Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:47, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Оглавление

Введение 3
1. Роль государства в экономике 5
1.1. Конкуренция и рынок 5
1.2. История развития антимонопольной политики 8
2. Антимонопольное законодательство РФ 12
2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их
достижения 12
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий 15
2.3. Особенности антимонопольной политики в России 20
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России 24
Заключение 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

микроэкономика государства.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Беда  в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

     Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

     Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

     Проблема  в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и  иностранных компаний, готовых вложить  деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в  этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

     В долгосрочной перспективе все три  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Описанные огромные трудности  продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

     Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

     Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

     Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

     Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Федеральную  антимонопольную службу возложены  задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования [10,      c. 38].

Заключение

 

      Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

      Окончательная цель антимонопольной политики заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента

      На  сегодняшний день антимонопольная политика является основным инструментом, регулирующим и развивающим конкуренцию. По сути своей, ни одна экономика мира не смогла бы функционировать при отсутствии регулирующего воздействия государства, и в частности антимонопольной политики.

      Российская  экономика, к сожалению, является одной  из самых монополизированных в мире. Это является следствием того, что  лишь какие 18 лет назад наша государство  всё еще представляло из себя плановую экономику, основу которой составляли предприятия, которые сегодня можно отнести к крупному и среднему бизнесу. Предприятия же малого бизнеса отсутствовали в принципе, так как свободы предпринимательства не было вообще. После национализации экономики ситуация не сильно изменилась. Основу экономики до сих пор составляют промышленные гиганты и предприятия среднего бизнеса, на которые приходится около 80% ВВП. А ведь как раз в крупном и среднем бизнесе и образуются монополии.

      В настоящее время перед российским государством стоит ряд задач, которые  условно можно разделить на кратко- и долгосрочные.

      К долгосрочным задачам относится  развитие и поддержка малого бизнеса; грамотная таможенная политика, направленная на стимулирование импортной конкуренции; создание при поддержке государства  конкурентно-способных предприятий среднего и крупного бизнеса.

      К краткосрочным задачам относится  развитие антимонопольного законодательства, грамотное использование структурного и поведенческого подхода к предприятиям-монополистам, снижение административных барьеров входа  в отрасль, разработка действенных рычагов воздействия на монополистов, борьба с недобросовестной конкуренцией, а так же тесное сотрудничество с другими ведомствами РФ.

      Таким образом, антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля за ее исполнением и осуществлением санкций. Последнее особенно важно для России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    1.   Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ).

    2.   Федеральный закон РФ «О естественных  монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 25.12.2008 г.)

    3.   Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.

    4.  Васильева Ю.П. Антимонопольная политика государства // Российская бизнес-газета, 2009. - № 691. – с. 17.

    5.  Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебное пособие. –  М.: КНОРУС, 2008. – 368 с.

    6.   Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб: Экономическая школа. 2008. – Т.1. – 349 с.

    7.   Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Кушлин В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 485 с.

    8. Егоров В.В. Государственное регулирование деятельности монополий: учебно-методический комплекс. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2007. – 64 с.

    9.  Князева И. В. Антимонопольная политика государства. - М.: Омега-Л, 2010. - 526с.

    10.  Кожевников А. Антимонопольная политика государства // Ведомость, 2009. - № 197. – с. 26 - 38.

    11.  Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005. – 432 с.

    12. Курс общей экономической теории: Учеб. пособие./ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд-во СПБ университета экономики и финансов, 2006. – 456 с.

    13.  Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Подред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», 2010. – 496 с.

    14. Кусакина О.Н. Мищенко В.М Антимонопольная политика России: монография. – Ставрополь: 2007. – 204 с.

    15. Микроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новиков, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др. – Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 391 с.

    16. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС – 2008. – 592 с.

    17.  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. – 576 с.

    18. Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция // Бизнес и закон, 2008. - № 8. – с. 89.

    19. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2009. – 831 с.

    20. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд-во ПИТЕР, 2008. - 544 с.

    21. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 367 с.

    22. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Сокольников, В.Е. Корольков: под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - М.: КНОРУС, 2009. – 464 с.

    23. Юрасов В. Воздействие антимонопольной политики на социально-экономические процессы развития региона // Конкуренция и рынок. 2010. - № 2. – с. 35 - 44.  
     
     

Информация о работе Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы