Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 23:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что структура рынка выражается через взаимодействия фирм, которые представляют собой один из основных факторов, определяющих структуру промышленного производства, затраты, выпуск и цены в отрасли. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей взаимодействий фирм и их влияния на производство в переходной экономике России.
Введение 3
1. Экономическая сущность фирмы и рынка как основных форм организации 5 хозяйственной деятельности
2. Роль фирм в развитии российских рынков 11
3. Фирма «Камаз» на автомобильном рынке РФ 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность фирмы и рынка
как основных форм организации
5 хозяйственной деятельности
2. Роль фирм в развитии российских
рынков
3. Фирма «Камаз» на автомобильном
рынке РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
В нашей стране рыночные
Именно на фирме производят необходимую для жизнеобеспечения продукцию, оказываются разного рода услуги. Она сосредотачивает квалифицированных рабочих, модернизированную технику, усовершенствованные подходы к работе. Основной принцип каждой фирмы – это получение максимальной прибыли при минимальных издержках.
Для всего этого необходимы глубокие экономические познания. В наше время, в условиях рыночных отношений, преуспевает лишь та фирма, которая грамотно, а значит и успешно, определяет направления, в которых ей следует работать: выбор производства той продукции, которая на рынке пользуется наибольшим спросом, обеспечить производство этой продукции, использовать в производстве современную технику, набрать квалифицированных рабочих и обеспечить их достойной заработной платой, что является важным рабочим стимулом.
Общие закономерности функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции, проясняют механизмы поиска фирмами оптимального состояния, при котором они могут максимизировать свою прибыль.
Небольшие и средние предприятия играют немалую роль в решении текущих социально-экономических проблем. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Сегодня в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия являются важным «локомотивом» экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение, как для малого сектора, так и экономики в целом.
Многие ученые экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.
Предмет исследования курсовой работы - это фирма и рынок: параметры взаимодействия.
Объектом данной курсовой работы являются изучение сущности рынка и фирмы в рыночных условиях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что структура рынка выражается через взаимодействия фирм, которые представляют собой один из основных факторов, определяющих структуру промышленного производства, затраты, выпуск и цены в отрасли. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей взаимодействий фирм и их влияния на производство в переходной экономике России.
Целью данной работы является рассмотрение параметров взаимодействия фирмы и рынка.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность фирмы и рынка как основных форм организации хозяйственной деятельности;
- изучить роль фирм в развитии российских рынков;
- рассмотреть фирму «Камаз» на автомобильном рынке РФ.
1. Экономическая сущность фирмы и рынка как основных форм организации хозяйственной деятельности
Рынок - это место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения.
Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или с меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым потребители и производители товара (услуг) вступают в деловые отношения друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Есть и определение рынка как действительного пространства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.
В широком значении рынок — это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают когда, в каком количестве и какие товары производить; для какого потребителя производить.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
- свобода предпринимательской деятельности; конкуренция (совершенная и несовершенная); наличие различных форм собственности; свободное ценообразование;
- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос,
предложение, цена;
- развитие инфраструктуры рынка.
Общие закономерности функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции, проясняют механизмы поиска фирмами оптимального состояния, при котором они могут максимизировать свою прибыль.
С точки зрения фирмы рынок представляет собою сферу конкурентного взаимодействия фирм. Но так как продукты фирм различаются, то такое взаимодействие будет иметь место только тогда, когда отличительные особенности товара каждого продавца не препятствуют взаимозаменяемости их товаров. Степень взаимозаменяемости благ определяется перекрестной ценовой эластичностью спроса на товары конкурирующих фирм Ехy = (∆Qx/Qx)/(∆Py/Py) — процентное изменение продаж товара x из-за однопроцентного изменения цены товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной эластичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы, и повышение цены на товар х приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль.
В современных условиях рыночной экономики государство не устанавливает каких-либо принципов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на вложения капитала производственного и непроизводственного характера, на благотворительность, финансирование природоохранительных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятий, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации, отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее уязвимой для критики с позиций хозяйственной практики.
Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового метода распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осущствления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.
Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства, а главный вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих.
Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.
Общей особенностью всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, является наличие проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев. Проблема «работодателя — агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих управленцев механизмов.
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.
Например, А. Смит, а в последствии и К. Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация стала качественно новой производительной силой, поскольку позволила многократно снизить производственные издержки и значительно увеличить производительность труда каждого работника.
К. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок с его «законом строго определенных пропорций», пришел все-таки к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Это позволило бы, как он считал, устранить «рыночную анархию», ввести планомерность в рамках национальной экономики и в результате обеспечить победу коммунистического способа производства над капиталистическим в производительности труда.
Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.
Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал другой американский экономист, Р. Коуз. С выходом в 1937 г. его знаменитой статьи «Природа фирмы» началось развитие нового и, как сейчас признано всеми, весьма важного раздела экономической теории — институциональной экономики.
Если говорить кратко, то суть открытия Р. Коуза состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители. Рассмотрим подробнее, как Коуз пришел к такому заключению.
Механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены непосредственно не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих и т. д.), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Р. Коуз назвал их трансакционными затратами.
Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:
- затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);