Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:57, доклад
Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.
Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Экономическая реформа 1965 года в СССР
Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.
Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Традиционно проведение
реформы связывали с
Впервые основные
идеи реформы были обнародованы в
статье профессора Харьковского
инженерно-экономического института
и Харьковского
государственного университета Е. Г. Либермана
«План, прибыль, премия» в газете «Правда»[3]
и его докладе «О совершенствовании планирования
и материального поощрения работы промышленных
предприятий», направленном в ЦК КПСС.
Поддержку предложениям Либермана высказали
ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов,
ак. С. Г. Струмилин,
эксперты Госплана
СССР, руководители предприятий
и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической
дискуссии в прессе и ряду экономических
экспериментов[4],
подтвердивших эффективность предложенных
мероприятий. В западной прессе и советологии
концепция реформ получила название либерманизм.
Как альтернатива
реформе в среде интеллигенции
радикального «технократического»
направления рассматривались
Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.
Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
• «Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и
усилении экономического стимулирования
промышленного производства» (Постановление
сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)[6]
• «О совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования
промышленного производства» (постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном
производственном предприятии», утверждено
СМ СССР 4 октября 1965 г.[7]
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования
и расчётов в народном хозяйстве и повышению
роли кредита в стимулировании производства»
(постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий на
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля
1967 г.)[8]
• «О переводе предприятий Министерства
гражданской авиации на новую систему
планирования и экономического стимулирования»
(от 7 июня 1967 г.)[9]
• «О переводе железных дорог Министерства
путей сообщения на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
23 июня 1967 г.)[10]
• «О переводе предприятий Министерства
морского флота на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
7 июля 1967 г.)[11]
• «О переводе предприятий речного транспорта
союзных республик на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (7 июля
1967 г.)[12]
• «О переводе эксплуатационных предприятий
и производственно-технических управлений
связи системы Министерства связи СССР
на новую систему планирования и экономического
стимулирования» (8 июля 1968 г.)[13]
• «О совершенствовании планирования
и капитального строительства и об усилении
экономического стимулирования строительного
производства» (28 мая 1969 г.)[14]
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
На протяжении пятилетки
фиксировались рекордные темпы
экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста
национального дохода в СССР составляли
6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %,
Великобритании 2,2 %).[источник не указан
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
• «О некоторых
мероприятиях по дальнейшему совершенствованию
управления промышленностью», постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.[источник не указан
В 1970 г. существовало
608 объединений (6,2 % занятого персонала,
6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений
(45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции),
в том числе: ЗИЛ, АЗЛК,
Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралмаш,
Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты
действовали на основах хозрасчёта, осуществляли
основную инвестиционную деятельность,
кооперировали хозяйственные связи предприятий.
Министерствам отводилась роль проводника
общей научно-технической политики. Резко
сокращалось количество форм документации
и показателей отчётности. Реорганизация
сопровождалась значительным высвобождением
управленческого персонала.
Следующей группой постановлений
• «О дальнейшем совершенствовании
хозяйственного механизма и задачах
партийных и государственных
органов» постановление ЦК КПСС от
12 июля 1979 г.
• «Об улучшении планирования и усилении
воздействия хозяйственного механизма
на повышение эффективности производства
и качества работ» постановление ЦК КПСС
и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от
12 июля 1979 г. [источник не указан 1261 день]
вводился новый плановый
показатель чистой (нормативной) продукции,
учитывавший вновь созданную
стоимость — зарплата плюс усреднённая
прибыль, его задачей было остановить
тенденцию к росту цен и затрат. Вводились
поощрительные надбавки к цене на новую
и высококачественную продукцию и стабильные
долговременные нормативы для фондов
экономического стимулирования. Расширялась
практика составления целевых комплексных
научно-технических, экономических и социальных
программ развития регионов и производственно-
В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.
Во второй
половине 1960-х — 70-е гг. реформа подверглась
критике «слева» со стороны группы учёных,
авторов т. н. СОФЭ — системы оптимального
функционирования экономики. К ним относились
директор Центрального экономико-математического
института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко, А.И. Каценелинбойген, С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные
академиком Г. А. Арбатовым. Авторы СОФЭ в качестве альтернативы
реформе предложили создать «конструктивную»
экономико-математическую модель социалистической
экономики. Будучи альтернативой «описательной»
политической экономии, СОФЭ должна была
полностью вытеснить товарное производство,
заменив его системой экономико-кибернетических
операций. Впервые СОФЭ была представлена
на научно-теоретической конференции
Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ
находила поддержку в ЦЭМИ, Институте
США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами
выступали Совет Министров, Госплан, Институт
экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность СОФЭ была признана
расширенным совещанием Госплана СССР
с участием ведущих учёных-экономистов
в 1970 г.[17] Политизируя
вопрос, «софэсты» ставили в вину Косыгину
заигрывание с Западом, непростительные
уступки ему, «предательство» социализма,
«перетаскивание» на советскую почву
чуждых народу идей, чем содействовали
торможению и определённому затуханию
реформаторских усилий.