Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:23, реферат
Одним из главных направлений деятельности органов государственной власти в достижении экономического роста является коренное преобразование инвестиционной сферы экономики. На сегодняшний день снижение инвестиций в основной капитал не прекращается. Это свидетельствует о неадекватности макроэкономических преобразований и проблемах организационно-экономического механизма инвестиционного процесса.
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
РЕФЕРАТ
на тему:
«Инвестиции в основной капитал на развитие экономической и социальной сферы Ставропольского края»
Подготовила:
Студентка группы 3 (б) ФК
Ножина И.А.
Преподаватель:
Прижигалинский В.П.
2009 год.
Инвестиционная активность является основным фактором экономического роста, зависящим, прежде всего, от динамики развития экономических и финансовых процессов, соотношения спроса и предложения, от уровня монополизации ведущих отраслей материального производства, наличия эффективных собственников, стратегических инвесторов и развитой деловой инфраструктуры.
Одним из главных направлений
В Ставрополе благоприятный инвестиционный климат: наш регион традиционно занимает одно из первых мест в различных рейтингах инвестиционной привлекательности и конъюнктурных обозрениях. Сумма инвестиций в основной капитал города Ставрополя в общекраевом объеме составляет более 20%. В последние годы наиболее значительные инвестиции в сравнении с другими отраслями направлялись на техническое перевооружение, строительство объектов связи и предприятий промышленной отрасли. Основным инвестором в последние годы была Турция. На долю этой страны приходится половина от общего объема инвестиций, поступивших в экономику города. Значительные средства были инвестированы Францией, Данией, Кипром. В Ставрополе успешно развиваются предприятия с участием иностранного капитала. Осуществляют деятельность более 50 таких предприятий. В рамках инвестиционной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, Правительством Ставропольского края и администрацией города Ставрополя предоставляется финансовая поддержка динамично развивающимся предприятиям на конкурсной основе. Бюджетное финансирование в виде частичного субсидирования процентной ставки позволяет снять с предприятий значительную долю бремени, связанную с уплатой процентных платежей за пользование заемными средствами, а также привлечь дополнительные налоговые поступления.
В инвестиционном развитии Ставропольского края сохраняется положительная динамика. Так, за январь-июнь 2009 г. объем инвестиций в основной капитал, использованный на развитие экономики и социальной сферы по полному кругу организаций, составил 26,0 млрд. рублей, что на 20,9% больше, чем в аналогичном периоде 2008 г.
За 7 месяцев (январь-июль) 2009 г. объем инвестиций в основной капитал по крупным организациям составил 19,6 млрд. рублей или на 13,5%, больше, чем в аналогичном периоде 2008 года.
Основными задачами в области дальнейшего развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае остаются:
Активизирована работа по подготовке реальных инвестиционных проектов:
Чтобы вдвое
увеличить валовой региональный
продукт Ставропольского края, ежегодный
темп роста экономики должен составлять
не менее 6,5%. Источником устойчивого
экономического роста в среднесрочной
перспективе может стать лишь
форсированное расширение инвестиций
в основной капитал на фоне растущего
потребительского спроса. Правительство
Ставропольского края оценивает
инвестиционную ситуацию в региональной
экономике как достаточно перспективную.
В крае принят и реализуется комплексный
план привлечения инвестиций в экономику,
утверждена Концепция социально-
Правительство Ставропольского края предлагает качественно новый уровень государственного управления инвестиционным процессом на краевом уровне. Делается упор на мероприятия по правовому, организационному, информационно-аналитическому и финансовому обеспечению инвестиционной деятельности. Это необходимый шаг власти навстречу свободному капиталу, который готов осесть в нашем регионе. Конечно, само по себе «инвестиционное законодательство» — достаточно условное понятие, потому что большинство действующих законов по социально-экономической политике формально не являются инвестиционными, но имеют колоссальное значение для инвесторов. Фактически же все, чем занимается правительство края, прямо или опосредованно формирует атмосферу, в которой становится интересно работать инвестору. Государственные органы власти на Ставрополье занимают активную позицию в стимулировании инвестиционной активности. Осуществляется прямой доступ к информации о крае через сайт в сети Интернет (www.stavinvest.ru). Этот сайт используется в качестве инструмента для мониторинга уже заключенных договоров, а также выполняет функцию своеобразного рекламного проспекта для всех, кто заинтересован в реализации инвестиционных проектов на нашей территории. В крае принят ряд нормативно-правовых актов о льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности: — закон Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику края»; — закон Ставропольского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае»; — закон Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите». Законы устанавливают правовые и экономические аспекты государственной поддержки инвесторов, обеспечивают равную защиту их прав, способствуют эффективному взаимодействию инвесторов с органами власти. Ставропольский край одним из первых в стране разработал и применил механизм бюджетной поддержки инвестиционной деятельности в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым на модернизацию и расширение производства. Сейчас эта схема применяется уже во многих регионах. Согласно закону Ставропольского края «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» из краевого бюджета погашается 3/4 процентной ставки по банковским кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов. При этом механизм поддержки сориентирован на относительно небольшие проекты, стоимостью до 1 млн. долл. Сумма кредитных ресурсов, заявленная на субсидирование, не должна превышать 20 млн. руб., а период окупаемости проекта должен составлять не более 24 месяцев. При этом, естественно, на получение безвозмездной и безвозвратной бюджетной помощи могут претендовать только финансово благополучные предприятия, не имеющие признаков банкротства и задолженности перед краевым бюджетом. Этим требованиям соответствует огромное количество хозяйствующих субъектов. Число заявок на субсидированные кредиты более чем в два раза превышает возможности бюджетного финансирования, а потому предоставление субсидии осуществляется на конкурсной основе, после проведения соответствующей экспертизы и положительного решения краевой конкурсной комиссии, в состав которой, помимо представителей органов исполнительной власти, входят депутаты краевой Думы, а также руководители финансово-кредитных учреждений. К настоящему времени такого рода господдержка оказана 257 предприятиям края, в числе которых 97 субъектов малого бизнеса (или 37%). В реальном секторе экономики размещено 1 млрд. 623,4 млн. руб. дешевых кредитных ресурсов. На эти цели израсходовано 160,4 млн. руб. средств бюджета Ставропольского края. Таким образом, один бюджетный рубль стимулировал размещение на предприятиях края приблизительно 10 руб. льготных кредитов на обновление основных фондов. При этом, в среднем на одно предприятие приходится 6,3 млн. руб. субсидированных кредитов. Если бы средства, потраченные с 2000 г. на бюджетные субсидии, были направлены на прямое кредитование предприятий, то помощь удалось бы оказать только двадцати предприятиям. Сегодня же число предприятий, получивших господдержку, на порядок выше. В данном случае бюджет задействован именно как стимулятор инвестиционной активности. Однако нельзя сказать, что протягивая руку помощи частному бизнесу, государство выступает в роли благотворителя. Бюджет тоже получает определенные «дивиденды» от участия в схеме льготного инвестиционного кредитования. Во-первых, субсидируются только те инвестиционные проекты, реализация которых дает расширение налогооблагаемой базы и прирост налоговых платежей в краевой и местный бюджеты. Еще на этапе конкурсного отбора просчитывается бюджетная эффективность каждого проекта: как скоро государственная субсидия косвенно вернется в казну в виде дополнительных налоговых платежей. Во-вторых, потребность в привлечении льготных кредитов заставляет многие предприятия выводить из «тени» выручку и имущество. Становится выгодным работать в открытую, платить налоги и получать поддержку со стороны правительства края. Отраслевая структура организаций, разместивших субсидированные кредиты, соответствует приоритетам развития хозяйственного комплекса края. Основная их доля (51%) приходится на промышленность, 17% — на сельскохозяйственную отрасль, 18% — на торговлю и иные виды услуг, около 9% — на транспорт и связь. Одним из первых льготный кредит получило ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» — самое крупное хлебопекарное предприятие края. По итогам 2002 г. правительство края наградило это предприятие титулом «Лидер качества Ставрополья». Используя субсидированный из бюджета края инвестиционный кредит, ЗАО «СтавТелеСот» расширило на территории края сеть подвижной радиосвязи стандарта GSM—900. Были введены пять станций связи в городах Кавказских Минеральных Вод, шесть — в Ставрополе и одна станция в Светлограде. В результате число абонентов сети выросло на 14 тыс. человек. За счет льготных кредитов проводится реконструкция и техническое перевооружение в акционерном обществе «Пятигорсксельмаш» (освоение производства энергосберегающего клеточного оборудования), на георгиевском заводе «Специнструмент» (организация производства осевого металлорежущего инструмента), на грачевском заводе «Гидроагрегат» (установка комплекса технологического оборудования по производству шестеренных насосов и рукавов высокого давления), буденновском «Заводе полиэтиленовых труб» (приобретение оборудования для экструзионной линии «Trusioma» и реконструкция цеха водоподготовки), а также на других предприятиях края. Особое внимание уделяется государственной поддержке наукоемких производств. Ставропольский край располагает значительным научным потенциалом. По целому ряду исследований и разработок в области ТЭК, медицины, биоинженерии, экологии, пищевой промышленности, энергосберегающих технологий учреждения науки и научно-производственные комплексы на предприятиях края занимают ведущие позиции в России, а некоторые — не имеют аналогов и за рубежом. Правительство края содействует привлечению как государственных, так и частных инвестиций на реализацию инновационных проектов. Считаем это вложением в будущее, залогом завтрашнего экономического благополучия. Льготное кредитование наукоемких инвестиционных проектов по схеме субсидирования банковских процентных ставок из бюджета — одно из приоритетных направлений деятельности правительства края на рынке инвестиций. В настоящее время льготными кредитами уже воспользовались такие наукоемкие производства как ОАО «Монокристалл» (увеличение объемов выращивания и обработки синтетических корундов), ОАО «Аналог—пасты» (освоение производства конкурентоспособных электродных материалов для радиоэлектронной техники нового поколения), ООО «ТрестРемтрубсервис» (внедрение новой технологии очистки и восстановления вышедших из строя трубопроводов без вскрытия трубопроводных коммуникаций) и другие. Практика подтверждает высокий уровень бюджетной эффективности используемого в крае механизма субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. С начала действия данного механизма 96 предприятий уже закончили полный цикл финансирования и бюджет края уже получил дополнительно 89,57 млн. руб. налоговых поступлений. Если подсчитать разницу между дополнительными доходами и средствами, потраченными на субсидирование, то получится, что один бюджетный рубль, направленный на государственную поддержку инвестиционных проектов, дал краевой казне 10 коп. дополнительных доходов. В настоящее время в реализации данной финансовой схемы правительство края сотрудничает с одиннадцатью банками. Финансово-кредитные учреждения берут на себя все риски финансирования бизнес-проектов. Фактически за счет средств бюджета края организуется встречное финансирование предприятий, привлекающих кредиты на свои инвестиционные цели.
Опыт Ставропольского края в части государственной поддержки инвестиционных процессов в реальной экономике был высоко оценен Министерством экономического развития и торговли РФ. На территории края два года подряд проводятся межрегиональные инвестиционные конференции («Совершенствование государственного управления инвестиционным процессом на региональном уровне. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий» — 2001 г., «Инструменты финансового рынка для развития предприятия: реальный опыт и проблемы. Южный федеральный округ» — 2002 г.).
Мы и сейчас открыты для обмена опытом, активно взаимодействуем с субъектами Южного округа в поддержке наиболее значимых инвестиционных проектов.
Список литературы: