Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации и на уровне отдельного субъекта;
определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Виды безработицы и их специфика 7
1.3 Причины возникновения безработицы 11
2. Социально - экономические последствия безработицы 15
2.1 Социальные последствия 15
2.2 Экономические последствия 18
Глава 3. Проблемы безработицы в России 25
3.1 Особенности безработицы в России 25
Глава 4. Методы преодоления безработицы 28
Заключение 31
Список литературы 33
А. Жуков отметил, что "в этом году в программах поддержки занятости были задействованы 2,5 млн. человек". "Эти программы сыграли решающую роль в стабилизации на рынке труда. Профессиональное переобучение прошли 189 тыс. человек, причем в некоторых регионах все 100 проц. переобучившихся нашли работу. В среднем по России этот показатель составляет 90 проц. Эффективной формой борьбы с безработицей стала организация общественных работ, в которых приняли участие 2,245 млн. человек".12
В феврале 2010г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. - в 3,6 раза).
Безработица городского и сельского
населения характеризуется
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2009г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).13
В феврале 2010г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2009г. и ноябрем 2009г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работ в связи с высвобождением или сокращением численности работников.14
4. МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Общие меры по сокращению безработицы следующие:
1. Трудоустройство
непосредственно на
2. Организация
общественных работ (
3. Поощрение
частного предпринимательства
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.
5. Использование
гибких форм занятости (
6. Широкая
информация населения о
Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Документ напоминает, что федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и само занятости безработных граждан.16
Программой запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно. При этом для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями.
Количество безработных во второй половине 2009 года растет более быстрыми темпами и к концу года власть столкнется с неприятными цифрами. Поэтому правительство объявило борьбу с безработицей одним из приоритетных направлений антикризисной программы17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать нате изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач:
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.
Помимо
чисто экономических издержек, нельзя
сбрасывать со счетов и значительные
социальные и моральные последствия
безработицы, ее негативное влияние
на общественные ценности и жизненные
интересы граждан. Вынужденная бездеятельность
значительной массы трудоспособного
населения и каждого человека
в отдельности ведет к
В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач:
- дано определение понятию «безработица», а также рассмотрены и проанализированы основные ее виды;
- были представлены причины безработицы, социальные и экономические последствия этой проблемы;
- в работе рассмотрен региональный аспект на примере Самарской области, проанализирован состав безработных (по уровню образования, половозрастному признаку), сделан вывод.
В результате
анализа сущности безработицы можно
сделать вывод, что безработица
является естественным сопровождением
экономического развития в условиях
конкуренции. Наличие различных
видов безработицы требует
Несмотря
на значительное сокращение численности
безработных, ее уровень еще достаточно
велик. Фактический уровень
Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Попов А.Д. Экономически активное население: 1992-2009г. / А.Д. Попов // Вопросы статистики. - 2008 - №9.
Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов – М: Федеральная служба занятости, 2007 г.
Малева Т.М.
Государственная и
4 Вестник здоровья. Уровень безработицы в России в 1 квартале 2009года. (Электронный ресурс) /: стат. данные /сост. Росстат http://www.pitportal.ru/ vestnik/section 161/ (05.01.10).
5 Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. - метод. пос. / В.Д. Арещенко, С.С. Дрозд, Г.К. Балтрушевич. - Гомель: Межд. Инженер. академия, 1992. - 127 с.
6 Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - M., 2006. – 580с.
7 Бузгалин А.В. Переходная экономика: книга/ А.В. Бузгалин.- М.:Таурус, Просперус,2006. - 3-29 с.
8 Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. Пособие. / Под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 448 с.
9 Гришкунова Е.П. Моногорода не пропадут по одиночке / Е.П. Гришкунова // Газета «Известия».-29.10.2009.
10 Назарова М.Г. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, 2009. - 976 с.
11 Уровень безработицы в России в марте 2011 (электронный ресурс) // http:www.prime-tass.ru
12 Глазков А.М. Программа по трудоустройству в Иркутской области / А.М. Глазков // Газета «Презент» №202 от 28.12.2009.
13 Безработица 2009, безработица в России, кризис и безработица. (Электронныйресурс)/ А.Б. Кудрин http://www forexcome.ru// issues (28.01.2009г.)
14 Вечканов Г.С. Макроэкономика: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова.- СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
15 Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Бородянский Э., Кузьмин В. // Человек и труд.- 2006.- № 9.
16 Соловых И.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н. Экономическая теория: учебник/ И.Н. Соловых, А.В. Соболев, Т.Н. Волкова. - М.: Талант, 2008.-385с.
17 Глазков А.М. Программа по трудоустройству / А.М. Глазков // Газета «Презент» №202 от 28.12.2009.