Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:55, реферат
В комплексном понимании интеграционный процесс понимается как ряд мер организационных форм развитого сотрудничества предприятий и организаций различных сфер, отраслей и видов деятельности, экономической основой которой являются общественное разделение труда, специализации и кооперации.
В странах Западной Европы, где
действует специальное
В мировой практике выделяются следующие виды картелей: - денежный картель - картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен); - долевой картель: квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров; - закупочный картель - монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены; - калькуляционный картель - картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов; - кондиционный картель - картель, определяющий условия реализации товара; - контингентированный картель - картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов); - региональный картель - картель, определяющий области сбыта; - ценовой картель - картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.
Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание). Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции. Синдикат - объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции. [12] Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются: - сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности; - это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников; - централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката; - сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом; - осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам. Пул (англ. «pool» - общий котел) - форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.
В качестве особенностей пулов можно назвать:
- эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей; - объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер; - в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.
В мировой практике можно встретить следующие виды пулов:
- биржевой пул - объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах; - «конкретный» пул - объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект; - торговый пул - объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита. [14] Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.
Особенностями трестов являются:
- это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний; - при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате; - трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. И в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты. Ассоциация - добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.
В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:
- это самая «мягкая» форма интеграции компаний; - ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; - возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера; - члены ассоциации сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; - ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов; - члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации; - члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. [15] Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник. Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация - структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.
В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:
- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем; - этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений; - в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты, чтобы «победить» еще большую компанию; - в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника; - стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом; - альянс не является самостоятельным юридическим лицом;
- компании могут быть участниками множества стратегических альянсов; [16]
Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов: - стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий); - консорциумы для реализации инвестиционных проектов; - альянсы со слабой кооперацией.
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:
- альянсы по реализации проектов НИОКР; - альянсы по организации совместного производства; - альянсы по совместному освоению новых рынков.
Наибольшее распространение
- партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией; - наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними; - в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации; - не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями; - при заключении стратегического альянса рекомендуется быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого; - стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Производственный кооператив — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц. Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О производственных кооперативах», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива. Также следует помнить, что все члены производственного кооператива несут ответственность по долгам предприятия и своим личным имуществом. Единственным учредительным документом производственного кооператива является Устав. Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого взноса в не денежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива. Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания. Регистрацию производственных кооперативов осуществляют налоговые органы. Налоговым органам необходимо сообщить информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооператива — физических лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из ЕГРЮЛ об участниках — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооператива, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общую, упрощённую), точный адрес местонахождения кооператива. В качестве адреса местонахождения может выступать арендованное либо собственное нежилое помещение или место жительства руководителя.