Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Введение
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Основные положения реформы
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Развитие реформы
Заключение
Используемые источники
На протяжении пятилетки
фиксировались рекордные темпы
экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые
темпы роста национального
Восьмая пятилетка
получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.[15]
Среднегодовые
темпы роста, %
годы | Валовой общественный продукт | Национальный доход |
1961—1965 | 6,5 | 6,5 |
1966—1970 | 7,4 | 7,7 |
1971—1975 | 6,4 | 5,7 |
1975—1979 | 4,4 | 4,4 |
Экономические
показатели относительно
предыдущего года (1960
г. = 100)
год | Валовая продукция | Численность персонала | Основные производственные фонды |
1965 | 148 | 123 | 186 |
1970 | 163 | 115 | 152 |
1975 | 137 | 108 | 151 |
1979 | 116 | 107 | 134 |
4.
Развитие реформы
В 1970-е гг. СМ и
Госплан СССР принимают решения,
призванные скорректировать выявившиеся
негативные стороны реформированной
хозяйственной системы —
Постановлением
СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых
мерах по улучшению планирования и экономического
стимулирования промышленного производства»
были восстановлены, начиная с пятилетнего
плана 1971—1975 гг., директивные задания
по росту производительности труда, в
заданиях по реализации выделялся объём
новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая
система управления
•
«О некоторых мероприятиях
по дальнейшему совершенствованию
управления промышленностью»,
постановление ЦК
КПСС и СМ СССР от 2
марта 1973 г.
В 1970 г. существовало
608 объединений (6,2 % занятого персонала,
6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670
объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной
продукции), в том числе: ЗИЛ, АЗЛК,
Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз,
АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные
объединения и комбинаты
Следующей группой
постановлений
• «О дальнейшем совершенствовании
хозяйственного механизма и задачах партийных
и государственных органов» постановление
ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
• «Об улучшении
планирования и усилении
Вводился новый плановый
показатель чистой (нормативной) продукции
учитывавший вновь созданную стоимость
— зарплата плюс усреднённая прибыль,
его задачей было остановить тенденцию
к росту цен и затрат. Вводились поощрительные
надбавки к цене на новую и высококачественную
продукцию и стабильные долговременные
нормативы для фондов экономического
стимулирования. Расширялась практика
составления целевых комплексных научно-технических,
экономических и социальных программ
развития регионов и производственно-
В пореформенный
период в экономике СССР
Соотношение факторов
экономического роста
1961-1965 | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1979 | |
Прирост национального дохода | 37 | 45 | 32 | 19 |
среднегодовой темп прироста | 6,5 | 7,7 | 5,7 | 4,4 |
Производительность общественного труда | 31 | 39 | 25 | 14 |
среднегодовой темп прироста | 5,6 | 6,8 | 4,6 | 3,3 |
Занятые в материальном производстве (прирост) | 10,2 | 6,0 | 6,4 | 3,9 |
среднегодовой темп прироста | 2,00 | 1,20 | 1,25 | 0,95 |
Динамика
фондоотдачи (отношение роста |
0,86 | 0,98 | 0,87 | 0,89 |
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период | 1,00 | 0,99 | 1,03 | 1,00 |
Во второй
половине 1960-х — 70-е гг. реформа
подверглась критике «слева»
со стороны группы учёных, авторов
т. н. СОФЭ — системы оптимального
функционирования экономики. К ним относились
директор Центрального экономико математического
института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак.
Н. П. Федоренко, А.И. Каценелинбойген, С.
С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком
Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве
альтернативы реформе предложили создать
«конструктивную» экономико-математическую
модель социалистической экономики. Будучи
альтернативой «описательной» политической
экономии, СОФЭ должна была полностью
вытеснить товарное производство, заменив
его системой экономико-кибернетических
операций. Впервые, СОФЭ была представлена
на научно-теоретической конференции
Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ
находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и
Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами
выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т
экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод,
проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность
СОФЭ была признана
5.
Свертывание реформ,
итоги и оценки
В современной
историографии доминирует точка
зрения о сворачивании реформы либо
о её полной неудаче.
Если
в 1967 году (в разгар
косыгинских реформ)
на закупку зерна
было затрачено 50,2 тонны
золота, то в 1972 году
— 458,2 тонны (!) (эти
данные историки А. Коротков
и А. Степанов обнаружили
в архивах Политбюро
ЦК КПСС). Это были не
реформы, а путь в никуда…
— Сергей
Константинов
По воспоминаниям
Н. К. Байбакова, особенно негативную роль
играло внутриаппаратное соперничество
между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым.
Контрпродуктивными были разногласия
между Совмином, Госпланом СССР с одной
стороны, и Министерством обороны — с
другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал
за постоянный рост военных расходов,
против увеличения которых выступали
Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом»
для развития реформаторских усилий мог
быть рост поступлений от экспорта энергоносителей,
дающий возможность консервативному советскому
руководству конца 1970-х гг. поддерживать
экономический рост и удовлетворять внутренний
потребительский спрос за счёт быстрого
увеличения импорта.
А. Н.
Косыгину приписываются слова,
сказанные в беседе с главой
правительства Чехословакии
В некоторых
исследованих последних лет в
качестве ключевого фактора, тормозившего
развитие реформы, рассматривается деятельность
сторонников СОФЭ.
Оценивая
итоги реформы, в частности, феномен
«замедления темпов роста» в 1970-е
— 80-е гг. следует принимать во
внимание ряд факторов, влиявших на
темп и качество экономического развития:
Объективно,
в ходе реформы в СССР была сделана
попытка перехода к интенсивному (в противоположность
экстенсивному) качеству экономического
роста, само понятие экономической эффективности
(выраженное в показателе валовой прибыли
предприятия) создало условия для дальнейшей
децентрализации хозяйственной жизни
и создания постиндустриальной экономики.
Заключение
Экономическая
реформа 1965 года предполагала расширение
экономических прав предприятий, развитие
прямых связей между производителями
и потребителями на принципах
взаимной материальной ответственности
и заинтересованности. Предполагалось
внедрять в практику отношения, основанные
на хозяйственных договорах между предприятиями,
для повышения роли экономического стимулирования
была сделана попытка усовершенствовать
систему ценообразования в пользу низкорентабельных
производств. Предполагалось улучшить
систему оплаты труда, увязать ее с материальным
стимулированием работников за счет использования
части доходов предприятия, увязать оплату
труда с общими итогами работы. Все это
называлось хозяйственным расчетом.