Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый Тэтчеризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:43, реферат

Краткое описание

Правительство консерваторов, пришедшее к
власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер,
которая предложила совершенно новую экономическую
программу развития, радикальным образом
отличающуюся от всех прежних программ. Такая
стратегия экономического развития вошла в историю
под названием неоконсерватизма. Она отвергала
жесткое государственное регулирование экономикой,
т.е. идею кейнсианства.

Файлы: 1 файл

Экономическая политика М.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 привело к дефициту платежного  баланса.

          В   условиях   в   целом    благоприятной

 конъюнктуры занятость в  экономике возросла на  1,2

%.  Подавляющее  большинство   получивших   работу

 трудились  в   сфере   услуг,   в   обрабатывающей

 промышленности  численность   занятых  сократилась.

 Параллельно  с  расширением   занятости   снижалась

 безработица.  В  феврале  1989   г.   без   работы

 оставалось 1,9 млн. человек,  или  6,8  %  рабочей

 силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в   декабре  1987

 г.  В  сентябре  1988  г.  правительство  М.Тэтчер

 объявило    о    начале    реализации    программы

 профессионального обучения  безработных  стоимостью

1,4  млрд.  ф.ст.  Программа   была  рассчитана  на

 ежегодное обучение производственным специальностям

 и  последующее  трудоустройство   около  600   тыс.

 человек, длительное время  находившихся без работы.

          Таким   образом,  можно  отметить,  что  с

 момента начала перестройки  в британской  экономике

 наметились серьезные сдвиги  и изменения. В целом в

80-е гг. Британия  была  единственной  из  ведущих

 стран    мира,    где    совокупный     показатель

 эффективности производства  увеличивался, в  других

 государствах он либо не  менялся,  либо  снижался.

 Однако перестройка в Англии происходила отнюдь  не

 без  проблем.  В  обществе  усилилась   социальная

 поляризация.  Дело  в   том,   что   правительство

 М.Тэтчер проводило в  жизнь   программу  сокращения

 расходов  на  социальные  нужды,  а  также  жестко

 контролировало   заработную   плату.   Одним    из

 важнейших положений программы  консерваторов  было:

 заставить  трудящихся  "жить  по   средствам",   а

 предприятия — "ужиматься" , сокращать рабочую силу

 за  счет  интенсификации  производства,  благодаря

 чему  можно  было  придавать   желаемый   динамизм

 британской   промышленности.   Результатом   такой

 политики стало  то,  что   средний  доход  на  душу

 населения в  реальном  исчислении  за  десять  лет

 вырос на 23 %. В то же  время   около  20  %  семей

 имели среднегодовой доход  ниже  4000  ф.ст.,  что

 являлось достаточно низким  прожиточным уровнем для

 англичан.

          Идеи   свободного    предпринимательства,

 индивидуализм  и  минимальная   роль   государства

 сталкивались с глубоко   укоренившимся  в  сознании

 англичан  убеждением,  что   государство  "обязано"

 обеспечивать   определенный    набор    социальных

 гарантий  всем  без   исключения   своим   членам.

 Концепция "государства   всеобщего  благоденствия",

 основывавшаяся на высоком  уровне налогообложения и

 включавшая  такие   компоненты,   как   бесплатное

 образование,  медицинское   обслуживание,   система

 государственных пенсий и  т.п.,  разделялась  всеми

 послевоенными правительствами   Британии,  будь  то

 лейбористы или консерваторы.

          Правительству      М.Тэтчер      пришлось

 столкнуться  с  проблемой   изменения   психологии

 основной   массы   населения,   ибо    приходилось

 разрушать сложившуюся  веками  систему  социальных

 гарантий  "для  всех"  и  заменить  новой   шкалой

 ценностей, индивидуалистской — "каждый за себя".

          И все-таки  за десять лет (с 1979 по  1989

 г.) удалось изменить морально-политический  климат

 в   стране,   чему    в    значительной    степени

 способствовали глубокие  структурные   изменения  в

 самом обществе. Сокращалась  численность  рабочего

 класса, занятого непосредственно  на  производстве,

 расширялась занятость в  сфере обслуживания,  росла

 прослойка владельцев мелких, в том числе семейных,

 фирм,    появилась      ^    социальная     группа

 высокооплачиваемых  менеджеров  сред-     1   него

 уровня. Все это привело к  тому, что в 80-е  гг.  к

"средне-    <  му  слою"   стали   относить   себя

 большинство английских избирателей.  К  концу  80-х

 гг. 64 % англичан имели собственные  дома, более 70

% — автомобили, 46 %  —  видеомагнитофоны,  больше

 половины могли позволить  себе  обеспечить  платное

 образование для детей.

          На  рубеже  80—90-х  гг.   в   социально-

 экономической и политической  жизни  Великобритании

 появились  тревожные   признаки.   Так,   серьезным

 просчетом консервативного  кабинета М.Тэтчер  стало

 проведение  весной  1990   г.   реформы   местного

 налогообложения, предусматривавшей  введение нового

 избирательного   закона.   Экономические    выгоды

 оказались    незначительными,     а     социально-

 психологические  последствия   крайне  отрицательно

 сказались на  престиже  правительства,  социально-

 экономическая    политика    которого     вызывала

"раздражение" у многих  англичан. В 1990  г.  новым

 лидером    консерваторов    и    премьер-министром

 Великобритании стал Дж.Мейджор.  М.Тэтчер подала  в

 отставку.

          Новый   премьер  Соединенного  Королевства

 практически  не  изменил   экономической  программы

 М.Тэтчер,  и  первая  половина   90-х   гг.   была

 логическим  продолжением   в   развитии   частного

 предпринимательства  и   активной   государственной

 политики  в  области   финансирования   наукоемкого

 производства,   мелкого   и   среднего    бизнеса.

 Благодаря усилиям нового  премьера Англия 2 августа

1993 г. подписала Маастрихтские   соглашения.  Этот

 договор был логическим развитием   экономических  и

 политических отношений,  сложившихся   между  рядом

 европейских государств и  Англией в рамках ЕЭС. При

 его  полной  реализации  Европейский  союз  должен

 превратиться,    по    сути,    в    экономическую

"сверхдержаву",  по  крайней   мере  равную  США  и

 значительно    превосходящую    Японию.    Договор

 предусматривает введение единой  денежной  единицы,

"отмену"  границ  и  создание   надгосударственных

 органов регулирования экономических  и политических

 вопросов.

          В первой  половине 90-х  гг.  в  экономике

 Великобритании  происходили   позитивные  процессы.

 Так, достаточно стабильно  рос  валовой  внутренний

 продукт и сокращалась безработица. Если  в  первом

 квартале 1993 г. ВВП составлял  2,5 %, то в  первом

 квартале 1994 г. —  4  %;  уровень   безработицы  в

 первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в  первом

 квартале 1994 г. — 9,9,  а   в  четвертом  квартале

1994 г. - 8,9 %.

          Особенно   важным   достижением    нового

 правительства явилось улучшение  торгового баланса.

 За период с 1991 по  1995  г.  удалось  обеспечить

 благоприятное сочетание устойчиво   высоких  темпов

 роста и самых низких за  период с начала  60-х  гг.

 темпов инфляции. Кроме  того,  заметно  улучшилось

 состояние платежного баланса,  который  в  1995  г.

 впервые начиная с 1987 г.  был  сведен  с  активным

 сальдо.

          Вторая  половина   90-х   гг.   оказалась

 достаточно сложной для партии  консерваторов.  Хотя

 в  своей  предвыборной   программе   в   1997   г.

 Дж.Мейджор   пообещал   избирателям    постепенное

 снижение   подоходного   налога   на   20   %    и

 государственных расходов до  40  %  ВНП,  а  также

 строительство  более   преуспевающей  Британии,  на

 выборах все же победили  лейбористы.

          Новый  премьер Тони  Блэр  практически   не

 изменил     основному     экономическому     курсу

 консерваторов, признав, что  "тори  сделали  немало

 верных шагов в 80-е  годы...".  Он  пообещал,  что

 главными своими задачами  будет, во-первых, считать

 борьбу   с   безработицей,   во-вторых,   введение

 минимума заработной платы,  в-третьих,  подписание

 социальной хартии  ЕС,  против  которой  выступали

 консерваторы,    чтобы    не    связывать     себя

 обязательствами,  которые   могли  бы  отрицательно

 сказаться  на  конкурентоспособности   национальной

 продукции,    в-четвертых,    развитие     системы

 образования   и   совершенствование    технической

 подготовки.  Кроме  того,  он   пообещал   создать

 ассамблеи Шотландии и Уэльса, провести  референдум

 о целесообразности перехода  к "евро" и о  внесении

 поправок в конституцию, а  также ввести  скользящий

 налог.

          Важным  моментом в программе Т.Блэра   стал

 отказ от  национализации,  что привлекло на  его

 сторону многих представителей  бизнеса. "В политике

 важно  ставить  перед   собой  выполнимые  цели,  —

 говорит он, — и  очень   четко  сосредоточиться  на

 том, что надо делать".

          Таким     образом,     подводя      итоги

 экономического  развития  Англии  в  80—90-е  гг.,

 следует отметить, что "тэтчеризм"  применительно  к

 условиям Британии оказался  достаточно эффективным.

 Лицо  Англии  существенно  изменилось.  "Тэтчеризм"

 как  британская модель неоконсерватизма  подтвердил,

 что  капитализм оказался гибкой системой, способной

 приспосабливаться   к   изменяющимся    социально-

 экономическим    условиям,    перестраиваться    и

 модернизироваться.

 

 

 

Список  литературы:

 

 

 

1.Экономическая  история зарубежных стран: Курс  лекций;под

 ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов  М. В., Сметанин С. И -История  экономики:.-Учебник для ВУЗов.  –

 М.: Академический  Проект, 2000. – 2-е издание –  367с.


Информация о работе Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый Тэтчеризм