Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 23:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что структура рынка выражается через взаимодействия фирм, которые представляют собой один из основных факторов, определяющих структуру промышленного производства, затраты, выпуск и цены в отрасли. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей взаимодействий фирм и их влияния на производство в переходной экономике России.
Введение 3
1. Экономическая сущность фирмы и рынка как основных форм организации 5 хозяйственной деятельности
2. Роль фирм в развитии российских рынков 11
3. Фирма «Камаз» на автомобильном рынке РФ 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.
Достижения ОАО «КАМАЗ» определяются не только высоким качеством и техническим уровнем продукции, но и эффективной стратегией работы на рынке. Мы поддерживаем деловые связи с более чем 600-ми предприятиями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Преимущества продукции ОАО «КАМАЗ»:
- простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;
- удовлетворение любых запросов потребителей;
- широкая география продаж, техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;
- развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.
Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена+качество».
Стратегическое видение развития компании:
а) адаптивность – это способность компании изменять параметры бизнеса в зависимости от ситуации на рынке, оперативно и гибко управляя объёмами производства, производственными площадями, численностью персонала;
б) эффективность – это обеспечение сбалансированных финансово-экономических показателей по рентабельности, инвестиционной активности и возврату на капитал на уровне не ниже среднеотраслевых;
в) глобальность – это стратегические партнёрства с мировыми лидерами (в т.ч. по компонентам), фокусирование на ключевых рынках, организация крупномасштабных производств за рубежом.
Учитывая макро-тенденции и отраслевые тренды, «КАМАЗ» выстраивает программу действий по следующим основным направлениям:
а) расширение интеграции с компанией «Даймлер», формирование стратегических партнерств по компонентам, развитие парка поставщиков;
б) увеличение экспортных поставок и создание сборочных производств за рубежом;
в) разработка и постановка на производство автомобилей экологического класса «Евро-4» и «Евро-5» развитие семейств автомобилей на газовом топливе и с комбинированным приводом;
г) создание нового модельного ряда автомобилей «КАМАЗ» с принципиально другими потребительскими свойствами («практичный High-Tech»);
д) расширение продуктового портфеля, модернизация дилерской сети, развитие финансового сервиса.
Российская Федерация видит в компании «КАМАЗ» отраслеобразующее предприятие страны и крупного экспортёра коммерческого транспорта, как это сформулировано в «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», а крупный акционер компания «Даймлер» – сильного регионального игрока.
Результатом совокупного влияния этих факторов выступают следующие стратегические приоритеты развития КАМАЗа:
- ключевой рынок – Россия;
- сохранение доминирующей роли на рынках стран СНГ;
- присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки;
- позиционирование в среднем ценовом сегменте;
развитие интеграции со стратегическим партнером – компанией Daimler.
Стратегические ориентиры развития бизнеса компании на 2020 год:
- объём продаж техники – не менее 100 тыс. единиц;
- доля продаж за рубежом РФ – 30%;
- выручка не менее 350 млрд. руб.;
- операционная прибыль до выплаты процентов и налогов (EBIT) не менее 31,4 млрд. руб.
- рентабельность операционной прибыли не менее 9% от выручки;
- инвестиции – 12,6 млрд. руб. (что составляет около 4% от выручки).
Реализация программы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» обеспечивается скоординированным выполнением стратегий бизнес-единиц и ключевых функциональных стратегий, системой планирования и реализации годовых бизнес-планов, внедрением KPI на всех уровнях управления.
По состоянию на 01.01.2014 дилерская сеть ОАО «КАМАЗ» в РФ насчитывает 220 субъектов, из них дилеров статуса 3S (продажа автомобилей, запасных частей, сервис) – 74, дилеров статуса 2S (автомобили) (продажа автомобилей и сервис) – 44, дилеров статуса 2S (запасные части) (продажа запчастей и сервис) – 28, дилеров статуса 1S (только сервис) – 49, корпоративных сервисных центров-10, дистрибьюторов - 15.
Рис.3.1 Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14—40 тонн по группам производителей, тыс. ед.
Основными конкурентами Общества на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну.
Рис.3.2 Динамика доли марок на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн, %
В условиях низкого объёма спроса на грузовики конкуренция между автопроизводителями возрастает.
На протяжении всего 2013 года Общество активно проводило работу по разработке и сертификации нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ. Первые прототипы нескольких моделей нового поколения были представлены общественности. По своим потребительским свойствам и техническим характеристикам новое поколение КАМАЗ не уступает аналогичной продукции ведущих мировых производителей. Основными преимуществами новых моделей КАМАЗ является применение современных узлов и агрегатов и наличие широкого круга опций, облегчающих процесс управления автомобилем и повышающих безопасность. Высокий ресурс и надежность обеспечивают импортные комплектующие и узлы. При этом автомобиль вполне выдерживает ценовую конкуренцию с европейскими аналогами.
Возрастает интерес потребителей к использованию транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива. Для эффективного решения транспортных задач, стоящих перед российскими автоперевозчиками, Общество активно развивает производство газобаллонных автомобилей и автобусов, работающих на компримированном природном газе. Развитие газомоторной автотехники определено как одно из ключевых направлений работы компании.
На результаты деятельности также положительно сказывается долгосрочная активная работа компании с корпоративными клиентами и заводами-изготовителями спецтехники, работа товаропроводящей сети.
В непростых условиях прошедшего года благодаря активным усилиям продажи грузовых автомобилей КАМАЗ на рынке России снизились на значительно меньшую величину (снижение на 3%) по сравнению с общим снижением рынка (снижение на 28%). Таким образом, Общество укрепило свои позиции, и его доля рынка по итогам года возросла до 45%.
Рис.3.3 Динамика продаж ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн в 2008—2013 годах, тыс. ед.
В 2013 году российский рынок среднетоннажных грузовых автомобилей снизился более, чем на треть. Снижение продаж на данном рынке как и на рынке большегрузной автотехники обусловлено снижением деловой активности и распродажей накопленных запасов в первой половине года.
В 2013 году ввиду нарастания кризисных явлений в экономике, произошло некоторое отклонение от запланированных целевых ориентиров развития. Снижение объемов продаж, а также изменение структуры продаж повлекло за собой изменение выручки в сторону уменьшения от запланированного размера.
При этом, несмотря на существенное сокращение российского рынка грузовых автомобилей, Общество сумело не только сохранить лидирующие позиции на рынке, но и увеличить свою долю до 45%.
Заключение
Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
- свобода предпринимательской деятельности; конкуренция (совершенная и несовершенная); наличие различных форм собственности; свободное ценообразование;
- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос,
предложение, цена;
- развитие инфраструктуры рынка.
Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы - производители в большинстве случаев стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые позиции на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от потребителей крупных партий товаров.
В центре внимания неоинституциональной теории стали отношения, складывающиеся внутри экономических организаций – фирм. Основным инструментом анализа явилась категория трансакционных издержек. Все это сделало возможным наблюдать происходящие процессы и формирующиеся взаимоотношения внутри фирмы, то есть позволило заглянуть в глубину «черного ящика» с тем, чтобы определить истинную сущность фирмы. Неоинституциональная теория произвела смещение акцента с анализа трансформационных (производственных) издержек на трансакционные издержки. Смена приоритетов была продиктована, прежде всего, модификацией и изменением условий функционирования экономики.
Список использованных источников