Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:46, курсовая работа
Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение экономической
сущности инвестиций и основных источников ее формирования.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать определение инвестициям и привести их классификацию;
2. изучить структуру основных фондов и источников их формирования;
3. подробно рассмотреть реальные инвестиции;
4. определить сущность иностранных инвестиций и исследовать динамику
инвестиций в странах СНГ.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.. 5
1.1. Инвестиции, их экономическая сущность и виды.. 5
1.2. Структура основных фондов. Источники формирования. 8
1.3. Реальные инвестиции. 14
2. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В СТРАНАХ СНГ. 18
2.1. Иностранные инвестиции. 18
2.2. Инвестиции в странах СНГ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
участники СНГ на 1 января 2002 г. составил 953,9 млн. долларов.
По данным платежного баланса Беларуси, объем инвестиций из государств -
участников СНГ за 2000 г. составил 409,9 млн. дол., что значительно больше,
чем инвестиции из государств остального мира, которые составили всего 64,5
млн. дол. Беларусь направила в государства - участники СНГ в том же году
405,7 млн. дол. инвестиций (для сравнения: в государствах остального мира -
всего 4,8 млн. дол., или 1,2%). Наибольший объем взаимных инвестиций
осуществляется между Россией и Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
В 2001 г. Исполнительным комитетом СНГ по представлению правительств
государств Содружества
подготовлен Сводный пакет
инвестиционным проектам, представляющим взаимный интерес для государств -
участников СНГ. Однако следует отметить, что таких межгосударственных
инвестиционных проектов, в которых были бы остро заинтересованы одновременно
несколько государств Содружества, практически не было представлено. Сводный
пакет содержит 60 проектов из девяти государств на сумму около 9 млрд. дол.
Он направлен в правительства государств - участников СНГ для ознакомления и
возможного участия представителей коммерческих, банковских и других
заинтересованных структур государств Содружества в поиске потенциальных
инвесторов и реализации представленных межгосударственных инвестиционных
проектов. На сайте Исполкома СНГ Сводный пакет размещен на русском и
английском языках для информации и поиска инвесторов. С 2002 г.
инвестиционные проекты государств - участников СНГ систематически публикуются
в «Вестнике Содружества»
Российского информационного
Роль прямых иностранных инвестиций в глобальном экономическом процессе
системно возрастает. В государствах с рыночной экономикой иностранным
инвестициям придается особое значение, и они выделены в отдельную
приоритетную категорию.
Нынешние масштабы привлечения иностранного капитала в государства — участники
СНГ не отвечают их современным потребностям. Дело в том, что роль прямых
зарубежных инвестиций в условиях переходной экономики существенно выше, чем в
стабильной рыночной экономике, где она органически вписывается в
воспроизводственный процесс благодаря отлаженным рыночным механизмам оборота
капитала [8, c.231].
Следует отметить,
что потенциальная емкость
довольно значительна для прямых иностранных инвестиций. Иностранные
инвестиции в экономику СНГ, кроме финансовых ресурсов, должны стать
источником освоения
передовых инновационных
Об их значении говорит тот факт, что при Правительстве Российской Федерации
создан и активно работает Консультативный совет по иностранным инвестициям.
На начальном этапе реформ не оправдались надежды быстро осуществить
структурную перестройку и модернизацию национальных экономик на волне
массированного притока иностранных инвестиций и связанных с ними современных
технологий и с их помощью прорваться на мировые товарные и инвестиционные
рынки. Зарубежная помощь ограничивалась предоставлением отдельным
государствам связанных государственных кредитов для финансирования импортных
закупок и гуманитарных поставок продовольствия. Незначительный приток
капиталов обеспечивали
иностранные участники
преимущественно
в сфере экспортно-импортных
Низкий уровень внутренних, а также взаимных инвестиций заставил многие
государства Содружества начать поиск капиталов из других государств.
Наибольшая доля иностранных инвестиций в общем объеме отмечается в
Азербайджане, Киргизии, Казахстане (65 - 80%). Несколько меньше эта доля в
Туркменистане, Армении и Узбекистане (15 - 20%). В Молдове и России они не
превышают 3%, в Беларуси и Украине - 2%. Подавляющая часть иностранных
инвестиций вложена в сырьевые и горнодобывающие отрасли, строительство газо-
и нефтепроводов, телекоммуникации и рыночную инфраструктуру (банки, торговля
и т. д.).
Главными инвесторами в экономику СНГ являются США, государства ЕС, Япония,
Южная Корея и Турция. Государства Содружества получили в 1991 - 2001 гг.
около 95 млрд. дол. иностранных инвестиций. Частные иностранные инвесторы
рассчитывают получить в СНГ не менее 20 - 25% прибыли в год, в то время как в
своих государствах они имеют не более 7 - 8%.
В 1998 - 2000 гг. (по данным Отчета о мировых инвестициях ООН за 2001 г.)
объем прямых иностранных инвестиций был в целом достаточно устойчив и
составлял в год 6.2 -6,6 млрд. дол. Однако следует отметить, что это
значительно меньше, чем в предкризисном 1997 г., в котором объем прямых
иностранных инвестиций по СНГ равнялся 10,9 млрд. долларов. Вследствие
кризиса 1998 г. практически у всех государств Содружества в 1999 г. произошло
сокращение прямых иностранных инвестиций. В 2000 г. их рост возобновился.
Общий объем иностранных инвестиций, как правило, не дает объективной оценки
происходящих экономических процессов в государствах, идущих к рыночной
экономике. Более объективным представляется такой показатель, как уровень
иностранных инвестиций
на душу населения государства-
Удельные показатели поступления прямых иностранных инвестиций в государства
Содружества в 2000 г. составили в среднем 22,2 дол. на человека, что
соизмеримо с показателями в Китае, и почти в 7 раз меньше, чем в Венгрии.
Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций в СНГ на душу населения
являются: Азербайджан -109,3 дол.; Казахстан - 84,2; Россия - 30,5; Грузия -
40,2; Армения - 35; Туркменистан - 25,0 дол. Наименьшие удельные значения
иностранных инвестиций зарегистрированы в Кыргызстане, Таджикистане и
Узбекистане.
Отмечая острую нехватку прямых иностранных инвестиций для расширенного
инновационного развития производства в СНГ, нельзя одновременно не отметить и
тот факт, что привлеченные прямые иностранные инвестиции используются
недостаточно эффективно.
Таким образом можно сделать вывод, что межгосударственное инвестирование в
экономике СНГ находится на начальном этапе. Требуется разработка и
осуществление системы эволюционных экономических мер по интенсификации этого
процесса.
Развитие инвестиционной деятельности в государствах Содружества - это
сложный, многофакторный процесс осуществления реальной экономической
интеграции. Из всего сказанного выше следует, что для дальнейшего развития и
повышения эффективности инвестиционных и лизинговых процессов в реальном
секторе экономики государств - участников СНГ необходимо следующее.
На ближайшую перспективу. Активизировать гармонизацию нормативных правовых
документов, сближение законодательства государств Содружества, а также
организационно-экономических условий инвестиционной и лизинговой деятельности
в экономическом пространстве СНГ для создания оптимального правового поля.
Системно формировать сводные пакеты межгосударственных инвестиционных
проектов, привлекательных для государств - участников СНГ, и направлять их в
правительства государств
Содружества с целью
поиска потенциальных инвесторов и их реального осуществления. Подготовить и
осуществить конкретные отраслевые проекты по развитию межгосударственного
лизинга в СНГ как пилотного инвестиционного механизма.
Разработать и осуществить комплекс мер по созданию и повышению
привлекательности инвестиционного имиджа государств Содружества с целью
привлечения прямых иностранных инвестиций в реальную экономику государств -
участников СНГ. Активизировать деятельность Межгосударственного банка СНГ в
сфере реализации приоритетных, наиболее эффективных межгосударственных
программ и проектов в реальном секторе экономики государств Содружества [10,
c.73].
Сформировать систему государственных гарантий, предоставляемых частным
инвесторам, для стимулирования инвестиций на приоритетные для государств -
участников СНГ направления развития и конкретные проекты.
Обеспечить развитие
рынка страхования
сделок в целях обеспечения защиты и безопасности национальных и иностранных
инвестиций в каждом государстве Содружества и СНГ в целом.
Выработать стратегию эффективного использования прямых иностранных инвестиций
в инновационной сфере реальной экономики государств -участников СНГ.
Представленный анализ инвестиционной деятельности за десять лет деятельности
Содружества Независимых Государств является первой аналитической работой
такого рода и может, естественно, иметь отдельные недостатки, связанные, в
частности, с отсутствием необходимых статистических данных и определенными
расхождениями в национальной и мировой статистике в этой области. В то же
время предлагаемая система мер, как представляется, может позволить
обеспечить оптимальные условия для создания привлекательного инвестиционного
имиджа государств Содружества для отечественных и иностранных инвесторов, а
также интенсифицировать межгосударственную инвестиционную и лизинговую
деятельность с целью осуществления реальной интеграции и эффективного
развития экономики СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена
изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью
механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на
приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено
только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых
производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное
обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и