Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 23:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что структура рынка выражается через взаимодействия фирм, которые представляют собой один из основных факторов, определяющих структуру промышленного производства, затраты, выпуск и цены в отрасли. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей взаимодействий фирм и их влияния на производство в переходной экономике России.
Введение 3
1. Экономическая сущность фирмы и рынка как основных форм организации 5 хозяйственной деятельности
2. Роль фирм в развитии российских рынков 11
3. Фирма «Камаз» на автомобильном рынке РФ 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
- затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);
- затраты по контролю за соблюдением условий договора;
- затраты по юридическому обеспечению контракта.
Необходимо отметить, что первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как «издержки пользования рыночным механизмом». Постепенно, по мере того как концепция трансакционных издержек становилась более популярной и привлекала внимание многих экономистов, понятие трансакционных издержек приобрело боле широкий смысл. Под трансакционными стали понимать любые виды издержек, возникающие в результате взаимодействия экономических агентов, вне зависимости от места осуществления этого воздействия – на рынке или внутри фирмы.
Согласно теории Р. Коуза, выбор конкретного способа экономической организации в первую очередь определяется величиной издержек, соответствующей каждому из них. Фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. В рамках фирмы обеспечивается экономия трансакционных издержек по сравнению с аналогичными операциями, осуществляемыми через рынок, поэтому организация вытесняет рынок.
Таким образом, можно сделать вывод, что фирма и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
2. Роль фирм в развитии российских рынков
Во всех развитых индустриальных странах сфера бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Рассмотрим общую характеристику предприятий в России, которые приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Распределение числа российских организаций по видам экономической деятельности в 2013 году [22]
Вид деятельности |
Количество предприятий, тыс. |
Доля, % |
Всего |
4843,4 |
100 |
в том числе организации с основным видом деятельности: |
||
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1711,2 |
35,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
924,9 |
19,1 |
Строительство |
463,8 |
9,6 |
Обрабатывающие производства |
401,9 |
8,3 |
Транспорт и связь |
300,9 |
6,2 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
158,0 |
3,3 |
Образование |
152,7 |
3,2 |
Финансовая деятельность |
101,7 |
2,2 |
Гостиницы и рестораны |
99,3 |
2,1 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
94,8 |
2,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
91,3 |
1,7 |
Прочее |
342,9 |
7 |
Как видно из таблицы 2.1, наибольшую долю занимают предприятия, работающие в сфере оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, которые составили 1711,2 тыс. или 35,3%. Также лидирующие позиции занимают предприятия, работающие с операциями с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 924,9 тыс. или 19,1% из общего числа предприятий. Далее идут строительные организации 9,6% и предприятия в сфере обрабатывающего производства 8,3%.
Далее рассмотрим распределение организаций и предприятий и организаций по формам собственности, которые показаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Распределение российских предприятий и организаций по формам
собственности [22]
тыс.руб.
Форма собственности |
2011 |
2012 |
2013 |
Частная |
4164,6 |
4195,0 |
4159,5 |
Муниципальная |
239,5 |
230,9 |
225,3 |
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
149,6 |
147,3 |
144,9 |
Государственная |
115,5 |
112,6 |
116,1 |
Прочие формы собственности |
197,4 |
200,6 |
197,6 |
Как видно из таблицы 2.2, по формам собственности преобладают частные предприятия на конец 2013 года составившие 4159,5 тыс., но по сравнению с 2012 годом уменьшились на 35,5 тыс. Далее идут муниципальные организации, которые составили в 2013 году 225,3 тыс., тоже уменьшились по сравнению с 2012 годом на 5,6 тыс. Что касается государственных предприятий, то они увеличились на 3,5 тыс. и на конец 2013 года составили 116,1 тыс. соответственно.
За накопленный опыт отечественный частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации. Трансформация территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест.
Современная стадия функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес-групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.
Большинство промышленных предприятий
в стране было построено еще в советские времена,
роль новых построенных мощностей пока
сравнительно невелика, однако она стала заметно возрастать
в годы экономического роста. Вхождение
отдельно взятого промышленного предприятия в крупную
бизнес-группу свидетельствует о
Влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах:
- во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей;
- во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ;
- в-третьих, российская экономика
все более становится зависимой от мировых экономических
- в-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли;
- в-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии.
Далее рассмотрим рейтинг крупных российских компаний по объему реализации и чистой прибыли 2012-2013 гг.
Таблица 2.3
Рейтинг крупных российских компаний по объему реализации и чистой прибыли
млн.руб.
№ |
Компания |
Отрасль |
Объем реализации за 2012 год |
Объем реализации за 2013 год |
Чистая прибыль за 2012 год |
Чистая прибыль за 2013 год |
1. |
ОАО «Газпром» |
Нефтяная и нефтегазовая |
4 637 090 |
4 764 411 |
1 210 566 |
1 327 814 |
2. |
ОАО «Лукойл» |
Нефтяная и нефтегазовая |
3 275 016 |
3 615 692 |
339 549 |
513 709 |
3. |
ОАО «Роснефть» |
Нефтяная и нефтегазовая |
1 873 000 |
2 098 000 |
342 000 |
408 417 |
4. |
ОАО «РЖД» |
Транспорт |
1 478 537 |
1 540 323 |
78 262 |
86 741 |
5. |
ОАО «Сбербанк России» |
Банки |
1 002 500 |
1 346 500 |
347 900 |
466 712 |
6. |
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» |
Нефтяная и нефтегазовая |
1 139 000 |
1 241 000 |
280 000 |
304 599 |
7. |
ОАО «Сургутнефтегаз» |
Нефтяная и нефтегазовая |
795 196 |
849 575 |
180 145 |
211 837 |
8. |
ОАО «Транснефть» |
Транспорт |
670 270 |
732 375 |
184 390 |
218 646 |
9. |
ОАО «ВТБ» |
Банки |
335 700 |
616 900 |
90 600 |
105 593 |
10. |
ОАО «Магнит» |
Розничная |
464 100 |
448 661 |
25 117 |
32 441 |
Как видно из таблицы 2.3, в числе крупных компаний в России преобладают преимущественно компании из нефтяных отраслей. По объему реализации лидирующие позиции занимают ОАО «Газпром» (4 764 411 млн.руб.), ОАО «Лукойл» (3 615 692 млн.руб), ОАО «Роснефть» (2 098 000 млн.руб.), ОАО «РЖД» (1 540 323 млн.руб.). Ведущие позиции по чистой прибыли в 2013 году занимают ОАО «Газпром» (1 327 814 млн.руб), ОАО «Лукойл» (513 709 млн.руб.), ОАО «Сбербанк России» (466 712 млн.руб.), ОАО «Роснефть» (408 417 млн.руб.).
Роль крупного бизнеса в российской экономике варьирует от субъекта РФ к субъекту РФ. Как правило, чем более масштабно и диверсифицировано присутствие крупного бизнеса, тем больше его роль в экономике субъекта РФ. При этом кроме основных отраслей промышленности, на которых специализируются крупные компании и бизнес-группы, на территориях присутствия компаний и бизнес-групп в их состав часто входят и объекты здравоохранения, туризма, сельского хозяйства. Это еще больше увеличивает значимость крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплачиваемых налогов, производства продукции и услуг.
Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль.
3. Фирма «КАМАЗ» на автомобильном рынке РФ
ОАО «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: Металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей (ЗД), Прессово-рамный завод (ПРЗ), Автомобильный завод (АвЗ), Ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.