Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:28, курсовая работа
Цель работы – выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачами работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика основных ее объектов, выявление экономического аспекта интеллектуального капитала, рассмотрение методов оценки интеллектуальной собственности, а так же ее проблемы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Интеллектуальная собственность: теоретический аспект……………..6
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной собственности…..6
1.2. Характеристика основных объектов интеллектуальной собственности..8
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала…………………...11
Глава 2. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности…………16
2.1. Система стоимостных показателей интеллектуальной собственности..16
2.2. Проблемы развития интеллектуальной собственности………………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25
23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Псковский Государственный Университет
ВБШ – факультет менеджмента
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Микроэкономика
Тема: Интеллектуальная собственность: сущность, основные характеристики и проблемы развития
Выполнила студентка
Гр. 200 Е. Э. Тигранян
«08»декабря 2011 г.
Псков
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Интеллектуальная собственность: теоретический аспект……………..6
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной собственности…..6
1.2. Характеристика основных объектов интеллектуальной собственности..8
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала…………………...11
Глава 2. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности…………16
2.1. Система стоимостных показателей интеллектуальной собственности..16
2.2. Проблемы развития интеллектуальной собственности………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В современном обществе невозможно представить экономический оборот без объектов интеллектуальной собственности. Многие исследователи считают, что в современной экономике возрастает роль инноваций по сравнению с ролью производства, а информация, воплощенная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства – наряду с землей трудом и капиталом[1].
Сегодня сфера распространения интеллектуальной собственности – не только и не столько личное потребление, а, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс, включает в себя две группы элементов – материальные и нематериальные активы. По некоторым данным, доля нематериальных активов в стоимости активов крупнейших компаний мира составляет от 30 до 60%, и эта величина имеет устойчивую тенденцию к росту[2].
Результаты интеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национального богатства России. С переходом к рыночной экономике львиная доля этих результатов выходит на рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки и необходимой правовой защиты. До сих пор у нас нет научных методик оценки интеллектуального продукта.
В ходе развития внешнеэкономических связей и отсутствия монополии на их осуществление, иностранные партнеры получают широкий доступ к новым идеям, технологиям и другим результатам интеллектуальной деятельности. При отсутствии отечественного рынка интеллектуального продукта и необходимой правовой защиты страна несет огромный ущерб, когда результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ становятся доступными зарубежным партнерам, превращаясь для них в «щедрые подарки».
Все сказанное выше обусловливает большую актуальность и научную значимость политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.
Цель работы – выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачами работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика основных ее объектов, выявление экономического аспекта интеллектуального капитала, рассмотрение методов оценки интеллектуальной собственности, а так же ее проблемы.
Объект исследования – результаты интеллектуальной деятельности как неотъемлемый атрибут современных экономических отношений.
Предмет исследования – экономические отношения, связанные с инновационной деятельностью, в которых результаты интеллектуальной деятельности являются главным орудием успешной конкурентной борьбы.
Интеллектуальная собственность выступает объектом самых разнообразных сделок – от классической купли-продажи и традиционных авторских и лицензионных договоров, до вклада в уставный капитал и коммерческой концессии. В настоящее время интеллектуальная собственность должна рассматриваться уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. Решается задача привлечения передовой технологии с целью повышения конкурентоспособности изготовляемой на ее базе продукции.
В ходе настоящего исследования использовались следующие методы: аналитический, статистический, логический, исторический.
Для написания данной работы использовались: ГК РФ, учебные пособия Бовина А. А., Чередниковой Л. Е., Брукинга Э. Н.; журнальные статьи из журналов: ОНС: общественные науки и современность, Биржа интеллектуальной собственности, Бизнес и банки и Вопросы экономики.
Структура работы: работа состоит из первой главы, содержащей теоретическую основу и состоящей из трех параграфов, и второй главы, носящей в большей степени анализ журнальных статей и содержащей два параграфа.
Глава 1. Интеллектуальная собственность: теоретический аспект
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной собственности
В соответствии с мировой практикой и материалами Стокгольмской конференции 1967 г., учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВИОС), под интеллектуальной собственностью понимают права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям.
Формирование института интеллектуальной собственности имеет свою историю. Первый патент был выдан во Флоренции в 1421 г., первым законом по выдаче патентов на изобретение считается «Статус о монополиях», принятый в Англии в 1623 г. В середине XIX в. патентные законы были приняты в большинстве европейских государств. В России первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят в 1812 г., первый указ об обязательном клеймении всех русских товаров относится к 1774 г. После 1918 г. Была установлена государственная монополия на объекты интеллектуальной собственности, исключена монополия правообладателя, введены система авторского свидетельства.
В 1990-х гг. в России стал восстанавливаться институт интеллектуальной собственности. В связи с этим были приняты следующие нормативно-правовые акты: Патентный Закон РФ 1992 г.; Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 19992 г.; Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и базы данных»1992 г.; Закон РФ «О правовой охране технологии интегральных микросхем» 1992 г.; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г.[3]
Интеллектуальная собственность неразрывно связана с результатами творческой деятельности людей. Для лица, чей труд воплощен в охраняемом результате, интеллектуальная собственность – это исключительное право, привилегия, предоставляющая ему возможность получить некоторую совокупность материальных и нематериальных благ с помощью продукта своего труда. Для предпринимателя интеллектуальная собственность – часть его имущества, принадлежащие ему нематериальные актив, которые он использует в своей предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли. Для потребителя (физического лица, использующего охраняемый результат интеллектуальной деятельности в целях личного потребления) интеллектуальная собственность представляет собой некоторое нематериальное благо (продукт чужого труда), которое он использует для удовлетворения своих потребностей[4].
Всю интеллектуальную собственность можно разделить на три основных раздела.
Первый: объекты авторского права и смежные права – произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, фонограммы, исполнения, сообщения произведений в эфире.
Второй: промышленную собственность – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначении, секреты производства (ноу-хау),
наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования.
Третий: программы для ЭВМ, базы данных и типологии интегральных микросхем.
Наиболее ценятся те объекты интеллектуальной собственности, которые имеют широкое представление в коммерческом обороте. К ним относятся: товарные знаки, промышленные образцы и полезные модели, секреты производства (ноу-хау), программы для ЭВМ.
1.2. Характеристика основных объектов интеллектуальной собственности
Одним из форм интеллектуальной собственности считаются программы для ЭВМ. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения[5].
В настоящее время алгоритмы и программы для ЭВМ приобрели значение программной продукции. Эта продукция соединяет в себе результаты интеллектуального творчества и индустриального труда большой сложности. Известно, что затраты на создание программных средств во много раз превышают затраты на производство самих ЭВМ. В законодательстве РФ программы для ЭВМ и базы данных приравниваются к произведениям науки, литературы и искусства, но не приравниваются к изобретениям.
Другой формой являются промышленные образцы и полезные модели. Полезными моделями считаются новые и промышленно применимые решения. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам напоминают изобретения, но являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники. Полезная модель должна быть результатом изобретательского творчества, обладать новизной и промышленной применимость.
Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.
Так же, как отельную форму интеллектуальной собственности выделяют товарные знаки. Товарный знак определяется как обозначение, способное отличить товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой под час длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.
По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.
Словесные товарные знаки чрезвычайно разнообразны. В настоящее время часто встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Нередко словесные товарные знаки связываются с фирменным наименованием предприятия. Так же часто используются имена известных людей, героев художественных произведений, мифологических персонажей, названий животных, птиц, растений, драгоценных камней, небесных тел. А также производные из древних языков.
Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде различных значков, рисунков, символов. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.
Объемные товарные знаки представляют собой изображение товарного знака в трех измерениях. Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия, например форма мыла, пилюли и т.д., либо его упаковка, например форма бутылки для напитка или флакона для духов.
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Одним из самых распространенных их видов являются этикетки в которых сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении[6].