Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - выработка теоретических и практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
Поставленная цель предопределила основные задачи исследования:
Введение 3
Раздел 1.Теоретические аспекты оценки и управления экономической эффективностью деятельности предприятия 5
1.1 Теоретические аспекты экономической эффективности как объекта управления 5
1.2 Методические подходы к оценке и управлению экономической эффективностью деятельности предприятия 10
Раздел 2. Оценка экономической эффективности деятельности ТОО «АТП Трансавто» 15
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Экономическая оценка основной деятельности предприятия 21
Раздел 3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия 24
3.1 Перспективы деятельности ТОО «АТП Трансавто» 24
3.2 Пути повышения экономической эффективности в современный период 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Обобщая
точки зрения различных авторов
можно отметить, что полит-экономическое
содержание эффективности хозяйствования
определяется ими как система
отношений по поводу конечных народнохозяйственных
результатов, которые выражают эффективность
на всех стадиях процесса воспроизводства.
Поэтому эффективность
Изучение
зарубежной литературы позволяет выделить
несколько концепций
Производственная
эффективность имеет два
Уместно
отметить, что теория, лежащая в
основе понятия производственной эффективности,
критиковалась английским экономистом
Дж. Том-линсоном в 1993 году. Он подчеркивал,
что производство "характеризуется
с помощью понятия комбинации
факторов, когда данные факторы могут
быть разрушены любой организацией
или структурой отчетности". Организации
оптимизируются в результате воздействия
рыночных сил. "Но рынки не могут
рассматриваться как полная организационная
или расчетная однородность, либо
оптимальная эффективность. Проблема
неоклассической теории производства
состоит в использовании
В теории
производственная эффективность, определяемая
факторами внешней среды (рыночными
силами), опирается на решения, принятые
в связи с внутрифирменными операциями.
Распределительная
Концепция X - эффективности, введенная Х.Лейбенштейном еще в 1966 году, объясняется с помощью кривой средних издержек. Как известно, эта кривая показывает самые низкие средние издержки, при которых может производиться каждый другой последующий уровень выпуска. Если фирма находится на своей кривой средних издержек, она X - эффективна. Однако по различным причинам фирма на практике может отклоняться от кривой средних издержек.
Например, неэффективные контракты между принципалами (собственниками) и агентами (менеджерами) могут привести к тому, что менеджеры будут работать с издержками меньшими, чем самые низкие издержки при любом уровне выпуска. Они могут предоставлять себе больше льгот, чем это принято для менеджеров соответствующего уровня. Если конкуренция не очень интенсивная, собственники и менеджеры могут позволить себе расслабиться вместо того, чтобы содержать оборудование и работников в оптимальном состоянии. Если конкуренция не очень острая, то удается удержать цены достаточно высокими для покрытия любых сверхнормативных расходов и издержек. В таких случаях имеет место Х-неэффективность. К.Баттон и Т.Уеман-Джонс в своей работе «Х-эффективность и техническая эффективность» показывают теоретическую и эмпирическую очевидность существования Х-неэффективности.
Фирмы, которые
действуют в отраслях под защитой
правительства (такие как регулируемые
монополии) имеют более высокий
уровень X-неэффективности, чем аналогичные
в конкурентных областях. Например,
они могут проявить несознательность
в отношении определения
Х-эффективность
и распределительная
Теоретическая дискуссия и эмпирическая очевидность этого раскрыта в работе К.Калираяна и Т. Варагунасинха.
Степень Х-неэффективности измеряется состоянием, при котором действительные средние издержки превышают оптимальные средние издержки.
Согласно
современной экономической
В силу ограниченности ресурсов в рыночной экономике оценка функционирования экономической системы не может обойтись без осуществления выбора, т.к. увеличение полезности для одного лица может означать ее снижение для другого.
Считается, что выбор эффективен, если не существует иного варианта, который удовлетворял бы всех членов данной группы индивидов как минимум не менее, чем данный вариант, и который являлся бы предпочтительным, по меньшей мере, для одного из этих индивидов. И, наоборот, выбор не эффективен, если существует альтернатива, которая позволит улучшить положение хотя бы одного человека, не нанося ущерба остальным.
Следует отметить, что эффективность или неэффективность выбора всегда имеет относительный характер. Эти понятия справедливы для какой-то конкретной совокупности индивидов, чьи интересы принимаются в расчет, а также для какого-то конкретного набора доступных вариантов.
Понятие «эффективность» чаще всего используется в ходе экономического анализа при сравнении альтернативных вариантов распределения ресурсов. Любое распределение ресурсов А является неэффективным, если существует другое осуществимое распределение ресурсов В, которое может устраивать всех заинтересованных сторон как минимум не меньше, чем А, и которое является безусловно предпочтительным по крайней мере для одного лица.
Расточительность неэффективного распределения проявляется в том, что при лучшем распределении ресурсов было бы возможно повысить благосостояние некоторых людей, не причинив никакого ущерба всем остальным. И если не существует ни одного варианта распределения, который для всех заинтересованных сторон являлся бы предпочтительным по отношению к распределению А, то данное распределение А является эффективным (или оптимальным по Парето).
Таким образом, можно заключить, что любое распределение ресурсов является эффективным, если ни одно из других возможных распределений не обеспечивает повышение чьего-либо благосостояния без ущерба для остальных индивидов4. В реальной действительности достижение эффективного распределения ресурсов является трудным делом.
1.2 Методические
подходы к оценке и управлению
экономической эффективностью
В целом,
понятие экономической
. (1.1)
Под результатами деятельности понимают полезный конечный результат в виде:
Таким образом, процесс измерения ожидаемого или достигнутого уровня эффективности деятельности предприятия методологически связан прежде всего с определением надлежащего критерия и формирования соответствующей системы показателей.
Формируя
систему показателей
Система
показателей эффективности
Любая из этих групп включает определенное
количество конкретных абсолютных или
относительных показателей, которые
характеризуют общую
Кроме того,
оптимизация финансово-
Таблица 1. Система показателей эффективности деятельности предприятия
Обобщающие показатели |
Частные показатели эффективности | |||
труда (персонала) |
материальных активов |
оборотных средств |
финансовых средств | |
Рентабельность затрат на производство продукции |
Производительность труда |
Фондоотдача |
Оборачиваемость оборотных средств |
Удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции) |
Трудоемкость | ||||
Зарплатоемкость единицы продукции | ||||
Рентабельность активов |
Темпы роста производительности труда |
Фондоемкость |
Период одного оборота оборотных средств |
Рентабельность инвестиций |
Обобщающие показатели |
Частные показатели эффективности | |||
труда (персонала) |
материальных активов |
оборотных средств |
финансовых средств | |
Затраты на 1 тг. товарной продукции |
Относительное высвобождение работников |
Материалоемкость единицы продукции |
Относительное высвобождение оборотных средств |
Срок окупаемости инвестиций |
Коэффициент использование полезного фонда рабочего времени |