Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый Тэтчеризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:43, реферат

Краткое описание

Правительство консерваторов, пришедшее к
власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер,
которая предложила совершенно новую экономическую
программу развития, радикальным образом
отличающуюся от всех прежних программ. Такая
стратегия экономического развития вошла в историю
под названием неоконсерватизма. Она отвергала
жесткое государственное регулирование экономикой,
т.е. идею кейнсианства.

Файлы: 1 файл

Экономическая политика М.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

    Экономическая политика  М.Тэтчер или так

                            называемый ТЭТЧЕРИЗМ

           Правительство  консерваторов, пришедшее к

 власти в 1979 г., возглавила  энергичная  М.Тэтчер,

 которая предложила совершенно  новую  экономическую

 программу    развития,     радикальным     образом

 отличающуюся  от  всех  прежних   программ.   Такая

 стратегия экономического развития  вошла в  историю

 под  названием  неоконсерватизма.  Она   отвергала

 жесткое государственное регулирование   экономикой,

 т.е. идею кейнсианства.

          Новое   правительство   провело    анализ

 накопившихся  экономических   проблем  и  пришло  к

 выводу, что для выхода страны  из  данной  ситуации

 необходимо устранить ряд  недостатков в  социально-

 экономической  системе:  1)  в стране  чрезмерная

 власть  оказалась  в   руках  профсоюзных  лидеров,

 которые чаще руководствовались  личными  интересами

 и шантажировали крупных  предпринимателей  угрозами

 забастовок; 2)  в  Англии  действовало  чрезмерное

 налогообложение   с   самыми   высокими   в   мире

 налоговыми ставками на личные  доходы — стандартная

 ставка 33 % подоходного налога  поднималась  до  83

%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная  власть  в

 руках государства, осуществляемая  медлительной  и

 становящейся все более громоздкой бюрократией.

          Консервативное   правительство   М.Тэтчер

 всему этому решило положить  конец.  Идеологической

 основой   новой   политики   являлись    несколько

 основополагающих    элементов:    а)     свободное

 предпринимательство;  б)  личная  инициатива;   в)

 крайний    индивидуализм.    Важными    элементами

 идеологической   концепции   "тэтчеризма"    стали

 провозглашенный    консерваторами    возврат     к

"викторианским ценностям"  —  уважение  к  семье   и

 религии,   закону   и    порядку,    бережливость,

 аккуратность,    трудолюбие,    самостоятельность,

 примат права личности и  т.д.

          М.Тэтчер  намеревалась остановить  процесс

 долговременного  спада   экономики  путем  политики

"монетаризма",     сокращения     расходов       и

 налогообложения,  обуздания   власти   профсоюзов,

 отказа в субсидиях обанкротившимся  предприятиям  и

"приватизации" принадлежавших  государству отраслей

 промышленности.     Она      выступила      против

 корпоративизма, коллективизма и кейнсианства.  Она

 считала,   что   инфляция   представляет   большую

 опасность, чем безработица.

          Поэтому   одним    из    первых    шагов,

 предпринятых   консерваторами,    было    принятие

 законов,   которые   значительно   сузили    почти

 безграничные  права   профсоюзов   на   объявление

 забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты

 законы, которые позволили правительству  выстоять в

 борьбе с забастовочным движением,  в  частности  во

 время  забастовок  шахтеров  в  1984—1985 гг.   и

 печатников в 1986 г.

         В 1979  г.  на  долю  национализированных

отраслей промышленности приходилось 10  %  валового

национального продукта, и многие из  этих  отраслей

стали  символом  лености  и  неэффективности.   Как

показала  практика  исторического   развития,   без

подстегивания конкуренцией или страхом  банкротства

стремление к  повышению  эффективности  ослабевает.

Поэтому  одним  из  важнейших  элементов  программы

М.Тэтчер  являлась  приватизация   обобществленного

сектора.

          С августа 1984  г.  по  май 1987  г.  в

 частную собственность были  переданы  9  важнейших

 концернов,  или  около  1/3   всей   собственности

 государства  в   промышленности,   в   том   числе

 телекоммуникации     и     предприятия     газовой

 промышленности. В октябре  1987  г.  правительство

 провело еще более крупную  операцию — продажу акций

 нефтяной компании "Бритиш  петролеум".  Следующими

 отраслями   в   списке   денационализации    стали

 сталелитейная     промышленность,     а      затем

 электроэнергетика и водоснабжение.

          Широкая     продажа     этих     отраслей

 промышленности   значительно    увеличила    число

 держателей  акций,  которые   были  непосредственно

 заинтересованы в доходности  своих  предприятий.  В

1979 г. число  владельцев  акций  составляли  7  %

 избирателей, т.е. мужчин и  женщин старше 18 лет, в

1988 г. — 20 %. По числу акционеров  Великобритания

 занимала второе место в  мире после США.

          Государственные   компании,  которые  пока

 еще  не   стали   предметом   приватизации,   тоже

 подвергались перестройке.  Им  были  предоставлены

 большая    хозяйственная    самостоятельность    и

 финансовая  автономия.  Отношения   государства   с

 такими компаниями все больше  строились  на  основе

 контрактов.   Государственные   предприятия   были

 выведены из системы искусственного  благоприятного

 климата,  в  котором   они  раньше  находились.   В

 частности, цены  на  произведенные   ими  товары  и

 услуги  более   не   поддерживались   специальными

 мерами, а полностью определялись условиями рынка.

          Правительство      М.Тэтчер      всячески

 стремилось    создать    "здоровую    конкуренцию"

 универсальным принципом экономического  прогресса,

 причем эта конкуренция все  больше  переносилась  в

 сферу ценообразования, где соперничавшие  компании

 в борьбе друг  с  другом  были  вынуждены  снижать

 цены.

          Еще    одно    важное    направление    в

 экономической программе консерваторов  —  это  упор

 на развитие мелкого и  среднего бизнеса.  Мелкий  и

 средний  бизнес  стал  новой  силой  в   структуре

 хозяйства Великобритании. Он  успешно  уживался  с

 крупными монополиями, дополнял  их  даже  в  самых

 современных  отраслях,  а   также  в  сфере  услуг.

 Небольшие, хорошо технически  оснащенные  мелкие  и

 средние  фирмы   оказались   в   состоянии   гибко

 реагировать     на     изменения     хозяйственной

 конъюнктуры, чего нельзя  было  сказать  о  многих

 гигантах промышленного производства.

          Правительство   активно   поддерживало   и

 защищало транснациональные  корпорации,  в  которых

 британский капитал играл   важную  роль.  Одной  из

 важнейших  специфических   особенностей  английской

 экономики       была        высокая        степень

"интернационализации"    в    ведущих     отраслях

 производства. Лишь  немногие  сферы  промышленного

 производства  опирались   на   прочный   внутренний

 рынок,  имели  высокий   уровень  капиталовложений,

 развитую  базу  НИОКР.  В   первую   очередь   это

 химическая и аэрокосмическая  отрасли, остальные же

 большей  частью  были  связаны  с   международными

 корпорациями.

          Следствием   проводимой    правительством

 М.Тэтчер экономической политики  был  экономический

 рост страны в 80-е гг. в  среднем на уровне 3—4 % в

 год,    что    было    выше,    чем    в    других

 западноевропейских  странах.   Каждую   неделю   в

 среднем создавалось 500 новых  фирм.  За  80-е  гг.

 производительность труда в  среднем росла на уровне

2,5 % в год, уступая лишь Японии.

          Еще   более   убедительным    был    рост

 эффективности использования  основного  капитала  —

 капиталоотдачи.   Англия,   кроме   Японии,   была

 единственной   из   развитых   стран,   где   этот

 показатель возрос по сравнению  с 70-ми гг.

          Большое  значение в программе  перестройки

 британской    экономики     уделялось     вопросам

 приватизации жилья. Значительная  часть населения в

 Англии арендовала  дома  у  местных  властей,  что

 тяжким бременем ложилось  на местный  бюджет,  а   в

 итоге  —  на  плечи   государства.   Правительство

 М.Тэтчер  поставило  задачу  сделать   большинство

 англичан собственниками своего  жилья. С этой целью

 правительство  провело   через   парламент   закон,

 заставлявший  местные  власти  продавать  дома  по

 льготным ценам жильцам-арендаторам.  Итогом  такой

 деятельности   правительства   стало    то,    что

 значительно увеличился процент  домовладельцев —  с

52 до 66 % к  1989  г.  В  последующие   годы  этот

 процесс продолжался.

          Важнейшими    мерами,    стимулировавшими

 развитие,  экономики  Англии,   явились   принятие

 закона о снижении стандартной   ставки  подоходного

 налога,  сокращение  численности   государственного

 аппарата  и  затрат  на   его   содержание.   Так,

 центральные министерства были  сведены до минимума—

 их насчитывалось 16, причем среди них  практически

 не было  отраслевых.  Государство   устранялось  от

 прямого    вмешательства    в    решение    сугубо

 хозяйственных задач.

          Достаточно  трудноразрешимой  задачей  для

 правительства   М.Тэтчер   оказалась   борьба    с

 инфляцией, однако и здесь  благодаря  перечисленным

 мерам  наметились  сдвиги:  если  в  1980  г.  она

 составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в

 последующие годы колебалась  в пределах 6 %.

          Подъем  в  экономике  начался  с  середины

1985  г.,  хотя  в  последующие   два  года  он  не

 отличался стабильностью. Со  второй  половины  1987

 г. наряду с заметным  ускорением  темпов  развития

 экономики обозначились и  другие признаки  перехода

 к  новой  стадии  подъема   —  расширились   объемы

 предоставленных кредитов,  достигли  "пика"  курсы

 акций, возросли и без того  высокие цены на жилье.

          Наиболее      динамичными       факторами

 внутреннего спроса  были  потребительские  расходы

 населения, которые выросли на  6,5  %,  и  частные

 капиталовложения, рост которых   составил  10,3  %.

 Быстро росло производство  в базисных и  наукоемких

 отраслях обрабатывающей промышленности, а также  в

 жилищном строительстве. Тем  не менее удовлетворить

 спрос в полном объеме удавалось только  с помощью

 небывалого по своим масштабам   притока  зарубежных

 товаров.   Среди   компонентов   спроса   особенно

 устойчиво  за  годы  подъема   расширялось   личное

 потребление. Это было вызвано   повышением  доходов

 населения  на  5,0  %  и резким  снижением нормы

 сбережений до 1,3 %.

          Важную     роль     в      стимулировании

 потребительских расходов  населения   играло  также

 активное    использование     кредитов.     Снятие

 ограничений   в   кредитной    сфере,    внедрение

 современной    расчетной    электронной    техники

 подстегнули   конкуренцию,   кредит   стал   более

 доступным для широких масс  населения.  В  1988  г.

 сумма  предоставленного  потребительского  кредита

 финансовыми   домами,   строительными   обществами,

 другими  специализированными обществами, а  также по

 банковским  кредитным  карточкам  возросла  до  42

 млрд. ф.ст. В структуре  потребления   опережающими

 темпами   росли  расходы  на   товары   длительного

 потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8

% в 1987 г., и в  первую  очередь   на  автомобили,

 бытовую  электронику,   персональные   компьютеры,

 жилье.

          Наибольший  прирост  капиталовложений   в

1988  г.  был  зафиксирован  в  автомобилестроении

(почти  на  1/3)   и   в   целлюлозно-бумажной   и

 полиграфической  отраслях   (на   1/4).   Наиболее

 высокие объемы инвестиций  отмечались в  химической

 промышленности.  Следует   также   отметить,   что

 продолжались или завершались  программы технической

 реконструкции и модернизации  ряда базовых отраслей

 —   общего   электротехнического   машиностроения,

 текстильной и др. Все это  способствовало  быстрому

 росту производства инвестиционных  товаров, который

 составил 10 %. Вместе с тем  исключительно  высокие

 темпы  роста  импорта   продукции   обрабатывающей

 промышленности были достигнуты  за счет  того,  что

 компании  предпочитали  переоснащать  производство

 зарубежным  оборудованием.  Значительные  масштабы

 импорта   в   таких   наукоемких   отраслях,   как

 электронная,   оргтехника   и   оборудование    по

 обработке     данных,      которые      фактически

 соответствовали   размерам   английского    рынка,

 вызывали беспокойство правительства.

          В годы  подъема усилился дисбаланс внешней

 торговли. С 1985 г.  темпы   роста  объема  импорта

 товаров в 3 раза  опережали   экспорт.  Рост  курса

 фунта стерлингов  на  5,2  %  в  1988  г.  ухудшил

 конкурентоспособность  английских  экспортеров   и

 способствовал импорту готовых  товаров, что в итоге

Информация о работе Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый Тэтчеризм