Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа
Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают также супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 6-13
1.1. Место АПК в структуре экономики и его особенности 6-10
1.2. Структура АПК 10-13
2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН 14-24
2.1. Регулирование производства и сбыта продуктов с/х. в Швеции 14-18
2.2. Ориентация с/х. Франции 18-21
2.3. Производительность с/х. Германии 21-24
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РБ 25-39
3.1.Условия и задачи развития АПК Республики Беларусь 25-28 3.2.Прогноз развития АПК Республики Беларусь
на 2005-2010 годы 28-33
3.3. Экономические проблемы реформирования АПК 33-39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В сфере регулирования цен и импорта, государство перешло к 1970-м годам от политики гарантированных цен к их поддерживанию путем регулирования агроимпорта.
Эта система основывается на 3-7-летних
соглашениях между
Специально
субсидируются государством производство
молока, в соответствии с законами 1952,
1958, 1970, 1983 годов. Субсидии получают хозяйства,
сдающие на молочные заводы не менее 2,5
тыс. литров молока ежегодно. При большом
объеме поставок субсидии уменьшаются.
Существуют особые дотации за производство
молока и сливочного масла в северной
Швеции. Хозяйства здесь имеют специальные
счета в кооперативных банках, куда переводятся
дотационные средства из госбюджета. Государство
выделяет также ссуды на приобретение
и производство эффективной сельхозтехники,
удобрений, на 30-40 % субсидирует тарифы
на транспорт, электроэнергию и горюче-смазочные
товары для сельского хозяйства, специально
дотирует экспортное сельхозпроизводство,
а также рекламу отечественной сельхозпродукции
и т.п. Однако, если производительность
хозяйства в течении 1-1,5 года не растет,
оно, согласно законодательству, может
потерять «дотационные льготы».
2.2.
Ориентация с/х. Франции
Как
и в других индустриальных странах,
государство стимулирует
Основным
организационным центром
Во Франции еще в 1960 г. был принят Закон « О поддержке сельского хозяйства», предусматривающий создание максимально благоприятных условий для национальных сельхозпроизводителей, своевременное изъятие из рынка недоброкачественной продукции, недопущение массового ввоза во Францию агротоваров по демпинговым (заниженным) ценам. В Законе отмечается, что продовольственная политика – часть политики государства по обеспечению экономико-политической безопасности страны.
В сфере ценообразования, основой является «пороговая цена» на продукцию, равная ориентировочной цене за вычетом торговых, транспортных и энергетических расходов. Если цены на импортные товары ниже уровня «пороговой цены» применяются компенсационные сборы, с помощью которых цены на импортируемые товары поднимаются до уровня цен, действующих во Франции.
Государство регулирует агрорынок и путем выплат «репортов». В зависимости от доплат к внутренним ценам на зерно, масличные семена, рис и сахарную свеклу (эти доплаты субсидируют убытки агропроизводителей от рекомендуемых государством низких цен на эти товары); «репорты» выплачиваются в том случаи, если производители продают продукцию (например, сахарную свеклу) не сразу после сбора урожая, а спустя некоторое время. Используются также и ввозные лицензии - если «пороговые цены» не в состоянии оградить внутренний рынок от наплыва импортной продукции. Такие лицензии применяются в случае нехватки на рынке продуктов национального производства.
Государство устанавливает премии за укрупнение хозяйств, освоение новых сельскохозяйственных земель, увеличение экспортного агропроизводства, а также компенсации за «консервацию» ставших нерентабельными хозяйств, причем ее размер должен соответствовать 50%-ой доходности этого хозяйства в тот период, когда оно не требовало «консервации» (по состоянию за 1 год до принятия решения о «консервации»). Это предусмотрено Законом 1964 г. « О структуре сельского хозяйства».
Главные методы государственной политики во Франции в сфере регулирования рынка агропродукции, в соответствии с выше отмеченными законодательными актами – это политика регулирования цен; ограничение импорта продовольствия и сырья для его производства; создание стратегических запасов национальной сельхозпродукции; субсидирование экспорта; контингентирование и лицензирование национального агропроизводства и импорта.
Параллельно, государство дотирует производство и приобретение сельхозтехники, ее ремонт, компенсирует электроэнергетическим и нефтяным компаниям низкие тарифы на топливо и электроэнергию, установленные для сельскохозяйственных потребителей. Дотируется хозяйством также ветеринарное обслуживание скота, внедрение высокопродуктивных сортов растениеводческих культур. Кредитованием сельского хозяйства и пищевой промышленности ведает банк «Креди агриколь»: доля госактивов в нем превышает 30%, а активов кооперативных сельскохозяйственных и финансовых структур-около 60% . Этот банк осуществляет депозитные, кредитные, и эмиссионные функции.
Согласно Закону (1962 г.) «Об ориентации сельского хозяйства», дополненному в 1970-х и 1980-х годах, приоритетная господдержка оказывается хозяйствам, объединяющимся в крупную структуру («объединения по совместному ведению хозяйства») – площадь сельхозземель, обрабатываемая одним объединением, не должна быть ниже 90 га. Земля хозяйств – членов этой структуры, передается не в ее собственность, а только в ее пользование. Объединение не имеет права получать государственный кредит на приобретение земли – его могут получить только члены объединения на правах индивидуальных собственников. Прибыль, остающаяся в хозяйстве – члене объединения после покрытия всех издержек, распределяется в зависимости от объема капитала, принадлежащая этому хозяйству, в который входит и стоимость земли. Такое объединение может использовать наемных рабочих в размере, не превышающем уровень ее применения в типичном семейном хозяйстве в данном регионе.
До
официального учреждения каждого такого
объединения, совместные сельскохозяйственные
комиссии (из представителей Минсельхоза
и агрослужб администраций
Государство предоставляет таким структурам налоговые скидки (в размере до 50%), освобождает их от уплаты гербовых сборов, осуществляет льготное кредитование: государственные субсидии на производственные цели этим объединениям в среднем на 10-20% выше, чем для других хозяйств. При их создании государство субсидирует до 35% инвестиций в основной капитал. Согласно вышеназванному Закону (1962 г.), главная задача « объединений по совместному ведению хозяйства» - насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной, высококачественной агропродукцией и недопущение ситуации, в которой рост продовольственного импорта станет необратимым.
Следовательно, и во Франции, и Швеции протекционистская политика государства в сфере сельского хозяйства и сельхозрынка направлена на укрепление национального экономического суверенитета, страны считающегося составной частью экономико-политической безопасности.
2.3. Производительность
с/х. Германии
В сельском, лесном и рыбном хозяйстве Германии в 2000 г. было занято 969 000 человек или 2,5% от общего числа работающих. Более половины занятых в сельском хозяйстве являются самостоятельными предпринимателями, что составляет 12% от общего числа индивидуальных предпринимателей Германии. Это подчеркивает значение сельского хозяйства для сферы среднего предпринимательства и политики трудоустройства.
Производительность сельского хозяйства Германии за последнее десятилетие выросла вдвое. Исходя из показателей прироста добавочной стоимости в расчете на одного работника, производительность сельского хозяйства Германии за последние десять лет увеличилось вдвое. По сравнению с более высоким уровнем сельского хозяйства рост производительности в остальных сферах экономики выглядит слабее. Так, например, за последние десять лет производительность в промышленности выросла лишь на четверть, а в строительстве осталось практически на прежнем уровне. Высокий рост производительности в сельском хозяйстве стал возможным, в частности, благодаря более мощной сельскохозяйственной технике, лучшим средствам защиты растений и новым сортам зерновых. Использование этих капиталоемких средств производства было обеспечено за счет сокращения рабочих мест.
Страны Центральной и
Благодаря внесению удобрений улучшается энергетический баланс. Производство минеральных удобрений требует больших затрат энергии. На сельскохозяйственное производство в Германии приходится 5% общего объема энергопотребления, из них 2% - на производство минеральных удобрений. Поступающую с удобрениями энергию растение, используя солнечный свет (фотосинтез), преобразует в биомассу. Научные исследования показывают, что полученное за счет внесения удобрений дополнительное количество энергии, по меньшей мере в пять раз больше, чем энергии, затраченной на производство минеральных удобрений.
Повышение
урожайности
Защита внутреннего рынка от конкуренции иностранных поставщиков и от некачественной продукции является основной стратегией обеспечения экономической безопасности всех стран Запада.
Средством
достижения высокой рентабельности
сельского хозяйства
Предусмотрена
купля-продажа земли с
Благодаря
высокоэффективному производственному
процессу, достижениям науки, техники
и технологий занятость населения
в с/х. производстве составляет в развитых
странах от 2,5 до 3,5 %.
3.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
КОМПЛЕКСА
РБ
Закон Республики Беларусь « О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса» определяет основные условия и положения приоритетности социально-культурного и экономического развития села и агропромышленного комплекса в целях создания нормальных условий жизни и труда на селе, продовольственного и сырьевого обеспечения республики в условиях рыночных отношений.
Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса