Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа
Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13
1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10
1.2. Структура АПК 10-13
2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН 14-24
2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18
2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21
2.3. Производительность с/х. Германии 21-24
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РБ 25-39
3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь
на 2005-2010 годы 28-33
3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В-третьих, неуклонно и достаточно быстро возрастает ценность земли как ресурса, что связано с ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию в связи с увеличением численности населения и с сокращением земель сельскохозяйственного назначения по причине их отвода под промышленное и городское строительство. Уменьшение пашни, в расчете на душу населения, в значительной степени связанно с отчуждением сельскохозяйственных земель для общегосударственных нужд, а также с исключением их из оборота вследствие эрозии почв, заболачивания, засоления, загрязнения и других причин.
В-четвертых, для
Кроме названных естественных имеется целый комплекс организационно-экономических факторов, присущих сельскохозяйственному производству. Результативность сельскохозяйственного производства тесно связана с формами хозяйствования на земле. Исторический опыт показал преимущества частной собственности перед общественной. Однако следует учитывать, что частная собственность использует разные формы хозяйствования – индивидуальную, семейную коллективную, государственную.
Современная
история также подтверждает определяющую
роль не собственности, а форм хозяйствования.
Так, в Дании, Голландии самыми эффективными
оказалась государственные сельские хозяйства,
а в Израиле – государственно-корпоративные
предприятия; в Китае мелкотоварное крестьянское
хозяйство совершило настоящую революцию
в обеспечении населения продовольствия.
1.2. Структура АПК.
АПК характеризуется особой сложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ее можно рассматривать с разных сторон.
Организационно-финансовая структура АПК включает три сферы:
Воспроизводственно-
1.
Производство средств
2.
Сельскохозяйственного
3.
Производство продовольствия, предметов
потребления из
4.
Производственно-технического
5. Реализация конечного продукта АПК потребителю.
Воспроизводственно - функциональная структура АПК показывает соотношение основных технологических стадий производства конечного продукта АПК и роль каждой из них в формировании ее стоимости.
Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области и района. Территориальные АПК районов и областей являются составными элементами единого агропромышленного комплекса республики. Главная их целевая функция – оптимизация размеров производства сельскохозяйственной и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства для нужд местного населения и для продажи и обмена с потребителями других региональных АПК. Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализация сельскохозяйственного производства того или иного региона соответственно влияет на специализацию их АПК.
Продуктово-сырьевая структура АПК включает продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров. Продовольственный комплекс включает подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный, водочно-винодельный, мясной, молочный, масложировой. Комплекс непродовольственных товаров включает следующие подкомплексы: кормовой, текстильный, кожевенный, меховой и др.
Основная целевая функции
Инфраструктура включает в себя предприятия и организации, обслуживающие АПК. Они обеспечивают общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную.
Производственная
инфраструктура включает: систему материально-
Задачей производственной инфраструктуры является обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий.
Социальную инфраструктуру образуют: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; жилищно-коммунальное, бытовое хозяйство; общественный транспорт; и др. Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводство и закрепления рабочей силы.
Для характеристики различных аспектов структуры АПК используется удельный вес численности занятых работников, стоимость производственных основных фондов, стоимости валовой, чистой и конечной продукции каждого комплекса или подкомплекса в общей сумме этих показателей по АПК республики или области в целом.
АПК имеет ключевое значение в экономике страны, определяющей условия развития всего народного хозяйства и жизнедеятельности общества, выражает политическую и экономическую стабильность в мировом масштабе.
В настоящее время, в период нового становления АПК страны основной целью является реформирование производственных отношений с учетом передового опыта лучших с/х. предприятий страны и высокоразвитых стран.
Развитие
с/х. производства тесно связано
с формами хозяйствования. Преимущество
частной собственности перед общественной
оевидно. Частная собственность может
использовать разные формы хозяйствования
– индивидуальную, семейную, коллективную,
государственную. История подтверждает
определяющую роль не собственности, а
форм хозяйствования.
2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
2.1.
Регулирование производства и
сбыта продуктов с/х. в Швеции.
Создание и поддержание государством благоприятных условий для производства и сбыта национальной сельхозпродукции было и остается приоритетным направлением государственной политики всех стран Запада. При этом согласно законодательным актам и правительственным решениям, эффективная защита внутреннего рынка от конкуренции иностранных поставщиков и от некачественной продукции является основной частью стратегии обеспечения экономической безопасности государства.
Согласно
принятому еще в 1940 г. « Закону
о регулировании производства и
сбыта продуктов сельского
Закон 1947 г. «О рационализации сельского хозяйства» с дополнениями 1989-1991 годов определяет политику поддержки конкурентоспособных агропроизводителей и сдерживания сельхозимпорта путем «оградительных» квот и пошлин – в качестве основной в сфере сельскохозяйственного комплекса. Вступление Швеции в ЕЭС в 1995 г. не привело к его отмене или пересмотру. По этому закону « национальное сельское хозяйство должно развиваться таким образом, чтобы занятые в нем лица могли бы получить те же возможности, что и другие группы населения, в деле достижения достаточного уровня дохода…». В этом документе отмечается, что одними лишь протекционистскими мерами невозможно обеспечить устойчивое развитие агросферы. Для этого необходимы комплексные мероприятия.
Средством достижения цели поднятия доходности сельского хозяйства и его эффективности были 2 группы мероприятий.
Первая * рационализация производства путем снижения издержек с помощью ликвидации и (или) укрупнения мелких хозяйств (менее 10 га), вторая * поддержание и регулирование государством цен на продовольствие и продовольственное сырье для обеспечения рентабельности национального сельхозпроизводства. Рационализация производства осуществлялась с помощью местных Сельскохозяйственных комитетов, действующих и поныне.
Рационализация производства предусматривает, что необходимо достигнуть такого уровня агрохозяйств, при котором их прибыль (после покрытия издержек) достигла бы размера заработной платы квалифицированных рабочих в среднем по промышленности страны. Сельскохозяйственные комитеты, в зависимости от мировой конъюнктуры и уровня издержек «базисных» хозяйств (размером свыше 10 , но не более 20 га) рекомендуют определенные цены на их продукцию на внутреннем рынке. Хозяйства в 20-30 га считаются «оптимальными».
Купля-продажа земли, согласно Закону 1947 г. и другим нормативным актам, производится только с разрешения и под контролем губернских Сельскохозяйственных комитетов, деятельность которых подотчетна риксдагу и правительству. Ввиду ограниченности сельскохозяйственного земельного фонда в Швеции, использование сельскохозяйственных земель не по назначению чревато крупными штрафами и судебным преследованием.
Если земля или хозяйство переходят от старого собственника к новому, Сельхозкомитет (СК) определяет размер госсубсидий и гарантированного кредита на улучшение хозяйства (плодородия земли) силами этого собственника. Если же земля (хозяйство) приобретается, то все «улучшающие» меры осуществляются этим Комитетом. После чего такое хозяйство (земля) может продаваться другим агрообъектам, но при этом государство покупает пашню и прилегающий лес, а также водоемы.
За счет госдотаций, согласно законодательным актам 1947, 1958, 1970 гг. и дополнения к ним, покрывается до 40% всех расходов на улучшения качества почвы или самого хозяйства. Государство выплачивает также разницу между официальной оценкой и рыночной ценой земли
(хозяйства).
Государство предоставляет
Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса