Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа
Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13
1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10
1.2. Структура АПК 10-13
2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН 14-24
2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18
2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21
2.3. Производительность с/х. Германии 21-24
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РБ 25-39
3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь
на 2005-2010 годы 28-33
3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
2)
формирование микро- и
Для решения производственных задач предусмотрены:
углубление
специализации путем адаптации
сельскохозяйственного
реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы перерабатывающих предприятий;
объединение субъектов хозяйствования АПК на всех уровнях производства посредством создания вертикально и горизонтально интегрированных структур;
техническое
и технологическое
реформирование
внутрихозяйственной
решение
проблемы кадрового обеспечения
АПК на основе реформирования сети
учебных заведений и
совершенствование
научного обеспечения АПК путем
комплексного решения научно-
Программа
разработана на основе реально
складывающихся возможностей экономики
страны и с учетом преимущественного
привлечения средств регионов и
хозяйств. При этом предусмотренные в
ней мероприятия не ограничиваются только
рассматриваемым периодом. Проблема
развития села является постоянной заботой
государства.
3.3.
Экономические проблемы
Агропромышленный комплекс республики при высоких объемных показателях работы имеет проблемы экономического характера. Впрочем, как и сельскохозяйственное производство всех остальных стран, находящихся на этапе реформирования.
Имеют
место и организационные
Поэтому становится очевидной необходимость перевести агропромышленный комплекс республики на следующий этап его развития, соответствующий условиям рыночной экономики. Необходимо сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее полное и экономически выгодное использование почвенно-климатического потенциала республики, внутриотраслевых резервов материально-технической и энергоресурсной базы предприятий АПК для дальнейшего устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, последовательного повышения экономической эффективности агропромышленного производства.
В
Беларуси отсутствует рынок
Перерабатывающая промышленность испытывает трудности. По причине как физической, так и технологической отсталости большинства предприятий. Одновременно отмечу, что при любом искушении устранить конкурентную среду административными мерами сегодня это сделать уже невозможно. Причины тому - открытость границ с Россией, намечаемое создание единого экономического пространства четырех государств, а в недалекой перспективе и вступление республики в ВТО. Выход мы видим в совершенствовании организации и коренной модернизации всей перерабатывающей промышленности.
Осуществляется
пересмотр структуры
Без преувеличения можно сказать, что самая обсуждаемая проблема АПК - долги отрасли. Село должно за энергоносители порядка 300 млн.USD, по платежам в бюджет -- около 200 млн.USD. Свыше 350 млн.USD -- банкам по кредитам и договорам лизинга. Их регулярно реструктурируют, но затем они опять нарастают, как снежный ком.
Проблема долгов АПК уже застаревшая. Возникла она еще в начале 90-х годов в результате большого диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. К сожалению, диспаритет имеет место и в настоящее время. Кстати, это явление присуще практически всем странам, даже самым развитым. Но он там компенсируется за счет высокого уровня государственной поддержки, который мы пока позволить себе не можем. На чудо с экономическим оздоровлением субъектов хозяйствования нам уповать не приходится. Президент и правительство страны постоянно принимают реальные меры по совершенствованию экономического механизма в АПК. Введен новый ценовой механизм, обеспечивающий рентабельное производство сельскохозяйственной продукции при вполне реальном уровне продуктивности.
Следовательно, можно говорить о том, что создана реальная база для зарабатывания денег и выхода на этой основе субъектов хозяйствования на самоокупаемость и самофинансирование. Собственно, в полной мере реализован важнейший принцип мировой рыночной экономики: производи все, что выгодно, продавай на любых рынках по любой цене, пользуясь при этом преференциями государства.
Полагаю, что эти меры наряду с наращиванием производства востребованной на внутреннем и зарубежных рынках конкурентоспособной продукции позволят существенно укрепить аграрную экономику и тем самым решить все проблемы задолженностей.
Аграрное производство Беларуси многопрофильно. Наша продукция добротная, мы не злоупотребляем различными биостимуляторами. К счастью, у наших животных нет тех страшных инфекционных заболеваний, которые оказались губительными во многих регионах мира. Следовательно, изначально по качественным показателям, продукция белорусских товаропроизводителей в ее широком ассортименте конкурентоспособна. Но ее нужно удешевлять.
Вся
практическая работа сельхозпредприятий
ныне направлена на снижение затратности.
В рыночной экономике по-другому
работать нельзя. Дальнейшее углубление
специализации
В
последние годы аграрный комплекс обеспечивает
положительную тенденцию своего
развития. Снижена убыточность
Приведенная информация вряд ли свидетельствует о кризисной ситуации в аграрной отрасли Беларуси.
Рассмотрев результаты проверки эффективности использования средств бюджета, выделенных на научные разработки и подготовку научных кадров высшей квалификации организации Минсельхозпрода, коллегия Комитета госконтроля отметила, что организациями, не обеспечено в полной мере эффективное использование бюджетных ассигнований и средств инновационных фондов.
В
ряде случаев ресурсы научных
организаций используются министерством
и ведомствами для выполнения
задач, не связанных с научно-
Одной
из причин недостаточной эффективности
использования бюджетных
Не
позволяет обеспечить также необходимую
эффективность бюджетных
В
большинстве проверенных
В ряде случаев средства бюджета были использованы не по целевому назначению, с нарушением законодательства и неэффективно. Например, РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» получило из инновационного фонда Минсельхозпрода 150 млн. Br на выполнение задания «Система сбора, обработки, анализа информации для выработки решений по регулированию деятельности реформируемых базовых и валообразующих сельскохозяйственных предприятий». Разработанная в феврале 2006 г. по данному заданию система сбора и анализа информации Минсельхозпродом на 20.05.2007 г. не использовалась.
Коллегия
отметила недостаточную работу заказчиков
программ и научно-исследовательских
работ — Минсельхозпрода по обеспечению
контроля за эффективным и целевым
использованием бюджетных средств,
выделенных на научные разработки,
за выполнением планов освоения научно-технической
продукции, а также по укреплению состава
научных кадров подведомственных организаций.
Предложено обеспечить возврат в бюджет
средств, необоснованно полученных и не
использованных в срок подведомственными
учреждениями, привлечь виновников к ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, в соответствии с программами, ученые работают над важнейшими приоритетными направлениями научного обеспечения АПК. В области земледелия и растениеводства решается задача по разработке и реализации в производственных условиях систем земледелия на основе биологизации, адаптивной интенсификации, расширенного воспроизводства плодородия почв, ресурсосберегающих технологий, новых энерго - и ресурсоэкономных сортов и средств защиты сельскохозяйственных культур, обеспечивающих стабильную продуктивность пашни в пределах 70-30 ц/га к.вд., луговых угодий - 25-35 ц/га к.ед., производства зерна в пределах 9-10 млн. т, а также формирование сбалансированных и устойчивых агроэкосистем.
Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса