Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13

1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10

1.2. Структура АПК 10-13

2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН 14-24

2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18

2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21

2.3. Производительность с/х. Германии 21-24

3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РБ 25-39

3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь

на 2005-2010 годы 28-33

3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

   В первом разделе сказано, что государство  гарантирует приоритетное развитие села и АПК, его экономической, социальной и правовой политики. Приоритетность обеспечивается: первоочередным направлением инвестиций в развитие села и АПК; кредитно-финансовой, ценовой, ресурсной и налоговой политикой; системой государственной поддержки; демографической политикой; развитием сельскохозяйственной науки и подготовки кадров.

   В законе указывается, что экономическая деятельность агропромышленных производителей осуществляется на основе разнообразных форм собственности, равноправия всех форм хозяйствования и хозяйственной самостоятельности.

   Развитие  и содержание социальной сферы села контролируется местными Советами депутатов. В их ведение поэтапно передаются ведомственные социально-культурные объекты (с согласия собственников). Для обеспечения развития и содержания социальной сферы местными Советами создается фонд социально-культурного развития села.

    Сельскому населению гарантируется одинаковый с городом уровень обеспечения промышленными и продовольственными товарами по единым ценам. Предусмотрено льготное обеспечение стройматериалами, кредитами для индустриального жилищного строительства на селе, льготы на электроэнергию; льготы для женщин, которые трудятся в сельской местности (отпуск ежегодно – 28 календарных дней)

    Закон предусматривает ежегодное направление  на развитие материально-технической  базы АПК и его социальной сферы  не менее 50% общего объема капитальных вложений в народное хозяйство Беларуси. Установлено ежегодное бюджетное финансирование программы социального и экономического развития АПК в объеме не менее 20% от расходной части бюджета Республики Беларусь с учетом инфляции. Фактически на эти нужды отчисляется не более 10% при потребности не менее 35%.

    За  счет республиканского и местных  бюджетов осуществляется строительство  в сельской местности объектов здравоохранения, коммунального хозяйства, газификации, электрификации, телефонизации, радиофикации, внутрихозяйственных дорог.

    Государство через налоговую политику и систему  цен способствует обеспечению эквивалентного обмена между сельским хозяйством и  промышленностью, другими отраслями  народного хозяйства. В целях  сглаживания диспаритета цен  на промышленную и сельскохозяйственную продукцию Кабинет Министров республики ежеквартально проводит их индексацию и гарантирует сельскому хозяйству определенную бюджетную компенсацию затрат от  подорожания средств производства и услуг, способствуя постепенному переходу к свободным закупочным ценам. Государство за счет бюджета осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для всех форм хозяйствования в АПК.

    Основными направлениями обеспечения пропорциональности развития АПК являются.

   1. Улучшение его воспроизводственной структуры, т.е. установление научно обоснованных пропорций в уровне и темпах развития различных сфер АПК.

   2. Улучшение его отраслевой структуры,  т.е. установление научно обоснованных  пропорций в уровнях и темпах  развития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности.

   3. Совершенствование внутриотраслевых  пропорций – оптимизация структуры  растениеводства, животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других  видов перерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна, маслосемян, мяса и т.д.

   4. Улучшение территориальной структуры  АПК, т.е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПК республики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПК до размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременном усилии специализации производства в рамках общереспубликанского разделения труда.

      Оптимизация структуры АПК способна  обеспечить пропорциональное развитие всех его важнейших отраслей, привести в соответствие переработку и сырьевую базу, оптимизировать сырьевые зоны перерабатывающих предприятий. Основным путем усиления пропорциональности развития АПК является повышение научной обоснованности экономического механизма, его функционирования в целом.

     На базе многих хозяйств, изменивших  организационно-правовой статус, созданы  акционерные общества, коллективно-долевые   сельскохозяйственные предприятия  и другие хозяйственные объединения. Большинство крупных хозяйств осуществили первый этап реформирования собственности.

     Государством принимаются меры  по развитию личных подсобных

хозяйств, которые в последние годы получили в свое пользование более

900 тыс.  гектаров сельскохозяйственных  угодий. В настоящее время частный  сектор производит около 30% всей сельскохозяйственной продукции. Функционирует он в 3000 фермерских хозяйств.

    В стране практически действуют свободные  цены на отдельные виды реализуемой  сельскохозяйственными предприятиями  продукции. В целях укрепления технической  оснащенности хозяйств принимается поставка техники по лизингу. Для осуществления реформ созданы новые институционные структуры. К ним относятся Государственный комитет по земельным ресурсам, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

    Республика  располагает достаточным научно-техническим  потенциалом, чтобы уже в ближайшие  годы выйти на урожайность зерновых не

менее 45-50 ц/г, достичь удоев молока от одной  коровы 4000-5000 кг, прироста крупного рогатого скота на уровне 1000 г в сутки. Тем самым можно будет увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции почти в 2 раза. 

               3.2.    Прогноз развития АПК  Республики Беларусь

                                            на 2005-2010 годы.

    Сегодня стало очевидным, что без кардинальных перемен   невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни.

    Более того, социально-политическое и экономическое  положение республики позволяет  приступить к системному решению этой задачи. Создана надежная основа для развития народнохозяйственного комплекса, эффективно работает промышленность, в том числе обслуживающая аграрное производство. Отлажена финансовая система государства, сформирована нормативно-правовая база функционирования субъектов хозяйствования в рыночной среде. Имеются существенные достижения в аграрной науке как по организационному совершенствованию отрасли, так и по технико-технологическому ее переоснащению.

    Результаты  выполнения Программы совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001–2005 годы являются фундаментом для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. Сложились реальные возможности для разработки программного документа, позволяющего комплексно решать многоплановые проблемы социального обустройства села, улучшения духовного и материального благополучия сельского населения, вывода аграрной отрасли на более высокий уровень развития.

    Таким образом, разработка Государственной  программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы обусловлена:

     1) социально-политической важностью  и общегосударственным значением  проблемы, так как для устойчивого  социально-экономического развития  сельских территорий и эффективного  функционирования агропромышленного  комплекса требуется  государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, формирования конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда;

     2) межотраслевым и межведомственным  характером проблем, необходимостью  привлечения к их решению органов  законодательной и  исполнительной  власти на республиканском и  региональном уровнях, поскольку  организационная разобщенность  предприятий аграрного сектора экономики и  объектов социальной сферы   является тормозом  в решении проблем села. Только комплекс социально-экономических,  организационно-хозяйственных, правовых, научных и других мероприятий, увязанный с ресурсами, исполнителями и сроками осуществления, обеспечит эффективное решение задач экономического и социального развития села;

    3) необходимостью приоритетной государственной  финансовой поддержки  социально-экономического  развития села, ибо  ежегодно  принимаемые меры по совершенствованию  системы этой поддержки, как правило, направлены на решение множества обособленных проблем. Каждое ведомство или орган местной власти, ответственные за отдельные вопросы государственного регулирования, пытаются их решить на своем уровне целесообразности. В результате значительные государственные ресурсы расходуются неэффективно. Закрепление в программном документе механизма использования средств государственной поддержки, а также других видов инвестиций для решения стратегических направлений развития села и аграрного производства является актуальнейшей задачей совершенствования народнохозяйственного комплекса страны.

    На  основе   Программы возрождения  и развития села на 2005–2010 годы предстоит  создать устойчивую аграрную экономику, гарантирующую продовольственную  безопасность Беларуси, обеспечение более высокого уровня жизни сельского населения, соответствующего новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

    Основными целями Программы являются возрождение  и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций.

    Поставленные  цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

    1) устойчивое социально-экономическое  развитие сельских территорий, способствующее  формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов.

    Для этого потребуется:

    улучшить  благосостояние сельского населения, повысить уровень доходов работников сельского хозяйства до уровня доходов работников всех отраслей   народного хозяйства;  

    преобразовать сельские населенные пункты в благоустроенные  поселки - качественно новые типы сельских поселений - агрогородки, развить в них жилищное, коммунальное, культурно-бытовое   строительство;

    создать условия для развития многообразия типов сельских населенных пунктов (включая семейно-наследственные, хуторские  и др.);

    обеспечить  надежное, безопасное и эффективное  электро-снабжение, повысить уровень  и качество водо- и газоснабжения сельских поселений; 

    модернизировать дорожную сеть в сельской местности, обеспечить регулярное автобусное сообщение  агрогородков и других населенных пунктов  с районными центрами; 

    улучшить  состояние здоровья сельского населения  за счет доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи;

    повысить  образовательный уровень учащихся сельских школ, привести качество образования  в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

    сохранить и развить культурный потенциал сельских территорий, улучшить доступ различных групп сельского населения к культурным ценностям;

    внедрить  современные технологии  бытового обслуживания сельского населения,  в том числе с использованием производственной базы городов, обеспечивать возможность получения   услуг по месту жительства;

    повысить  эффективность работы предприятий  системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ  по торговому обслуживанию сельского  населения, расширить номенклатуру оказываемых услуг;

    усилить роль физкультуры и спорта в профилактике правонарушений, преодолении алкоголизма, наркомании в среде молодежи;

    привлекать  и закреплять для работы в социальной  и производственной сферах села молодых  специалистов, повышать уровень занятости сельского населения, сохранять и создавать  новые рабочие места;

Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса