Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13

1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10

1.2. Структура АПК 10-13

2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН 14-24

2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18

2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21

2.3. Производительность с/х. Германии 21-24

3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РБ 25-39

3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь

на 2005-2010 годы 28-33

3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

    2) формирование микро- и макроэкономической  систем хозяйствования в рыночных  условиях, обеспечивающих развитие  и последовательное повышение  эффективности агропромышленного производства.

    Для  решения  производственных задач  предусмотрены: 

    углубление  специализации путем адаптации  сельскохозяйственного производства к почвенно-климатическим условиям, трудовым ресурсам, инфраструктуре агропромышленного  комплекса республики и конъюнктуре мирового рынка;

    реализация  комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы перерабатывающих предприятий;

    объединение субъектов хозяйствования АПК на всех уровнях производства посредством создания вертикально и горизонтально интегрированных структур;

    техническое и технологическое переоснащение  сельскохозяйственного производства, основанное на оптимизации структуры  и состава машинно-тракторного  парка в земледелии и животноводстве, широкое внедрение в сельскохозяйственное  производство индустриальных технологий;

    реформирование  внутрихозяйственной организации  сельскохозяйственных предприятий на основе создания среды для хозрасчетной деятельности и реализации механизмов приватизации в первую очередь экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций;

    решение проблемы кадрового обеспечения  АПК на основе  реформирования сети учебных заведений и образования  учебно-производственных региональных комплексов, повышения качества подготовки специалистов и закрепляемости их на селе  посредством создания надлежащих жилищно-бытовых и других условий;

    совершенствование научного обеспечения АПК путем  комплексного решения научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских  задач, укрепления связи науки с производством посредством создания региональных научно-консультативных центров.

    Программа разработана на основе  реально  складывающихся возможностей экономики  страны и с учетом преимущественного  привлечения средств регионов и  хозяйств. При этом предусмотренные в ней мероприятия не ограничиваются только рассматриваемым периодом. Проблема  развития села является постоянной заботой государства. 

   3.3.    Экономические проблемы реформирования  АПК. 

      Агропромышленный комплекс республики при высоких объемных показателях работы имеет проблемы экономического характера. Впрочем, как и сельскохозяйственное производство всех остальных стран, находящихся на этапе реформирования.

    Имеют место и организационные факторы, лимитирующие экономику аграрного производства. Среди них, в первую очередь, несовершенство организационной структуры АПК, которая в настоящее время в абсолютном большинстве случаев не соответствует требованиям рыночной экономики. Сформированные в рамках плановой экономики внутрихозяйственные отношения в субъектах хозяйствования и сложившаяся система оплаты не направлены на стимулирование высокопроизводительного труда. Имеющая место обезличка средств производства снижает ответственность трудовых коллективов за результаты работы своих предприятий. Существует проблема технического и технологического переоснащения сельскохозяйственного производства, в значительной мере определяющая высокую затратность и неконкурентоспособность производимой продукции. Вследствие этого создаются проблемы с ее реализацией на внешних рынках. В ряде случаев она оказывается неконкурентоспособной и на внутреннем.

           Поэтому становится очевидной необходимость перевести агропромышленный комплекс республики на следующий этап его развития, соответствующий условиям рыночной экономики. Необходимо сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее полное и экономически выгодное использование почвенно-климатического потенциала республики, внутриотраслевых резервов материально-технической и энергоресурсной базы предприятий АПК для дальнейшего устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, последовательного повышения экономической эффективности агропромышленного производства.

    В Беларуси отсутствует рынок сельскохозяйственных земель. Да и мировая практика свидетельствует, что вопрос о форме собственности на землю не имеет определяющего значения для эффективности ведения аграрного производства. Например, даже в США, где частная собственность на землю на основе фермерства сложилась уже исторически, широко применяется арендная форма ее использования. Аналогичная практика имеет место в европейских странах с наиболее высоким уровнем аграрного производства: Бельгии, Франции, Голландии, Дании и других. Далеко не всегда резонно покупать землю. Дешевле ее арендовать, а на имеющиеся средства развивать производство. Практически отсутствуют примеры из мировой практики, где бы замена арендной формы использования земли на частную явилась основополагающим фактором существенного улучшения положения в аграрной отрасли. Сегодня наиболее активно в мире развивает свое аграрное производство Китай, в котором вся земля государственная. Учитывая мировую практику и менталитет белорусского крестьянства, правительство не считает необходимым на ближайшую перспективу вводить частную собственность на землю.

    Перерабатывающая  промышленность испытывает трудности. По причине как физической, так  и технологической отсталости большинства  предприятий. Одновременно отмечу, что при любом искушении устранить конкурентную среду административными мерами сегодня это сделать уже невозможно. Причины тому - открытость границ с Россией, намечаемое создание единого экономического пространства четырех государств, а в недалекой перспективе и вступление республики в ВТО. Выход мы видим в совершенствовании организации и коренной модернизации всей перерабатывающей промышленности.

    Осуществляется  пересмотр структуры перерабатывающих предприятий, приведение ее в соответствие с сырьевыми ресурсами, реальной емкостью внутреннего и зарубежных рынков. Лишние звенья ликвидируются, а часть молокозаводов, мясокомбинатов и комбикормовых заводов будет перепрофилирована на другие виды производства. Важное значение придается устойчивому обеспечению перерабатывающей промышленности сырьем через формирование сырьевых зон.

    Без преувеличения можно сказать, что самая обсуждаемая проблема АПК - долги отрасли. Село должно за энергоносители порядка 300 млн.USD, по платежам в бюджет -- около 200 млн.USD. Свыше 350 млн.USD -- банкам по кредитам и договорам лизинга. Их регулярно реструктурируют, но затем они опять нарастают, как снежный ком.

    Проблема  долгов АПК уже застаревшая. Возникла она еще в начале 90-х годов  в результате большого диспаритета  цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. К сожалению, диспаритет имеет место и в настоящее время. Кстати, это явление присуще практически всем странам, даже самым развитым. Но он там компенсируется за счет высокого уровня государственной поддержки, который мы пока позволить себе не можем. На чудо с экономическим оздоровлением субъектов хозяйствования нам уповать не приходится. Президент и правительство страны постоянно принимают реальные меры по совершенствованию экономического механизма в АПК. Введен новый ценовой механизм, обеспечивающий рентабельное производство сельскохозяйственной продукции при вполне реальном уровне продуктивности.

    Следовательно, можно говорить о том, что создана  реальная база для зарабатывания  денег и выхода на этой основе субъектов  хозяйствования на самоокупаемость  и самофинансирование. Собственно, в полной мере реализован важнейший принцип мировой рыночной экономики: производи все, что выгодно, продавай на любых рынках по любой цене, пользуясь при этом преференциями государства.

    Полагаю, что эти меры наряду с наращиванием производства востребованной на внутреннем и зарубежных рынках конкурентоспособной продукции позволят существенно укрепить аграрную экономику и тем самым решить все проблемы задолженностей.

    Аграрное  производство Беларуси многопрофильно. Наша продукция добротная, мы не злоупотребляем различными биостимуляторами. К счастью, у наших животных нет тех страшных инфекционных заболеваний, которые оказались губительными во многих регионах мира. Следовательно, изначально по качественным показателям, продукция белорусских товаропроизводителей в ее широком ассортименте конкурентоспособна. Но ее нужно удешевлять.

    Вся практическая работа сельхозпредприятий ныне направлена на снижение затратности. В рыночной экономике по-другому  работать нельзя. Дальнейшее углубление специализации сельскохозяйственного  производства - это размещение производства продукции по наиболее экономически выгодным регионам; формирование сырьевых зон для полного обеспечения животноводческих комплексов и перерабатывающих предприятий; интеграция субъектов хозяйствования АПК на принципах горизонтальной и вертикальной кооперации с созданием продуктовых союзов и аграрных финансово-промышленных групп; модернизация перерабатывающей промышленности в рамках принятой правительством целевой программы; совершенствование управления агропромышленным комплексом; дальнейшее техническое и технологическое совершенствование отрасли.

    В последние годы аграрный комплекс обеспечивает положительную тенденцию своего развития. Снижена убыточность сельскохозяйственного  производства. Улучшился ряд экономических  показателей. Рост продуктивности отмечен по всем. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции обеспечивает продовольственную безопасность страны.

    Приведенная информация вряд ли свидетельствует  о кризисной ситуации в аграрной отрасли Беларуси.

      Рассмотрев результаты проверки эффективности использования средств бюджета, выделенных на научные разработки и подготовку научных кадров высшей квалификации организации Минсельхозпрода, коллегия Комитета госконтроля отметила, что организациями, не обеспечено в полной мере эффективное использование бюджетных ассигнований и средств инновационных фондов.

    В ряде случаев ресурсы научных  организаций используются министерством  и ведомствами для выполнения задач, не связанных с научно-исследовательской  деятельностью. Так, РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в АПК» в рамках выполнения научного задания осуществлял еженедельную передачу Минсельхозпроду информации о ходе выполнения принятых государственных и республиканских программ развития АПК и ежемесячное представление контрольного экземпляра аналитического обзора «Информация о выполнении принятых государственных и республиканских программ развития АПК».

    Одной из причин недостаточной эффективности  использования бюджетных средств  является отсутствие должного контроля со стороны заказчиков программ за проведением научных исследований и освоением результатов завершенных научных разработок.

    Не  позволяет обеспечить также необходимую  эффективность бюджетных средств  несвоевременное и неполное освоение научно-технической продукции.

    В большинстве проверенных учреждений установлены нарушения порядка  формирования себестоимости научно-технической  продукции.

    В ряде случаев средства бюджета были использованы не по целевому назначению, с нарушением законодательства и неэффективно. Например, РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» получило из инновационного фонда Минсельхозпрода 150 млн. Br на выполнение задания «Система сбора, обработки, анализа информации для выработки решений по регулированию деятельности реформируемых базовых и валообразующих сельскохозяйственных предприятий». Разработанная в феврале 2006 г. по данному заданию система сбора и анализа информации Минсельхозпродом на 20.05.2007 г. не использовалась.

    Коллегия  отметила недостаточную работу заказчиков программ и научно-исследовательских  работ — Минсельхозпрода по обеспечению  контроля за эффективным и целевым  использованием бюджетных средств, выделенных на научные разработки, за выполнением планов освоения научно-технической продукции, а также по укреплению состава научных кадров подведомственных организаций.  Предложено обеспечить возврат в бюджет средств, необоснованно полученных и не использованных в срок подведомственными учреждениями, привлечь виновников к ответственности. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В настоящее время, в соответствии с программами, ученые работают над  важнейшими приоритетными направлениями  научного обеспечения АПК.  В области  земледелия и растениеводства решается задача по разработке и реализации в производственных условиях систем земледелия на основе биологизации, адаптивной интенсификации, расширенного воспроизводства плодородия почв, ресурсосберегающих технологий, новых энерго - и ресурсоэкономных сортов и средств защиты сельскохозяйственных культур, обеспечивающих стабильную продуктивность пашни в пределах 70-30 ц/га к.вд., луговых угодий - 25-35 ц/га к.ед., производства зерна в пределах 9-10 млн. т, а также формирование сбалансированных и устойчивых агроэкосистем.

Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса