2011 г.
Содержание
Введение
Экономическая
реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как
Косыгинская реформа, на Западе как реформа
Либермана) — реформа управления народным
хозяйством и планирования, осуществлённая
в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением
экономических методов управления, расширением
хозяйственной самостоятельности предприятий,
объединений и организаций, широким использованием
приёмов материального стимулирования.
Связывается с именем председателя Совета
Министров СССР А. Н. Косыгина.
Проблемы
развития советского общества в 70-е
годы, складывание механизма
Период 70-х-первой
половины 80-х годов, связанный с
именем руководителя партии и страны
Л.И.Брежнева получил определение
как застойного. Анализ причин тех
трудностей, с которыми наша страна
столкнулась в эти годы, поможет нам понять
причины последовавшего затем глубокого
кризиса советского общества и социалистического
общественного строя.
Экономическая
реформа 1965 г. в СССР - реформа управления
народным хозяйством и планирования, осуществлённая
в 1965-1971 гг. Характеризовалась внедрением
экономических методов управления, расширением
хозяйственной самостоятельности предприятий,
объединений и организаций, широким использованием
приёмов материального стимулирования.
Связывается с именем председателя Совета
Министров СССР А. Н. Косыгина.
Объективно,
в ходе реформы в СССР была сделана
попытка перехода к интенсивному
качеству экономического роста, само понятие
экономической эффективности
1.
Общесоюзная экономическая
дискуссия 1962—1964 годов
Традиционно
проведение реформы связывали с
усложнением экономических
Впервые
основные идеи реформы были
обнародованы в статье
Статья
положила начало общесоюзной
экономической дискуссии в
Как альтернатива
реформе в среде интеллигенции
радикального «
Решающим
аргументом стало
то, что Либерман
издержки на проведение
своей реформы
оценил в стоимость
бумаги, на которой
будут напечатаны
соответствующие указы,
а первые результаты
пообещал уже через
считанные месяцы. Косыгин
— самый «прижимистый»
член Политбюро, умевший
считать народную копейку,
— выбрал реформу Либермана.
2.
Основные положения
реформы
Реализуемая
после отстранения от власти Н. С.
Хрущева реформа представлялась как разрыв
с проявлениями присущего советской экономической
политике второй половины 1950-х — начала
60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства»,
практикой административных и волевых
решений. Декларировалось повышение научного
уровня руководства экономикой, основанного
на законах политэкономии социализма.
Проведение реформы осуществлялось под
руководством Председателя Совета Министров
СССР А. Н. Косыгина.
Реформа
вводилась в действие группой
постановлений ЦК КПСС и Совета
Министров СССР, распространявших её положения
на отдельные отрасли и сектора народного
хозяйства:
• «Об улучшении
управления промышленностью, совершенствовании
планирования и усилении экономического
стимулирования промышленного производства»
(Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума
ЦК КПСС)
• «О
совершенствовании
• «Положение
о социалистическом
• «О
мерах по дальнейшему
• «О
переводе совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий на
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля
1967 г.)
• «О
переводе предприятий
• «О
переводе железных дорог
• «О
переводе предприятий
• «О
переводе предприятий речного
транспорта союзных республик
на новую систему планирования
и экономического
• «О
переводе эксплуатационных
• «О совершенствовании
планирования и капитального строительства
и об усилении экономического стимулирования
строительного производства» (28 мая 1969
г.)
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась
хозяйственная
Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
Ценовая политика:
оптовая цена реализации должна была
обеспечивать предприятию заданную
рентабельность производства. Вводились
нормативы длительного действия —
не подлежащие пересмотру в течение определённого
периода нормы плановой себестоимости
продукции.
В сельском
хозяйстве закупочные цены на продукцию
повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная
оплата сверхпланового урожая, снижались
цены на запчасти и технику, уменьшились
ставки подоходного налога на крестьян.
Новая
система народнохозяйственного
планирования была закреплена
в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
Экономика
СССР составляет единый
народнохозяйственный
комплекс, охватывающий
все звенья общественного
производства, распределения
и обмена на территории
страны. Руководство
экономикой осуществляется
на основе государственных
планов экономического
и социального развития,
с учётом отраслевого
и территориального
принципов, при сочетании
централизованного
управления с хозяйственной
самостоятельностью
и инициативой предприятий,
объединений и других
организаций. При этом
активно используется
хозяйственный расчёт,
прибыль, себестоимость,
другие экономические
рычаги и стимулы.
3.
Реализация реформы.
«Золотая пятилетка»
Основные
мероприятия реформы были введены
в действие на протяжении 8-й пятилетки
1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе
работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной
продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969
г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).