Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:46, курсовая работа
Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение экономической
сущности инвестиций и основных источников ее формирования.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать определение инвестициям и привести их классификацию;
2. изучить структуру основных фондов и источников их формирования;
3. подробно рассмотреть реальные инвестиции;
4. определить сущность иностранных инвестиций и исследовать динамику
инвестиций в странах СНГ.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.. 5
1.1. Инвестиции, их экономическая сущность и виды.. 5
1.2. Структура основных фондов. Источники формирования. 8
1.3. Реальные инвестиции. 14
2. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В СТРАНАХ СНГ. 18
2.1. Иностранные инвестиции. 18
2.2. Инвестиции в странах СНГ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды
(лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной
номенклатуры
Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Иностранными инвесторами могут быть:
1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы,
предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять
инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
2) иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное
местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для
ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного
местожительства;
3) иностранные государства;
4) международные организации;
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т.е. могут использовать форму
совместного предприятия или полностью принадлежать иностранным инвесторам.
Для регистрации крупных предприятий требуется специальное разрешение
правительства.
2.2.
Инвестиции в странах
СНГ
Инвестиции в основной капитал, как известно, определяют перспективу
расширенного воспроизводства и инновационного развития экономики любого
государства. Поэтому одним из важнейших факторов перехода к новому этапу —
периоду экономического
роста и фундаментальной
экономики государств - участников СНГ, эффективного их взаимодействия в
период выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных
экономик - является развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.
Эти вопросы являются стратегическими и общими для всех государств Содружества
несмотря на то, что в каждой из них имеются свои особенности, требующие
тактической конкретизации и привязки к реальным национальным условиям.
Инвестиционная активность в каждом государстве в решающей степени
определяется возможностями и поведением национальных инвесторов, однако
велика роль и
межгосударственного
спад производства и инвестиционной активности требуют особого подхода.
Поэтому основным направлением эффективной экономической политики в этой
области в государствах - участниках СНГ сейчас может стать инвестиционная
поддержка пилотных секторов и проектов реальной экономики в целях общей
стабилизации и оживления производства [10, c.71].
Анализируя общие тенденции инвестиционной деятельности за десятилетний период
функционирования
Содружества Независимых
среди основных макроэкономических показателей - ВВП, объем промышленной
продукции и валовой продукции сельского хозяйства — наиболее неблагоприятная
тенденция наблюдалась в инвестиционной деятельности. Инвестиции в основной
капитал за указанный период по всем источникам финансирования в среднем по
СНГ резко снижались и в 2001 г. составили всего 37% от уровня 1991 г. При
этом лишь в 1999 г. началось некоторое незначительное увеличение их индекса.
На такую динамику инвестиций оказало воздействие существенное увеличение
абсолютных вложений в основной капитал в таких государствах, как Азербайджан,
Казахстан и Узбекистан, где инвестиционный подъем начался несколько раньше
1999 г., а также перелом в 1999 г. тенденции к падению инвестиций в России,
имеющей их наибольшую абсолютную величину.
Интересно, что в большинстве государств четко прослеживается тенденция
падения инвестиций до какого-то определенного момента, а затем -подъема.
Исключение составляет Киргизия, где наблюдалась некоторая волнообразность,
что объясняется сильным воздействием на динамику фактора иностранных
инвестиций в связи с их большим удельным весом, которые поступали в экономику
этого государства весьма неравномерно.
Говоря об абсолютных показателях инвестиционной деятельности, отметим, что
инвестиции в основной капитал в государствах Содружества (рассчитано по
средневзвешенному курсу доллара) составили в 2001 г. 69 млрд. дол.: в России
-54,8 млрд. дол. (79,4% от общего объема инвестиций государств - участников
СНГ), Украине - 5,0 (7,2), Беларуси - 2,1 (3,0), Казахстане - 5,3 (7,7),
Азербайджане - 1,2 млрд. дол. (1,7%). По мнению экспертов, такой уровень
абсолютных инвестиций совершенно недостаточен для обеспечения динамичного
развития экономики - участников СНГ. Необходимые ежегодные вложения
оцениваются примерно в 90 млрд. дол., в том числе в России - 70 млрд.
долларов.
В последние годы практически во всех государствах Содружества отмечалась
тенденция, оказывающая весьма негативное воздействие на возможности
расширенного воспроизводства и оживления экономики, это снижение удельного
веса валового накопления основного капитала (представляющего собой вложение
резидентами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в
будущем путем использования их в производстве) в валовом внутреннем продукте
(ВВП) в связи с увеличением доли расходов на конечное потребление [10, c.73].
Доля валового накопления в ВВП в среднем по СНГ снизилась с 28% в 1990 г. до
16% в 2000 г. Снижение
удельного веса валового
в ВВП стало результатом действия ряда факторов. К ним относятся: сокращение
сбережений, которые являются основным источником финансирования инвестиций в
экономику: затянувшаяся
перестройка инвестиционного
характеризуется в настоящее время тем. что государства отказались от
значительных инвестиций в экономику, а рыночный механизм инвестирования пока
работает неэффективно; диспропорции в распределении доходов; финансовая
политика, при которой выгоднее инвестировать средства в финансовые
инструменты, чем в реальный сектор экономики.
Известно, что уровень жизни в государстве, уровень занятости населения и
социальная стабильность в обществе во многом определяется таким относительным
показателем, как уровень инвестиций на душу населения.
За годы радикальных преобразований в СНГ существенные изменения произошли в
структуре финансовых ресурсов. В большинстве государств Содружества
уменьшилась доля ресурсов, которые аккумулируются в государственном бюджете,
и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектах и
населения. Так, удельный вес капитальных вложений, осуществляемых
государственными предприятиями и организациями, сократился: в России в 2000
г. он составил 28,0 против 32% в 1994 г.; Украине - 46 против 65%; Беларуси -
60 против 69%; Азербайджане - 42 против 91%; Казахстане - 11 против 51%.
Наибольшие объемы таких капитальных вложений сохраняются в Армении (82%) и
Узбекистане (63%).
Доля инвестиций
в основной капитал в частном
секторе увеличилась
во всех государствах Содружества: в России - с 18 в 1994 г. до 31% в 2000 г.,
Беларуси - с 5 до 14%, Казахстане - с 49 до 60%, Киргизии - с 56 до 64%. Лишь
в Молдове частные инвестиции за этот же период снизились с 45 до 22%.
За годы реформирования экономики государств - участников СНГ наметилась
устойчивая положительная
тенденция децентрализации
Доля капитальных вложений, финансируемых из бюджетных источников, в общем
объеме инвестиций в основной капитал в среднем по СНГ снизилась с 20% в 1995
г. до 17% в 2000 г. Собственные средства предприятий и организаций в общем
объеме капитальных вложений в 2000 г. составили около 65%. Объем инвестиций в
основной капитал
за счет собственных средств
1995-го по 2000 г.
имел разнонаправленную
увеличилась с 6 до 41% и Беларуси - с 50 до 51%. Снижение показателей
произошло в России с 49 до 46%, Украине - с 76 до 69%. - В условиях бюджетных
дефицитов, недостаточности
средств у хозяйствующих
привлекаются средства иностранных инвесторов. С 1995-го по 2000 г. за счет
иностранных инвестиций увеличились вложения в основной капитал: в Казахстане
- с 2 до 25%, России - с 3 до 6%, Узбекистане — с 14 до 23%, в Украине - с 2
до 6%. Уменьшение средств произошло в Армении с 41 до 24%, Беларуси - с 7 до
4%, Киргизии - с 68 до 60% [6, c.17].
Изучение современного
состояния и структуры
экономики государств - участников СНГ позволяет сделать вывод, что
инвестиционная деятельность смещается из области жизнеобеспечивающих отраслей
экономики (сельское хозяйство, медицинская и легкая промышленность,
промышленность строительных материалов, наукоемкие и инновационные
производства) в область нефте-и газодобычи, разработки других сырьевых
ресурсов, имеющих экспортную направленность. Содружество Независимых
Государств постепенно превращается в сырьевой сектор мировой экономики.
Функционирование государств — участников СНГ в общем интеграционном
объединении, уровень развития взаимной торговли, традиционно прочные
экономические связи в определенной мере способствуют переливу капитала.
Однако по ряду объективных (кризисное состояние экономики государств,
значительный дефицит внутренних и внешних инвестиций в каждом из них и др.) и
субъективных (недостаточная правовая защищенность взаимных инвестиций,
неустойчивость внутренних хозяйственных законодательств и т. п.) факторов
движение капитала
между государствами
достаточно низком уровне. Отсутствует даже общая статистика этих процессов.
Она начала формироваться в достаточно развитом виде в последние 3-4 года лишь
в России, некоторые фрагменты ее присутствуют в Беларуси и Украине.
По данным российской статистики, с одной стороны, объем накопленных
инвестиций государств - участников СНГ в предприятия и организации России на
1 января 2002 г. составил 33,2 млн. дол. (с учетом погашений). С другой
стороны, общий объем накопленных российских инвестиций в государства —