Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучить факторы , влияющие на формирование инвестиционного климата; критерии оценки инвестиционной привлекательности; и выяснить ,что необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Введение
1.Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность
1.1 Факторы , влияющие на инвестиционный климат;
1.2 Критерии для инвестирования .Оценка инвестиционного климата;
1.3 Инвестиционный процесс в контексте структуры распределения
финансовых потоков;
1.4 Создание благоприятных условий для развития ин¬вестиционной деятельности;
2 Формирование инвестиционного климата в экономике России.
2.1. Инвестиционный климат России;
2.2 Основные направления по созданию благоприятного инвестиционного климата в России.
3. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность Республики Беларусь.
3.1 Состояние и проблемы развития инвестиционной сферы;
3.2 Причины инвестиционного кризиса;
3.3 Инвестиционная привлекательность Республики Беларусь.
Заключение
Список литературы
2 Формирование инвестиционного климата в экономике России.
2.1. Инвестиционный климат России.
В последние годы наметилась тенденция к оживлению производства. В 2000 г. прирост ВВП составил 3,5%, а в 2002г. - 7,7%. Однако ситуация в экономике остается нестабильной, поскольку не создаются надежные предпосылки экономического роста, сохраняются и усугубляются острые экономические и социальные проблемы, требующие безотлагательной активизации государственной инвестиционной политики, в первую очередь путем создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Вызывает беспокойство ухудшение ряда ключевых экономических показателей - особенно на фоне неустойчивого развития мировой экономики. [21, с. 37]
В период реформ в России доля накопления основного капитала в ВВП постоянно уменьшалась и достигла минимальной величины, при которой невозможно обеспечить полноценное обновление основного капитала и стабильное расширенное воспроизводство. [11, с. 3]
Основные производственные фонды в реальном секторе экономики изношены более чем на 50%, и с 2003 г. будет происходить массовое выбытие активной части основных фондов, особенно коммуникационных систем, водопроводов, трубопроводов, железнодорожных путей и других средств труда, что резко повышает вероятность техногенных катастроф и ослабляет экономическую безопасность страны. Уже зимой 2001 г. в некоторых городах временами не было тепла и света, происходят многочисленные аварии в изношенном коммунальном хозяйстве, а также отдельные масштабные техногенные катастрофы.
Однако наряду с негативными явлениями следует отметить и позитивные, выраженные в реализации предпосылок роста производства преимущественно за счет увеличения внутреннего совокупного спроса, в том числе благодаря приоритетному росту спроса на инвестиции. В общем увеличении совокупного спроса доля прироста чистого экспорта составляет около трети, т.е. две трети приходится на внутренние факторы. [18, с.2 3]
Впервые за время реформ в последние два года увеличился инвестиционный спрос, обусловивший прирост инвестиций в 2000 г. на 7%, а в 2002г. - на 14%, что значительно опережает прирост ВВП. Но основными генераторами инвестиционного спроса стали экспортно-ориентированные отрасли из-за роста мировых цен на энергоносители и перерабатывающая промышленность, обеспечивающая покрытие внутреннего спроса на товары потребления. В структуре инвестиций в основной капитал возросла доля расходов на машины и оборудование. Одновременно увеличилась доля финансирования проектов по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению производства при сокращении доли расходов на новое строительство. На этой основе формируется повышенный спрос на основные средства производства, сырье, материалы, комплектующие и энергоресурсы. Рост инвестиций создает основу для увеличения ВВП, доходов бюджета и решения острых социальных проблем. [11, с. 3]
Расширение спроса предприятий на инвестиции для технической и технологической модернизации производства необходимо поддержать, используя новую экономическую стратегию реализации рыночных реформ. роста.
На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.
Сложившаяся в 2000 г. динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок. [11, с. 3]
Заметно выросли объемы ВВП и промышленного производства, причем за последние два года был преодолен спад 1995-1998 годов (за 1992-1998 гг. совокупный спад был существенно более глубоким). Экономика в целом вышла на уровень 1994 года, но при гораздо лучших качественных характеристиках и дальнейших перспективах роста. [2, с.453]
Стала увеличиваться доля оплаты денежными средствами, замедлился рост неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на снижение общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги, по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок.
Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности не инфляционного экономического роста.
В то же время, большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства. Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие. [11, с. 3]
2.2 Основные направления по созданию благоприятного инвестиционного климата в России.
Во-первых, необходимо законодательно обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях, и льготный, правовой режим для иностранных вкладчиков, предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли.
Во-вторых, следует упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, что позволит обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости, устранить бюрократические препоны через систему подзаконных актов и инструкций.
В-третьих, целесообразно создать экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику по сравнению с другими видами экономической деятельности.
В-четвертых, необходимо установить приоритеты для направления иностранных инвестиций прежде всего в приватизируемые предприятия тех отраслей, в которых страна-импортер обладает значительными преимуществами и которые обеспечивают структурную перестройку экономики. [10, с. 7]
В-пятых, следует ввести двойное подчинение региональных таможен и таможенных постов, что позволит с учетом местных интересов регулировать пошлины, налоги и акцизы, предоставить местным региональным таможням право устанавливать льготы на ввоз и вывоз продукции, а частьполученных от этого доходов оставлять в местный бюджет. [11, с. 3]
В-шестых, необходимо создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие правила игры для его участников.
В-седьмых, в значительной мере проблемы могут быть решены участием в проектах отечественных инвестиционных банков, но для этого необходима отлаженная работа банковской системы, надежные и сильные банки, а также четкие и рассудительные меры ЦБ РФ.
В-восьмых, для эффективного использования инокапиталов в национальной экономике России должен быть определен перечень приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиций, причем и на правительственном, и на региональном уровне. [10, с. 7]
Все это будет способствовать увеличению притока и повышению эффективности использования иностранных инвестиций с целью ускорения структурной перестройки нашей экономики и выхода из кризиса .[2, с.453]
Но следует положительно оценить те усилия Минэкономики, которое оно уже предприняло для создания благоприятного инвестиционного климата в России. По оценкам, экономика России в состоянии в ближайшие 10-15 лет поглотить 200-300 млрд. долл. капвложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков.
Но мешают отсутствие финансовой стабильности, высокие цены, риски, трансакционные издержки, характерные для периодов хозяйственной ломки и формирования новой экономической системы. Отсутствуют действенные стимулы вкладывать капиталы в производство, инфраструктуру, долгосрочные проекты. [10, с. 7]
Минэкономики и правительство в целом прекрасно понимают это. В программе второго этапа реформ, как указывают представители
ведомств, проблемы инвестиций, структурной перестройки поставлены во главу угла. [34, с. 457]
Государственные мероприятия по привлечению инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Впервые за последние годы нет традиционного осеннего всплеска цен. Белый дом выдерживает жесткую финансовую политику, не прибегая к кредитам со стороны Центробанка. Но то, какой он и правительство уже закачали в экономику потенциал инфляции, осталось за кадром. [17, с. 27]
К другой группе относятся шаги правительства и парламента, которые снизили налоги на иноинвесторов и облегчили таможенные условия. Упоминались законы о концессиях, разделе продукции, которые находятся на рассмотрении депутатов. Уже полтора года при премьере действует совет по инвестициям с участием 25 крупнейших иностранных компаний и банков. Он собирается один раз в шесть месяцев и дает рекомендации для Белого дома. А кабинет министров старается их выполнять. Так, был отменен налог на сверхнормативную заработную плату. Реализовано 80% пожеланий, сделанных на последнем заседании совета, что должно было внушить оптимизм инвесторам.
Большое внимание уделяется улучшению налогового режима, в т.ч. в нефтегазовом комплексе. Однако, как считает Минэкономики, ТЭК перестал быть локомотивом российской экономики, главным фактором ее поддержки. Эта роль все больше переходит к черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, ряду других отраслей, где наблюдается рост. При этом не упоминалось, что он вызван в основном благоприятной международной конъюктурой, а не спросом внутри страны.
Российское правительство полагает нецелесообразными резкие и многочисленные налоговые изменения. Тем более, как заявлялось, фискальная система не очень отличается от зарубежной ни по величине, ни по составу налогов. Решено повысить их собираемость, которая намного ниже, чем на Западе. Их доля в ВВП России всего 13% против 19% в США. [28, с. 69]
Изменится система учета издержек производства. Прежде всего при инфляции, когда требуется определить точные затраты на сырье, материалы, оборудование, индексировать основной капитал. Минэкономики и Минфин вместе работают над этим вопросом. Пока же основные фонды не восстанавливаются, т.к. фиктивная прибыль, возникающая вследствие инфляции, изымается у предприятий в форме налогов. Производства и компании не имеют средств для закупки материально-сырьевых ресурсов на новом цикле. [20, с. 71]
В качестве дополнительного стимула решено, что крупные вкладчики капитала, инвестировавшие в Россию свыше 100 млн.долл., будут облагаться вдвое меньшими пошлинами, чем остальные,при ввозе своей продукции. До сих пор этого не удавалось осуществить из-за злоупотреблений участников внешнеэкономической деятельности и противодействия Госдумы. Процедура предоставления такой льготы несколько громоздка: только тем, у кого есть специальное соглашение с Минэкономики, подтвержденное постановлением правительства и указом президента.
Пока надежды госведомств на ежегодное удвоение иноинвестиций
в течение ближайших 5 лет не оправдываются. В 1998-2002гг. зарубежные инвесторы вложили в Россию всего около 4 млрд. долл., или по 27 долл. на душу населения. Для сравнения: в Венгрии за тот же период инвестировано 7 млрд. долл. (700 долл. на душу населения). При том, что общие мировые капвложения в новые рынки составили примерно 40 млрд. долл. в одном лишь 2001г. Словом, есть над чем поработать российским властям и иностранным вкладчикам капитала в стране. [10, с. 7]
3. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность Республики Беларусь.
3.1 Состояние и проблемы развития инвестиционной сферы.
Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2005 гг. активизация инвестицинной деятельности определена как важнейшее стратегическое направление в достижении социально-экономических целей. [9, с.3]
Вместе с тем в 2002 г. ,несмотря на экономический рост , выполнение большинства макроэкономических показателей, увеличение денежных доходов населения , замедление инфляционных и девальвационных процессов , в стране наблюдались ухудшение финансового состояния предприятий , рост дефицита республиканского бюджета и на фоне этого относительно низкая инвестиционная активность .Следует отметить ,что затяжной экономический кризис переходного периода в стране , прежде всего, парализовал инвестиционное развитие. Это проявилось в значительном отставании темпов роста инвестиций от темпов роста ВВП. Так, если по показателю ВВП в 2002 г. РБ вышла на уровень 97,2% к 1990 г., то по показателю инвестиций в 2002 г. было обеспечено только 51.2% от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения -49,3%, в объекты непроизводственного назначения -58,9%. Этот факт является наглядным свидетельством инвестиционного кризиса и отсутствия даже простого воспроизводства основных фондов.
Информация о работе Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность