Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:43, реферат
Правительство консерваторов, пришедшее к
власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер,
которая предложила совершенно новую экономическую
программу развития, радикальным образом
отличающуюся от всех прежних программ. Такая
стратегия экономического развития вошла в историю
под названием неоконсерватизма. Она отвергала
жесткое государственное регулирование экономикой,
т.е. идею кейнсианства.
Экономическая политика М.Тэтчер или так
называемый ТЭТЧЕРИЗМ
Правительство консерваторов, пришедшее к
власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер,
которая предложила
программу развития, радикальным образом
отличающуюся от всех прежних программ. Такая
стратегия экономического
под названием
жесткое государственное
т.е. идею кейнсианства.
Новое правительство провело анализ
накопившихся экономических проблем и пришло к
выводу, что для выхода страны из данной ситуации
необходимо устранить ряд недостатков в социально-
экономической системе: 1) в стране чрезмерная
власть оказалась в руках профсоюзных лидеров,
которые чаще
и шантажировали крупных предпринимателей угрозами
забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное
налогообложение с самыми высокими в мире
налоговыми ставками на
ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83
%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в
руках государства,
становящейся все более громоздкой бюрократией.
Консервативное правительство М.Тэтчер
всему этому решило положить конец. Идеологической
основой новой политики являлись несколько
основополагающих элементов: а) свободное
предпринимательство; б) личная инициатива; в)
крайний индивидуализм. Важными элементами
идеологической концепции "тэтчеризма" стали
провозглашенный консерваторами возврат к
"викторианским ценностям" — уважение к семье и
религии, закону и порядку, бережливость,
аккуратность, трудолюбие, самостоятельность,
примат права личности и т.д.
М.Тэтчер намеревалась остановить процесс
долговременного спада экономики путем политики
"монетаризма", сокращения расходов и
налогообложения, обуздания власти профсоюзов,
отказа в субсидиях
"приватизации" принадлежавших государству отраслей
промышленности. Она выступила против
корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она
считала, что инфляция представляет большую
опасность, чем безработица.
Поэтому одним из первых шагов,
предпринятых консерваторами, было принятие
законов, которые значительно сузили почти
безграничные права профсоюзов на объявление
забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты
законы, которые позволили
борьбе с забастовочным
время забастовок шахтеров в 1984—1985 гг. и
печатников в 1986 г.
В 1979 г. на долю национализированных
отраслей промышленности приходилось 10 % валового
национального продукта, и многие из этих отраслей
стали символом лености и неэффективности. Как
показала практика исторического развития, без
подстегивания конкуренцией или страхом банкротства
стремление к повышению эффективности ослабевает.
Поэтому одним из важнейших элементов программы
М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного
сектора.
С августа 1984 г. по май 1987 г. в
частную собственность были переданы 9 важнейших
концернов, или около 1/3 всей собственности
государства в промышленности, в том числе
телекоммуникации и предприятия газовой
промышленности. В октябре 1987 г. правительство
провело еще более крупную операцию — продажу акций
нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими
отраслями в списке денационализации стали
сталелитейная промышленность, а затем
электроэнергетика и
Широкая продажа этих отраслей
промышленности значительно увеличила число
держателей акций, которые были непосредственно
заинтересованы в доходности своих предприятий. В
1979 г. число владельцев акций составляли 7 %
избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в
1988 г. — 20 %. По числу акционеров Великобритания
занимала второе место в мире после США.
Государственные компании, которые пока
еще не стали предметом приватизации, тоже
подвергались перестройке. Им были предоставлены
большая хозяйственная самостоятельность и
финансовая автономия. Отношения государства с
такими компаниями все больше строились на основе
контрактов. Государственные предприятия были
выведены из системы
климата, в котором они раньше находились. В
частности, цены на произведенные ими товары и
услуги более не поддерживались специальными
мерами, а полностью определялись условиями рынка.
Правительство М.Тэтчер всячески
стремилось создать "здоровую конкуренцию"
универсальным принципом
причем эта конкуренция все больше переносилась в
сферу ценообразования, где соперничавшие компании
в борьбе друг с другом были вынуждены снижать
цены.
Еще одно важное направление в
экономической программе
на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и
средний бизнес стал новой силой в структуре
хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с
крупными монополиями,
современных отраслях, а также в сфере услуг.
Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и
средние фирмы оказались в состоянии гибко
реагировать на изменения хозяйственной
конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих
гигантах промышленного
Правительство активно поддерживало и
защищало транснациональные корпорации, в которых
британский капитал играл важную роль. Одной из
важнейших специфических особенностей английской
экономики была высокая степень
"интернационализации" в ведущих отраслях
производства. Лишь немногие сферы промышленного
производства опирались на прочный внутренний
рынок, имели высокий уровень капиталовложений,
развитую базу НИОКР. В первую очередь это
химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же
большей частью были связаны с международными
корпорациями.
Следствием проводимой правительством
М.Тэтчер экономической
рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3—4 % в
год, что было выше, чем в других
западноевропейских странах. Каждую неделю в
среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг.
производительность труда в среднем росла на уровне
2,5 % в год, уступая лишь Японии.
Еще более убедительным был рост
эффективности использования основного капитала —
капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была
единственной из развитых стран, где этот
показатель возрос по
Большое
значение в программе перестро
британской экономики уделялось вопросам
приватизации жилья.
Англии арендовала дома у местных властей, что
тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в
итоге — на плечи государства. Правительство
М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство
англичан собственниками
правительство провело через парламент закон,
заставлявший местные власти продавать дома по
льготным ценам жильцам-
деятельности правительства стало то, что
значительно увеличился
52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот
процесс продолжался.
Важнейшими мерами, стимулировавшими
развитие, экономики Англии, явились принятие
закона о снижении
налога, сокращение численности государственного
аппарата и затрат на его содержание. Так,
центральные министерства
их насчитывалось 16, причем среди них практически
не было отраслевых. Государство устранялось от
прямого вмешательства в решение сугубо
хозяйственных задач.
Достаточно трудноразрешимой задачей для
правительства М.Тэтчер оказалась борьба с
инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным
мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она
составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в
последующие годы колебалась в пределах 6 %.
Подъем в экономике начался с середины
1985 г., хотя в последующие два года он не
отличался стабильностью. Со второй половины 1987
г. наряду с заметным ускорением темпов развития
экономики обозначились и другие признаки перехода
к новой стадии подъема — расширились объемы
предоставленных кредитов, достигли "пика" курсы
акций, возросли и без того высокие цены на жилье.
Наиболее динамичными факторами
внутреннего спроса были потребительские расходы
населения, которые выросли на 6,5 %, и частные
капиталовложения, рост которых составил 10,3 %.
Быстро росло производство в базисных и наукоемких
отраслях обрабатывающей
жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить
спрос в полном объеме удавалось только с помощью
небывалого по своим
товаров. Среди компонентов спроса особенно
устойчиво за годы подъема расширялось личное
потребление. Это было
населения на 5,0 % и резким снижением нормы
сбережений до 1,3 %.
Важную роль в стимулировании
потребительских расходов населения играло также
активное использование кредитов. Снятие
ограничений в кредитной сфере, внедрение
современной расчетной электронной техники
подстегнули конкуренцию, кредит стал более
доступным для широких масс населения. В 1988 г.
сумма предоставленного потребительского кредита
финансовыми домами, строительными обществами,
другими
специализированными
банковским
кредитным карточкам
млрд. ф.ст. В структуре потребления опережающими
темпами росли расходы на товары длительного
потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8
% в 1987 г., и в первую очередь на автомобили,
бытовую электронику, персональные компьютеры,
жилье.
Наибольший прирост капиталовложений в
1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении
(почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и
полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее
высокие объемы инвестиций отмечались в химической
промышленности. Следует также отметить, что
продолжались или завершались программы технической
реконструкции и модернизации ряда базовых отраслей
— общего электротехнического машиностроения,
текстильной и др. Все это способствовало быстрому
росту производства
составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие
темпы роста импорта продукции обрабатывающей
промышленности были
компании предпочитали переоснащать производство
зарубежным оборудованием. Значительные масштабы
импорта в таких наукоемких отраслях, как
электронная, оргтехника и оборудование по
обработке данных, которые фактически
соответствовали размерам английского рынка,
вызывали беспокойство
В годы подъема усилился дисбаланс внешней
торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта
товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост курса
фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил
конкурентоспособность
способствовал импорту
Информация о работе Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый Тэтчеризм