Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13

1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10

1.2. Структура АПК 10-13

2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН 14-24

2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18

2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21

2.3. Производительность с/х. Германии 21-24

3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РБ 25-39

3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь

на 2005-2010 годы 28-33

3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

   В сфере регулирования цен и  импорта, государство перешло к 1970-м годам от политики гарантированных цен к их поддерживанию путем регулирования агроимпорта.

     Эта система основывается на 3-7-летних  соглашениях между правительством  Швеции и Шведским кооперативным  сельскохозяйственным союзом (главным  производителем, на внутренний и  зарубежный рынки сельхозпродуктов). Цены на внутреннем рынке, согласно соглашениям, определяются средними издержками в хозяйствах 10-20 га. Если эти издержки расходятся с ценами мирового рынка более чем на 2-3% в течение 3-х месяцев, меняется размер пошлин на продовольственный импорт. Кроме того, повышение зарплаты в промышленности сопровождается повышением импортных пошлин, что ведет к увеличению доходов фермеров за счет большого объема производства и сбыта. Соглашения предусматривают также государственные субсидии на покрытие убытков в случаи резкого увеличения инфляции. Государство почти полностью финансирует научно-исследовательскую работу в сфере агропромышленного комплекса и анализа мировой агроконьюктуры. В Швеции по сей день действуют жесткие ограничения на импорт сельхозпродуктов, производимых в этой стране. Средний размер таких пошлин составляет около 35% стоимости ввозимых продуктов. Компания, поставившая на внутренний рынок некачественную продукцию, лишается права работать в стране.

   Специально  субсидируются государством производство молока, в соответствии с законами 1952, 1958, 1970, 1983 годов. Субсидии получают хозяйства, сдающие на молочные заводы не менее 2,5 тыс. литров молока ежегодно. При большом объеме поставок субсидии уменьшаются. Существуют особые дотации за производство молока и сливочного масла в северной Швеции. Хозяйства здесь имеют специальные счета в кооперативных банках, куда переводятся дотационные средства из госбюджета. Государство выделяет также ссуды на приобретение и производство эффективной сельхозтехники, удобрений, на 30-40 % субсидирует тарифы на транспорт, электроэнергию и горюче-смазочные товары для сельского хозяйства, специально дотирует экспортное сельхозпроизводство, а также рекламу отечественной сельхозпродукции и т.п. Однако, если производительность хозяйства в течении 1-1,5 года не растет, оно, согласно законодательству, может потерять «дотационные льготы». 
   

                                         

   2.2. Ориентация с/х. Франции 

   Как и в других индустриальных странах, государство стимулирует конкурентоспособное национальное агропроизводство и регулирует внутренний рынок сельхозпродукции с тем, чтобы импорт продовольствия не приводил к уменьшению рентабельности национального сельскохозяйственного производства.

   Основным  организационным центром является Министерство сельского хозяйства, которому, согласно Закону (1969 г.) «Об обеспечении стабильности сельскохозяйственного производства» поручено разрабатывать принципы государственной политики и следить за их исполнением. Минсельхоз Франции может приостановить реализацию импортной продукции, если она тормозит ее же производство в стране или, ниже цен на внутреннем рынке. Из-за этого часто возникают противоречия между Францией и другими странами ЕЭС.

   Во  Франции еще в 1960 г. был принят Закон « О поддержке сельского хозяйства», предусматривающий создание максимально благоприятных условий для национальных сельхозпроизводителей, своевременное изъятие из рынка недоброкачественной продукции, недопущение массового ввоза во Францию агротоваров по демпинговым (заниженным) ценам. В Законе отмечается, что продовольственная политика – часть политики государства по обеспечению экономико-политической безопасности страны.

   В сфере ценообразования, основой  является «пороговая цена» на продукцию, равная ориентировочной цене за вычетом торговых, транспортных и энергетических расходов. Если цены на импортные товары ниже уровня «пороговой цены» применяются компенсационные сборы, с помощью которых цены на импортируемые товары поднимаются до уровня цен, действующих во Франции.

   Государство регулирует агрорынок и  путем выплат «репортов». В зависимости от доплат к внутренним ценам на зерно, масличные семена, рис и сахарную свеклу (эти доплаты субсидируют убытки агропроизводителей от рекомендуемых государством низких цен на эти товары); «репорты» выплачиваются в том случаи, если производители продают продукцию (например, сахарную свеклу) не сразу после сбора урожая, а спустя некоторое время. Используются также и ввозные лицензии - если «пороговые цены» не в состоянии оградить внутренний рынок от наплыва импортной продукции. Такие лицензии применяются в случае нехватки на рынке продуктов национального производства.

   Государство устанавливает премии за укрупнение хозяйств, освоение новых сельскохозяйственных земель, увеличение экспортного агропроизводства, а также компенсации за «консервацию» ставших нерентабельными хозяйств, причем ее размер должен соответствовать 50%-ой доходности этого хозяйства в тот период, когда оно не требовало «консервации» (по состоянию за 1 год до принятия решения о «консервации»). Это предусмотрено Законом 1964 г. « О структуре сельского хозяйства».

   Главные методы государственной политики во Франции в сфере регулирования  рынка агропродукции, в соответствии с выше отмеченными законодательными актами – это политика регулирования цен; ограничение импорта продовольствия и сырья для его производства; создание стратегических запасов национальной сельхозпродукции; субсидирование экспорта; контингентирование и лицензирование национального агропроизводства и импорта.

   Параллельно, государство дотирует производство и приобретение сельхозтехники, ее ремонт, компенсирует электроэнергетическим и нефтяным компаниям низкие тарифы на топливо и электроэнергию, установленные для сельскохозяйственных потребителей. Дотируется хозяйством также ветеринарное обслуживание скота, внедрение высокопродуктивных сортов растениеводческих культур. Кредитованием сельского хозяйства и пищевой промышленности ведает банк «Креди агриколь»: доля госактивов в нем превышает 30%, а активов кооперативных сельскохозяйственных и финансовых структур-около 60% . Этот банк осуществляет депозитные, кредитные, и эмиссионные функции.

   Согласно  Закону (1962 г.) «Об ориентации сельского  хозяйства», дополненному в 1970-х и 1980-х  годах, приоритетная господдержка оказывается  хозяйствам, объединяющимся в крупную структуру («объединения по совместному ведению хозяйства») – площадь сельхозземель, обрабатываемая одним объединением, не должна быть ниже 90 га. Земля хозяйств – членов этой структуры, передается не в ее собственность, а только в ее пользование. Объединение не имеет права получать государственный кредит на приобретение земли – его могут получить только члены объединения на правах индивидуальных собственников. Прибыль, остающаяся в хозяйстве – члене объединения после покрытия всех издержек, распределяется в зависимости от объема капитала, принадлежащая этому хозяйству, в который входит и стоимость земли. Такое объединение может использовать наемных рабочих в размере, не превышающем уровень ее применения в типичном семейном хозяйстве в данном регионе.

   До  официального учреждения каждого такого объединения, совместные сельскохозяйственные комиссии (из представителей Минсельхоза  и агрослужб администраций депортаментов) проверяют финансово – экономическое состояние объединяющихся хозяйств. Лишь после этого разрешают создать объединение.

   Государство предоставляет таким структурам налоговые скидки (в размере до 50%), освобождает их от уплаты гербовых сборов, осуществляет льготное кредитование: государственные субсидии на производственные цели этим объединениям в среднем на 10-20% выше, чем для других хозяйств. При их создании государство субсидирует до 35% инвестиций в основной капитал. Согласно вышеназванному Закону (1962 г.), главная задача « объединений по совместному ведению хозяйства» - насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной, высококачественной агропродукцией и недопущение ситуации, в которой рост продовольственного импорта станет необратимым.

      Следовательно, и во Франции, и Швеции протекционистская  политика государства в сфере сельского хозяйства и сельхозрынка направлена на укрепление национального экономического суверенитета, страны  считающегося составной частью экономико-политической безопасности.

                                       

       2.3. Производительность с/х. Германии 

   В сельском, лесном и рыбном хозяйстве  Германии в 2000 г. было занято 969 000 человек или 2,5% от общего числа работающих. Более половины занятых в сельском хозяйстве являются самостоятельными предпринимателями, что составляет 12% от общего числа индивидуальных предпринимателей Германии. Это подчеркивает значение сельского хозяйства для сферы среднего предпринимательства и политики трудоустройства.

     Производительность  сельского хозяйства Германии за последнее десятилетие выросла  вдвое. Исходя из показателей прироста добавочной стоимости в расчете на одного работника, производительность сельского хозяйства Германии за последние десять лет увеличилось вдвое. По сравнению с более высоким уровнем сельского хозяйства рост производительности в остальных сферах экономики выглядит слабее. Так, например, за последние десять лет производительность в промышленности выросла лишь на четверть, а в строительстве осталось практически на прежнем уровне. Высокий рост производительности в сельском хозяйстве стал возможным, в частности, благодаря более мощной сельскохозяйственной технике, лучшим средствам защиты растений и новым сортам зерновых. Использование этих капиталоемких средств производства было обеспечено за счет сокращения рабочих мест.

       Страны Центральной и Восточной  Европа (включая Россию) является  крупным и наиболее важным  регионом сбыта для Германии. Доля этих государств в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в третьи страны составляет 35%. Объем экспорта в страны Центральной и Восточной Европы в 2000 г. увеличился и достиг 26 млрд. евро. Показатели импорта из этих стран выросли более существенно, а именно на 20%. По-другому обстояли дела в первой половине 2001г. В то время как объем экспорта увеличился на 27%, показатели импорта по сравнению с предыдущим годом выросли лишь на 9%.

     Благодаря внесению удобрений улучшается энергетический баланс. Производство минеральных удобрений требует больших затрат энергии. На сельскохозяйственное производство в Германии приходится 5% общего объема энергопотребления, из них 2% - на производство минеральных удобрений. Поступающую с удобрениями энергию растение, используя солнечный свет (фотосинтез), преобразует в биомассу. Научные исследования показывают, что полученное за счет внесения удобрений дополнительное количество энергии, по меньшей мере в пять раз больше, чем энергии, затраченной на производство минеральных удобрений.

     Повышение урожайности сельскохозяйственных культур сопровождалось крупными успехами в области селекции и семеноводства растений, а также разработки средств защиты растений. Допуск и использование средств защиты растений регулируется в Германии большим числом законодательных актов. Средства защиты растений разрешено продавать и использовать только в том случае, если они имеют официальный допуск. Для его получения имеются следующие условия: средства защиты растений должны быть достаточно эффективными и исключать вредное воздействие на человека, животных и грунтовые воды. Прежде чем выдать допуск на использование того или иного средства защиты растений, проводятся исследования на предмет содержания остатков данного средства в продуктах питания. Тот, кто собирается использовать средства защиты растений, должен вначале пройти соответствующее обучение.

    Защита  внутреннего рынка от конкуренции  иностранных поставщиков и от некачественной продукции является основной стратегией обеспечения экономической безопасности всех стран Запада.

    Средством достижения высокой рентабельности сельского хозяйства рассматриваемых  западных стран является в последнее время ликвидация или укрупнение мелких хозяйств; поддержание и регулирование государством цен на продовольствие и сырье для обеспечения рентабельности  национального с/х.

    Предусмотрена купля-продажа земли с разрешения и под контролем государства. Правительства описываемых стран  предоставляют гарантии по кредитам на приобретение сельскохозяйственных земель и на проведение работ по повышению их плодородия.

    Благодаря высокоэффективному производственному  процессу, достижениям науки, техники  и технологий занятость населения  в с/х. производстве составляет в развитых странах от 2,5 до 3,5 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

   КОМПЛЕКСА РБ 

  • 3.1.   Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь. 
  •     Закон Республики Беларусь « О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса» определяет основные условия и положения приоритетности социально-культурного и экономического развития села и агропромышленного комплекса в целях создания нормальных условий жизни и труда на селе, продовольственного и сырьевого обеспечения республики в условиях рыночных отношений.

    Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса