Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:26, курсовая работа
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать факторную модель 1. 1
На основании данных таблицы 3 рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приёма цепной подстановки.
Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции «А» на ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»
Вид продукции | Объём продаж,
ц.
(VРП) |
Цена, тыс.
руб.
(ц) |
Переменные затраты на изделие, тыс. руб. (b) | Постоянные
затраты на весь объём продаж, тыс. руб.
(А) | ||||
А | 20043 | 24554 | 3,8 | 3,9 | 2,6 | 2,7 | 22333 | 21996 |
Итого | 20043 | 24554 | - | - | - | - | 22333 | 21996 |
Сначала
рассчитаем сумму прибыли в базисном
периоде:
тыс. руб.
Затем
определим сумму прибыли при
изменении общего объёма продаж, но
при сохранении структуры продаж,
отпускных цен, удельных переменных
затрат и общей суммы постоянных затрат
на уровне базисного периода. Для этого
маржу покрытия базисного периода нужно
умножить на индекс объёма продаж в целом
по предприятию и из полученной суммы
вычесть постоянные затраты базисного
периода:
После
этого надо определить, сколько прибыли
получило бы предприятие при изменении
объёма и структуры продаж, но при базисной
величине остальных факторов:
тыс. руб.
Далее изменяем и уровень отпускных
цен по каждому виду продукции, оставляя
на прежнем уровне удельные переменные
и постоянные затраты периода:
тыс. руб.
После
изменения переменных затрат на единицу
продукции получим следующую
сумму прибыли:
тыс. руб.
Фактическая
сумма прибыли отчётного
тыс. руб.
Таким
образом, общее изменение суммы прибыли
от реализации продукции составляет:
тыс. руб.
Результаты расчётов показывают, что прибыль от реализации продукции «А» в отчётном году выросла на +5750,2 тыс. руб. Такому благоприятному результату способствовало, в основном, увеличение объёма продаж (+5531 тыс. руб.). Также увеличение прибыли обуславливается увеличением цен на продукцию (+2455,4 тыс. руб.) и снижением количества постоянных затрат (+337 тыс. руб.). А вот повышение суммы переменных затрат отрицательно сказалось на общем результате (-2455,4 тыс. руб.), но в целом динамика прибыли положительна.
В
заключение анализа прибыли, можно
отметить, что показатель прибыли увеличился
более, чем в три раза за один год во многом
благодаря правильной политике руководствующего
персонала и специалистов. Для достижения
такого результата необходимо предпринять
меры по снижению себестоимости продукции,
увеличению объёма продаж, а значит совершенствовать
рынок сбыта товара, что в настоящее время
в России, в условиях жёсткой конкуренции,
сделать весьма сложно. Но ОАО «Племзавод
им. В.И. Чапаева» удалось совершить столь
трудный и рисковый манёвр, что само за
себя говорит о хорошей конкурентоспособности
и дальнейших благоприятных перспективах
развития предприятия в своём направлении
деятельности.
3.2
Анализ рентабельности
Рентабельность
– это относительный
Существует несколько видов показателей рентабельности, в данной работе рассматриваются только две разновидности:
Рентабельность продукции, или коэффициент окупаемости затрат.
Показывает,
сколько предприятие имеет
Вычислим этот показатель по данным табл. 3 за отчётный и базисный года.
- уровень рентабельности
уровень рентабельности продукции в отчётном году;
Из расчётов видно, что уровень рентабельности продукции в отчётном году значительно выше, а именно на (9–2) 7% или в (9/2) 4,5 раз. Предположительно, предприятие приняло решительные меры по улучшению качества продукции, наладило процесс сбыта продукции и снизило материалоёмкость производства, возможно за счёт применения более совершенных материалов.
Рентабельность продаж (оборота). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции
В процессе анализа изучается динамика данных показателей. Выполнение плана по их уровню, проводятся межфирменные сопоставления, и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины. Рассчитать рентабельность оборота можно при помощи формулы 4.
По данным изучаемого предприятия, сформулированных в таблице 3 вычислим показатели рентабельности продаж в отчётном и предыдущем году:
- уровень рентабельности продаж в базисном году;
- уровень рентабельности продаж в отчётном году;
Из расчётов рентабельности продаж, заметно, что в отчётном году этот показатель гораздо выше, чем в базисном. Вероятно руководство ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» по увеличению прибыли и снижению затрат на производство продукции.
Факторный анализ рентабельности
Факторный
анализ рентабельности продукции показывает,
как изменился уровень
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения о вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризуют целесообразность деятельности компании.
Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
При
факторном анализе продукции
в целом по предприятию можно
использовать факторную модель 2.
1 Источники данных к таблице 4 расположены
в Приложении 5.
Таблица 4 – Факторный анализ рентабельности отдельного вида продукции
Вид продукции | Объём продаж, шт. | Цена, тыс. руб. | Переменные затраты на изделие, тыс. руб. | Постоянные затраты на весь объём продаж, ты сруб. | |||||||||||||
А | 20043 | 24554 | 3,8 | 3,9 | 2,6 | 2,7 | 22333 | 21996 | |||||||||
Итого | 20043 | 24554 | - | - | - | - | 22333 | 21996 | |||||||||
Вид продукции |
Рентабельность, % | Изменение рентабельности, % | |||||||||||||||
Усл.1 | Усл.2 | Усл.3 | Усл. 4 | Общее | В том числе за счёт | ||||||||||||
Объёма продаж | Цен | Пере-
менных затрат |
Посто-
янных затрат | ||||||||||||||
А | 2,4 | 8,4 | 8,2 | 11,1 | 8,0 | 8,5 | +6,1 | +5,8 | +2,9 | -3,1 | +0,5 |
На
основании данных таблицы 4 произведём
расчёт влияния факторов на изменение
уровня рентабельности продукции способом
цепной подстановки:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился, в основном, в связи с увеличением индекса реализации продукции и повышением объёма продаж (+5,8%). Также свою лепту в повышение уровня рентабельности внесло повышение цен на продукцию (+2,9) и снижение суммы постоянных затрат (+0,5). Рентабельность снизилась лишь за счёт увеличения количества удельных переменных затрат (-3,1).
Таким
образом, выполнив анализ рентабельности
ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева», можно
сделать вывод, что в целом, предприятие
образует хорошую тенденцию роста рентабельности.
Хотя её показатель в отчётном, ровно,
как и в предыдущем году весьма низок.
При сохранении образовавшегося темпа
роста рентабельности, уже через 3–4 года
данная организация может достигнуть
достаточно солидных результатов в этом
направлении.
3.3
Пути повышения прибыли
и рентабельности на
предприятии
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основные источники резервов повышения суммы прибыли: увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для
определения резервов
роста прибыли
за счёт увеличения
объёма реализации продукции
(табл. 5) необходимо выявленный ранее резерв
роста объёма реализации
умножить на фактическую прибыль в расчёте
на единицу продукции (формула 5). 1
Таблица 5 – Резервы роста прибыли за счёт увеличения объёма реализации продукции
Вид продукции | Резерв увеличения объёма продаж, шт. | Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
А | 3000 | 0,30 | 900 |
Итого | - | - | 900 |