Инновационный человеческий капитал как формирование кадрового потенциала в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности. В современном обществе одну из главных ролей играет специфический ресурс информация и знания.

Файлы: 1 файл

1-3.docx

— 77.14 Кб (Скачать)

Несоответствие профессионально - квалификационной структуры предлагаемой рабочей силы и спроса на неё приводит к тому, что часть потребности в новых кадрах, испытываемой работодателями, остаётся неудовлетворенной.

Основным нормативным документом, направленным на стимулирование экономической активности инвесторов, является Закон Курской области от 12 августа 2004 года № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области».  

В настоящее время на территории области реализуется четыре национальных проекта: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».

На территории Курской области с 2011 по 2015 годы реализуется и планируется к реализации 119 инвестиционных проектов в рамках национальных проектов.

В результате работы данной программы ожидается увеличение доли молодых людей, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации, поддержке молодежного предпринимательства, в общем количестве молодежи на 10 процентов.

За счёт реализации Программы, ожидается увеличение в Курской области численности молодёжи, обучающейся в средних и высших 21 учреждениях профессионального образования, которые смогут принять участие в реализации вышеназванной программы; закрепление переселенцев в области и содействие их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

В результате работы данной программы ожидается увеличение доли молодых людей, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации, поддержке молодежного предпринимательства, в общем количестве молодежи на 10 процентов.

 

 

3.3 Перспективы  развития образования в Курской  области

 

 

В целях совершенствования функционирования науки на региональном уровне предстоит реализация следующих направлений деятельности:

-построение интегративной  среды «образование–наука-бизнес»  и механизма сотрудничества учреждений  профессионального образования  с потенциальными потребителями  новаций в научной сфере;

-содействие развитию  грантовой поддержки научных исследований на федеральном и региональных уровнях;

-развитие сотрудничества  со стратегическими партнерами  в рамках подписанных Администрацией  Курской области международных  соглашений;

-содействие созданию  и функционированию научных обществ  и профессиональных объединений.

В целях повышения качества образования в регионе постановлением Губернатора Курской области осуществлена реорганизация комитета образования и науки Курской области путем присоединения к нему управления по надзору и контролю в сфере образования Курской области, в результате чего комитету образования и науки переданы полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. 

В 2010 – 2011 учебном году 309 образовательных учреждений Курской области прошли процедуру государственной аккредитации и 505 образовательных учреждений Курской области переоформили или впервые получили лицензию на право осуществления образовательной деятельности (в прошедшем учебном году более чем в 4 раза сократилось количество просроченных лицензий, что подтверждает возросшее внимание со стороны Глав Администраций муниципальных районов и городов к образовательным учреждениям). 

В 2010-2011 учебном году в процессе исполнения государственных функций по государственному контролю (надзору) структурными подразделениями комитета образования и науки проведено около 350 проверок ОУ (15 из которых - внеплановые).

Достижению нового качества образования, обеспечению школьникам современных, комфортных условий обучения послужит совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений. 

Основной объем финансовых средств, предусмотренный на ремонт и содержание учреждений образования области, направлен на противопожарные, антитеррористические мероприятия, а также на устранение предписаний Роспотребнадзора.

Из средств местных бюджетов муниципальных образований на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений к новому учебному году направлено 246 472,0 тыс. рублей.

В соответствии с областной целевой программой «Развитие образования Курской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11 октября 2010 года № 464-па, в 2011 году на укрепление материально-технической базы 33 муниципальных школ и 29 муниципальных детских садов выделено 86 915,0 тыс. рублей.

На проведение противоаварийных мероприятий в трех зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений предусмотрено 10 139,0 тыс. рублей, в том числе, из федерального бюджета – 5 633,0 тыс. рублей.

Планом проведения ремонтов учреждений, подведомственных комитету образования и науки Курской области, выделены финансовые средства из областного бюджета 43 учреждениям области в размере 64 208,0 тыс. рублей.

В рамках областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курской области на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года» в 2011 году на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности выделено 15 970,2 тыс. рублей.

С мая 2011 года развитие профессионального образования в области осуществляется в рамках областной целевой программы «Комплексное развитие профессионального образования в Курской области на 2011-2015г.г.», с общим объемом финансирования 286 млн. рублей, в том числе из средств областного бюджета – 198 млн. рублей.

Реализация программы позволит оптимизировать структуру профессионального образования по отношению к потребностям региональной экономики, обеспечить опережающий характер его развития. 

За последний год дальнейшее распространение в системе профессионального образования области получил механизм частно-государственного партнерства, обеспечивающий повышение эффективности финансирования образования. 

В качестве примера можно привести сотрудничество в подготовке кадров Железногорского политехнического и Железногорского горно-металлургического колледжей и ОАО «Михайловский ГОК», Курского профессионального лицея связи и Курского филиала «Почта России», Курского государственного политехнического колледжа и филиала концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция» и др. И как результат, трудоустройство специалистов данного профиля по предварительным данным составляет 92 %.

В условиях обновления законодательства существенно возрастает роль научных знаний во всех отраслях общественной жизни и повышается интерес к проблемам развития науки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Образование и навыки, которые мы приобретаем обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку и называют человеческим капиталом. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает доход. Источником дохода человека (домохозяйства) на протяжении жизни является его общий капитал, или общее богатство. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

В данном исследовании рассматривается инновационный человеческий капитал как формирование кадрового потенциала в современной экономике на основе структуры населения Курской области.

На понимании человеческого капитала строится осознание того, что потенциал работников всё более явно становится критическим фактором инновационного развития страны, и во многих случаях оказывается, что не хватает не просто человеческих ресурсов, не хватает человеческого капитала. Человеческий капитал нужно сформировать так, что бы в одной профессии не было избытка, а в другой не было дефицита, нужно улучшать образование, уделять внимание тем профессий, которые были ранее забыты, общество считает, что одни профессии престижны, а другие нет. Поэтому на человеческий капитал нужно уделять много времени и внимания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Алехина, О. Е. Антикризис. Человеческий капитал – новые возможности компании [Текст]: Вып.3 / О. Е. Алехина. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 369 с.
  2. Вашурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности [Текст]:аналитический обзор / Е. В. Вашурина. – Екатеренбург : Уральский государственный университет, 2002. – 136 с.
  3. Вотякова, И. В. Оценка эффективности инновационного развития кадрового потенциала социально-экономической системы: современный аспект [Текст]: / И. В. Вотякова // Управление персоналом. – 2009. - №4. – С. 37-40.
  4. Гилина, Т. Г. Управление человеческим капиталом в крупном промышленном городе [Текст]: / Т. Г. Гилина // Региональная экономика: Теория и практика. – 2012. - №10. - С.18-23.
  5. Джаброилова, З. Г. Нечеткий логический подход к задаче оценки кадрового потенциала [Текст]: / З. Г. Джаброилова, М. Г. Мамедова // Менеджмент в России и за Рубежом. – 2004. - №5. – С. 111-117.
  6. Диденко, Д. В. Статистика финансирования российского образования и науки: о чем Свидетельствуют исторические данные [Текст]: / Д. В. Диденко // Финансы и кредит. – 2013. - №34. – С. 71-80.
  7. Ефимова, М. Р. О направлениях статистического анализа кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления [Текст]: / М. Р. Ефимова, Л. С. Пантелина // Вопросы статистики. – 2013. - №5. – С. 208-34.
  8. Кабанов, А. Ю. Макроэкономика: теория и практика. Часть 1. Макроэкономика: экономическое измерение и основные показатели функционирования экономики [Текст]: учебное пособие / А. Ю. Кабанов - Иваново: Институт бизнеса, информационных технологий и финансов , 2011.- 532 с.
  9. Кузнецов, Ю. В. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост [Текст]: / Ю. В. Кузнецов // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - №43. – С. 2-17.
  10. Ложко, В. В. Формирование человеческого капитала – главный ресурс инновационного социально-экономического развития России и ее регионов [Текст]: / В. В. Ложко // Инновации. – 2008. - №10. – С. 30-35.
  11. Омаров, А. М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука [Текст]: Учебник / А. М. Омаров. – М.: Экономика, 2009. – 638с.
  12. Перетягина, Н. Н. Роль образования в Формировании человеческого капитала информативного общества[Текст]: / Н. Н. Перетягина // Инновации в образовании. – 2011. - №10. – С. 91-108.
  13. Путин, В. В. Кадры – это люди [Текст]: / В. В. Путин // Поиск. 2004. -13 февраля. – С.4.
  14. Румянцева, А. А. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития [Текст]: / Российская академия наук. Институт социально-экономических проблем; под ред. А. А. Румянцева. СПб.: Наука, 2002. – 194 с.
  15. Сафранова, В. В. Рыночная экономика  региона [Текст]: Учебник / В. В. Сафранова. – Курск: Курскинформпечать, 2004. – 264 с.
  16. Соколова, Е. А. Инновационная стратегия сотрудничества вуза с учреждениями здравоохранения по вопросам трудоустройства выпускников [Текст]: / Е. А. Соколова // Ректор вуза. – 2013. - №7. – С. 71-80.
  17. Ушамирская, Г. Ф. Проектирование образования: структура, функции, статус [Текст]: Г. Ф. Ушамирская  // Высшее образование сегодня. – 2003. - №7. – С. 20-35.
  18. Улучшилось качество образования [Текст]: // Курская правда. 2013. 1 июля. – С.3.
  19. Статистический ежегодник Курской области, 2012: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2012. – 440 с.
  20. Статистический ежегодник Курской области, 2013: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2013. – 398 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение А

 Определения, обозначения, сокращения

 

 

Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Кадры - это основной состав подготовленных, квалифицированны работников предприятий, учреждений, профсоюзных и общественных организации той или иной отрасли деятельности.

Инновационный  потенциал   – является мерой ресурсной готовности предприятия к инновационной деятельности и включает в себя научно-техническую, кадровую, производственную, инфраструктурную, информационно-методическую,  организационную  и  финансовую составляющие.

 

 


Информация о работе Инновационный человеческий капитал как формирование кадрового потенциала в современной экономике