Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:47, реферат
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Введение 3
1. Роль государства в экономике 5
1.1. Конкуренция и рынок 5
1.2. История развития антимонопольной политики 8
2. Антимонопольное законодательство РФ 12
2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их
достижения 12
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий 15
2.3. Особенности антимонопольной политики в России 20
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России 24
Заключение 25
Список использованной литературы
1.2. История развития антимонопольной политики
Основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, рассмотрим на примере США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.
Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX веке, когда начали создаваться крупные национальные монополии (например, United Steel или Standard Oil). В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещается тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность, а также - монополизация рынка и попытки его монополизации.
Дальнейшим
развитием антимонопольной
Следующий законодательный акт в сфере антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона. Он был вызван к жизни развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков. Она, в частности, гласит: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».
Этими актами были выработаны основные направления деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними принимаются необходимые меры против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке, а также против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т.д.).
Был
образован орган
В процессе государственного противодействия монополиям возникла необходимость в административной и юридической самостоятельности антимонопольных органов, в их независимости от других органов государственного управления. Они должны быть проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается.
С
введением законодательных
Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации.
Коэффициент
Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается
по формуле:
n 2
HHI
= S (A),
i=1
где: А - доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;
n - количество компаний на рассматриваемом рынке [7, c. 155].
Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, ННI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.
Из других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.
Для оценки степени монополизации рынка на практике чаше используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:
а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%; ,
в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%;
г)
неконцентрированный рынок при CR-4<35%
и CR-8<45% [7, c. 156].
2.
Антимонопольное
законодательство
РФ
2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения
Масштабность трансформации российской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны, а органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС – Федеральная антимонопольная Служба.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ).
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков [1].
Закон
содержит ограничения свободы
Таким
субъектам при некоторых
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2)
изъятие товара из обращения,
если результатом такого
3)
навязывание контрагенту
4)
экономически или
5)
экономически или
6)
экономически, технологически и
иным образом не обоснованное
установление различных цен (
7)
установление финансовой
8)
создание дискриминационных
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10)
нарушение установленного
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
В таблице 1 рассмотрим главные цели антимонопольного законодательства в России и средства их достижения.
Таблица 1
Цели антимонопольной политики в России
№ п/п | Цели антимонопольной политики | Средства достижения целей |
1 | 2 | 3 |
1 | Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации | Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.) |
2 | Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке | Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений |
3 | Снижение барьеров входа на товарные рынки | Обеспечение более
эффективного контроля над поведением
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение, посредством
мониторинга процесса ценообразования
и изъятия доходов, полученных в результате
нарушения антимонопольного законодательства.
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль |
4 | Создание эффективных правовых механизмов | Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
5 | Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках | Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности |
6 | Упорядочение оказания государственной помощи | |
7 | Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий | В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств |
8 | Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке | Необходимо
разработать процедуры |
9 | Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня | С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом |
Информация о работе Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы