Политика Маргарэт Тэтчер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: раскрытие социально-политической обстановки в Великобритании в 70-х, 80-х годах и анализ реформ, проводимых правительством Маргарет Тэтчер
Задачи работы: рассмотреть экономические предпосылки реформ Маргарет Тэтчер; проанализировать политику тэтчеризма; выявить итоги политики Маргарет Тэтчер.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Экономические предпосылки реформ Маргарет Тэтчер…………………..5
2. Политика тэтчеризма………………………………………………………...7
3. Итоги политики Маргарет Тэтчер…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованных источников………………………………………….15

Файлы: 1 файл

яна.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

                                               СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

1. Экономические предпосылки реформ Маргарет Тэтчер…………………..5

2. Политика тэтчеризма………………………………………………………...7

3. Итоги политики  Маргарет Тэтчер…………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованных источников………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Изучая  политику тэтчеризма, становятся очевидными эффективность и ошибки видного английского политического деятеля конца 80-х годов прошлого столетия, Маргарет Тэтчер. В данном реферате представлены  реформы, выведшие Англию из кризиса 1980-х годов. Актуальность данной темы в возможности не повторения ошибок, имевших место в политике, проводимой правительством Англии того времени.

      Цель данной работы: раскрытие социально-политической обстановки в Великобритании в 70-х, 80-х годах и анализ реформ, проводимых правительством Маргарет Тэтчер

Задачи работы: рассмотреть экономические предпосылки реформ Маргарет Тэтчер; проанализировать  политику тэтчеризма; выявить итоги политики Маргарет Тэтчер.

      Восьмидесятые годы называют в Великобритании «тэтчеровским десятилетием». Тэтчер установила рекорд в британской истории XX века по длительности пребывания на посту премьер – министра. В период 13 – летнего правления консерваторов в 1951 – 1964 годах премьерами последовательно становились Черчилль, Иден, Макмиллан. Но Маргарет Тэтчер – не только выдающийся премьер – министр своего времени. Она была первой в Великобритании и в Европе женщиной, которая стала лидером консерваторов, а затем и главой правительства.

     Программа предусматривала произвести системные  изменения в английской экономике  методами жесткой бюджетной и  кредитно-финансовой политики и в  конечном итоге изменить жизненный  уклад послевоенного английского  общества.

      Проводимая  Тэтчер политика была жесткой, но не догматичной. Правительство Тэтчер, тем не менее, прибегало к мерам госрегулирования экономики, оказывало поддержку  некоторым оказавшимся в затруднительном  положении компаниям.

     В данной работе использовался ряд  литературных изданий. История мировой экономики (Г.Б Поляк)— это история человечества. В данной книге раскрывается  хозяйственный опыт общества, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества.

     Экономика зарубежных стран (Т.М. Тимошина),  в которой изложена экономическая история зарубежных стран начиная с древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима) до настоящего времени. В книге рассматривается средневековое хозяйство стран Западной Европы, процесс становления в Европе рыночной экономики в XVI XVII веках. Отдельные главы посвящены экономической истории Англии, Франции, Германии, США и Японии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР

     На  очередных парламентских выборах  в Великобритании в 1964 году победу одерживают лейбористы во главе с Гарольдом  Уилсоном. В своей предвыборной программе  они обещали избирателям провести ряд реформ: осуществить частичную  национализацию сталелитейной промышленности, снизить цены на землю, реформировать  жилищную сферу, образование, здравоохранение  и т.д. Но после выборов, в связи  с большими макроэкономическими  сложностями, лейбористам пришлось провести «замораживание» заработной платы, повысить налоги, сократить расходы  государственного бюджета на социальные нужды, ограничить некоторые права  профсоюзов, повысить плату за жилье  и транспортные тарифы. Все эти  меря привели к росту стоимости  жизни.

     В этот период остро встаёт проблема роста задолженности Англии. К  концу 60 – х общая задолженность  международным валютным организациям составляла 3 млрд. долларов. В стране продолжался рост инфляции, усиливалась  нестабильность финансовой системы. В  ноябре 1967 произошла девальвация  фунта стерлингов, в ходе, которой  его курс снизился на 14,3%. [1, с. 191-192].

     Реформистская модернизация общественных структур упрочила положение наемных рабочих. Это  выразилось в повсеместном распространении  коллективных договоров, полной занятости, в развитии различных форм участия  трудящихся в управлении производством. В то же время сравнительно быстрый  экономический рост привел к значительному  увеличению реальных доходов, жизненного уровня трудящихся и т.д.

     Однако  в то же время дальнейшее повышение  заработной платы привело к росту  издержек производства, снижению прибыли, что отражалось на инвестиционной активности, увеличению числа банкротств и в  целом ухудшению экономической  ситуации в результате сочетания  их с инфляцией, структурными кризисами  и т.д.

     Также был достигнут высокий уровень налоговых изъятий, свидетельствующий о достижении предела для их дальнейшего роста с целью покрытия растущих государственных расходов. В этих условиях государство чаще использовало  займы, что увеличивало размеры бюджетных дефицитов, отвлекало ресурсы у частных фирм и вело к сужению финансовой базы накопления и инвестиций.

     К началу 1970 – х годов произошло  преобразование  Британской империи  в Британское содружество – межправительственную организацию стран, ранее в нее  входивших и признающих связи  с бывшей метрополией. Ликвидация империи  поставила перед ней вопрос участия  в европейской интеграции.

     Внешняя и внутренняя политика лейбористов  теряла свои позиции в глазах общественности, и на досрочных парламентских  выборах в июне 1970 года к власти пришли консерваторы. Ввиду нестабильности экономики новое правительство сразу же постаралось провести через парламент ряд законов, сокращавших расходы бюджета на социальные программы.

     Росло недовольство англичан связанное с  потерей колоний, за счет которых  они имели более высокий жизненный  уровень, чем в других странах. Произошло  возрастание ограничения политической власти капитала. Экономика страны все отчетливее принимала черты  корпоративности, когда все экономические  решения принимались на основе соглашений между правительством, профсоюзами  и работодателями в их собственных  интересах. [1, с.196].

     Также в рассматриваемый период происходило  укрепление позиций монополий в  английской экономике. Правительство  поддерживало принудительную, концентрацию промышленных предприятий.

     Далее Англия вступает в «Общий рынок», что  вызвало  усиление связей английских и континентальных монополий.

     Усилились позиции финансово-олигархических групп. Происходил процесс дальнейшего  сращивания банковского и промышленного  капитала. Возросла сумма кредитов, предоставляемых банками промышленным компаниям, в то время как вклады последних значительно уменьшились. Банки, выдавая наличными средства для скупки акций, активно способствовали слиянию промышленных и торговых фирм. Огромные масштабы приобрела  эмиссия ценных бумаг инвестиционными  трестами.

     Вступление  Великобритании в «Общий рынок» в  целом отрицательно сказалось на ее экономике. Хотя монополии и получили доступ к европейским рынкам, большое  число мелких и средних предприятий  разорилось. Технически отсталые отрасли  английской экономики не выдерживают  конкуренции со стороны ЕЭС.

     Далее в Англии следовал период регулярной смены правительств. Имели место  инфляция, безработица. В дальнейшем в результате политики лейбористов  уровень безработицы понизился, но это не повлияло на мнение избирателей, и лейбористы проигрывали выборы. В попытке борьбы с инфляцией  консерваторы снижали налоги. И в  итоге безработица все-таки росла, а инфляция не сильно уменьшалась, и  избиратели опять были недовольны. Экономика Англии оказалась в  ситуации кризиса.

Следует выделить четыре основных причины перехода к политике «тэтчеризма»:

кризис  действующих форм и методов госрегулирования экономики;

развитие  современного этапа НТР и расширение масштабов интернационального переплетения экономик в рамках мирового рынка, что  обусловило необходимость перестройки  механизма госрегулирования;

огромные  масштабы прямого перераспределения  национального дохода через бюджетную  и кредитно-денежную системы;

существование разветвленной структуры нормативного регулирования, что создало объективные  преграды для дальнейшего экстенсивного  расширения государственного вмешательства  в экономику.

                                     2.ПОЛИТИКА ТЭТЧЕРИЗМА

     В конце 70-х годов обострились финансово-экономические  проблемы страны. Лейбористское правительство  не смогло справиться с ситуацией  и в конце 1979г. парламент был  распущен, а на новых выборах победила Консервативная партия, во главе с  Маргарет Тэтчер.

     Для проведения решительных реформ был  необходим сильный кабинет министров. На пост канцлера казначейства был назначен Джефри Хау, как и Тэтчер, он был приверженцем монетаризма. Главным секретарем казначейства, первым заместителем  Хау стал Джон Биффен, министр промышленности – Кит Джозеф,  а министр торговли – Джон Нотт. В состав правительства вошли Леон Бриттен, Нейджел Лоусон, Сессиль Паркинсон, Питер Рис. Все эти политики защищали интересы крупного бизнеса.

     Первое  правительство Тэтчер сразу же приступило к выполнению экономической программы  тори, с которой они пришли к  власти. Экономическая платформа, на которой строилась эта программа  и получила название «тетчеризм», а ее последствия позже были названы «тетчеровской революцией». Теоритическим обоснованием либеральной политики тори стала монетаристская концепция Чикагской школы, доказавшая необходимость смещения акцентов в политике вмешательства государства с прямых методов на косвенные, главным образом в сферу денежного обращения.

     Перед консерваторами стаяла чёткая  цель: вывести Британию из социально-экономического застоя.

     М. Тэтчер считала, что для этого  необходимо: во-первых, остановить инфляцию, усиление которой разрушало хозяйственную  жизнь страны; во-вторых, снизить  налоги на прибыли корпораций и личные доходы, что дало бы возможность  увеличить инвестиции в экономику; в-третьих, свести к минимуму государственное  вмешательство в хозяйственные  и социальные дела, что до сих  пор отрицательно влияло на развитие экономики.

     Кабинет М. Тэтчер стремился предоставить максимальную свободу частному предпринимательству, содействовать росту роли корпораций и рынка в регулировании хозяйственных  процессов при ограничении предпринимательской  деятельности государства. Правительство  приступило к систематическому сокращению государственного сектора экономики. В борьбе с инфляцией был взят курс на снижение темпов роста государственных  расходов, в частности, сокращения социальных программ.  Правительство развернуло наступление на права профсоюзов. Принятые парламентом законы о занятости усложняли процедуру объявления и проведения забастовок, предусматривали судебное преследование организаторов незаконных забастовок, затрудняли пикетирование предприятий.

     В тот период это включало снижение налогообложения предпринимательской  деятельности, построение ''народного  капитализма" путем продажи муниципальных домов жильцам и нахождение баланса между работодателями и профсоюзами.

Самыми  интересными особенностями этого  периода, однако, были две макроэкономические цели правительства Тэтчер. Первая состояла в победе над инфляцией, которая к 1979 году достигла 20%, вторая заключалась в принятии сбалансированного  бюджета. [3, с.742].Обе эти цели рассматривались, как необходимые, но недостаточные условия для роста британской экономики.

     Прежде  всего, это касалось налоговой политики. Предельная налоговая ставка на доход  от работы по найму была снижена  на 25%. Высшая ставка на доход от капиталовложений была снижена от 98 до 75%, что означало отмену введенной ранее лейбористами фактически полной конфискации крупных  доходов. [2, с. 467].

     Теперь  часть средств, поступавших ранее  в доход государства, могла быть непосредственно направлена на развитие и модернизацию производства.

Информация о работе Политика Маргарэт Тэтчер