Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:34, курсовая работа
Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности. В современном обществе одну из главных ролей играет специфический ресурс информация и знания.
Доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет не более 20%; из числа использованных передовых технологий менее 3,5 % имеют патент на изобретения; более 84% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 14%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 5%;стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором. [19,с. 244]
Традиционное понимание инновационного процесса в первую очередь, как технологического, привело к тому, что приобретенные предприятиями новейшие технологии некому обслуживать. Наибольшие затраты на инновации российских предприятий, по данным РОССТАТа на 2013 год, составляют приобретение машин и оборудования (62,2%). В то же время на приобретение новых технологий расходуется только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение права на использование объектов интеллектуальной собственности – 10,6%.[20, с. 53]
Низкие темпы роста инновационной активности объясняются не столько отсутствием инноваций как таковых, а нехваткой знаний в области управления инновационной деятельностью и отсутствием инновационной восприимчивости.
Полностью разрушена государственная система профессиональной подготовки, нарушена преемственность в подготовке высококвалифицированных рабочих, низкий уровень оплаты труда и отсутствие престижа привели к старению персонала, отсутствию притока молодых рабочих. Многие талантливые ученые уехали работать за рубеж, отказались от российского гражданства.
Высокая доходность и надежность вложений в сырьевой сектор, быстрая оборачиваемость капитала в финансовом секторе делают высокотехнологичный инновационный сектор малопривлекательным для инвесторов. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства – 82,3%, доля иностранных инвестиций – 5,3%, федерального бюджета – 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации – 1,3%, внебюджетных фондов – 2,7% [17, с. 25].
Как уже говорилось ранее, согласно статистическим данным, многие инновационные идеи не находят воплощения в готовом продукте. Нет четкой методологии оценки отдачи от инноваций, что весьма тормозит инновационный процесс на предприятии. Как следствие, возникают проблемы оценки инноваций в различных сферах деятельности предприятия.
Для обеспечения эффективности инновационного процесса важно определить основные составляющие данного процесса. В работе в качестве основных составляющих инновационного процесса выделены «инновационный потенциал» и «инновационная активность».
Инновационный потенциал – является мерой ресурсной готовности предприятия к инновационной деятельности и включает в себя научно-техническую, кадровую, производственную, инфраструктурную, информационно-методическую, организационную и финансовую составляющие.
Исходя из того, что инновационный потенциал является ресурсной основой для осуществления инновационной деятельности, важно выделить каждую ресурсную составляющую. Основными ресурсными составляющими организационного потенциала являются: профессиональный кадровый состав, материально-техническое оснащение, финансовые ресурсы, интеллектуальная собственность. [2, с. 98]
Развитие экономики России в условиях нестабильности оказывает существенное влияние на содержание внутрихозяйственных социально-трудовых отношений. По-новому определяется в них роль и место отдельного работника. Возрастает понимание роли в производстве личностных качеств работника, влияние его поведения на организационную среду и результаты деятельности. Сегодня инвестиционная политика России ориентирована на краткосрочный эффект, она никак не учитывает происходящих потерь физического капитала, тем более ноу-хау и человеческого капитала. Между тем утрата последних может привести к полному распаду высокотехнологичных отраслей, воссоздание которых весьма проблематично даже при большом государственном бюджете и финансово сильных корпорациях.
На понимании человеческого капитала строится осознание того, что потенциал работников всё более явно становится критическим фактором инновационного развития предприятия, и во многих случаях оказывается, что не хватает не просто человеческих ресурсов, не хватает человеческого капитала. Конечно, возможно стихийное формирование человеческого капитала. Но в полном комплексе всех своих позитивных характеристик он не сформируется, если сознательно и целенаправленно не управлять этим процессом. Однако, существующие методики управления персоналом не отражают роли человека в обеспечении эффективности инновационного процесса. Поэтому в настоящее время встает необходимость разработки методики по управлению человеческим капиталом в интересах инновационного развития предприятия. [17, с. 32]
3 ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
3.1 Проблемы образования в Курской области
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования нашего региона сегодня обучается более 65 тысяч человек. По очной форме обучения образование получает 21 тысяча человек, по заочной форме учатся 44 тысячи студентов. Около 30 процентов обучаются за счет средств федерального бюджета.
Если брать систему среднего профессионального образования, то она представлена в нашем регионе 37 учебными заведениями, в которых учатся около 20 тысяч студентов. 5 тысяч из них внебюджетники. С 1 января этого года в ведение Курской области перешли еще 8 федеральных учреждений среднего профессионального образования, находящиеся на территории региона, в которых учатся почти 7 тысяч человек.
В последнее время она решается более активно, процент трудоустраиваемых выпускников растет с каждым годом. Но все же в так называемую «группу риска» попадают экономисты и юристы. Им зачастую сложно найти хорошую работу.
Создавшаяся ситуация может
являться источником
Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.
Опросы работодателей
• качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),
• наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,
• способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.
Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:
• качества подготовки специалистов в вузах,
• развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,
• структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,
• обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,
• развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,
• профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,
• развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,
• адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,
• создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.
Как показывают многочисленные опросы работодателей только Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно — что в государственных, что в негосударственных вузах.
Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре «более 90 процентов», то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих. В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.
3.2 Какие социальные программы существуют в области для поддержания трудового капитала
Администрацией Курской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 14.09.2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» разработана региональная программа «Программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2021 годы».
Сфера реализации Программы Курской области охватывает вопросы: социально-экономического развития области, занятости населения, образования, миграционной политики, демографического развития, развития предпринимательства, заселения сельских территорий, социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членов их семей (далее – соотечественники, переселенцы) и др.
Наблюдается отток трудоспособного населения в регионы Центрального Федерального округа России: Московскую область и г. Москва, Белгородскую и Воронежскую области. В конкуренции за рабочую силу изначально оказываются более слабые позиции Курской области по сравнению с Москвой и Московской областью, где более высокий уровень оплаты труда, больше возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.
Сокращение численности населения, начавшееся в 90-е годы, продолжается. Темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились – с 12,2 тыс. человек в 2005 году до 6,8 тыс. человек в 2010 году. В 2013 году по оценке численность населения области на 1 ноября 2012 г. составила 1119,0 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,0 тыс.
Новая политика Курской области направлена на создание возможностей для успешной социализации, эффективной самореализации молодых людей, государственную поддержку талантливой молодежи и создание условий для их инновационной деятельности. Стратегию и приоритетные направления молодежной политики определяет областная целевая программа «Молодежь Курской области» на 2011-2014 годы:
Основные задачи программы: создание условий для инновационной деятельности молодых людей, государственная поддержка талантливой молодежи; создание условий для вовлечения молодежи в активную общественную деятельность; профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, формирование механизмов поддержки и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; гражданско-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи. Формирование российской идентичности и толерантности в молодежной среде; вовлечение молодежи в социальную практику, поддержка молодой семьи; создание инфраструктуры государственной молодежной политики; информационное обеспечение государственной молодежной политики.
Наиболее острой проблемой рынка труда области остается несоответствие спроса и предложения, порождающее структурную безработицу: в структуре спроса преобладают вакантные должности для рабочих, в то время как в числе безработных более 25% составляют инженерно-технические работники и служащие.