Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:30, реферат
При оптовой торговле важное значение имеют право собственности и физическая принадлежность продукции. Предприятия оптовой торговли различаются в зависимости от выполняемых функций. Например, одни ограничиваются установлением контактов с розничной торговлей или использованием собственной сети торговых агентов. Другие охватывают более широкий спектр деятельности, начиная с совершения покупки партии товаров, транспортировки, а иногда и доставку потребителям. Следовательно, можно выделить следующие виды деятельности, связанные с организацией оптовой торговли и, соответственно, юридических лиц, которые выполняют эти функции:
Предприятия оптовой торговли.
Формы оптовой торговли.
Сущность розничной торговли.
Классификация предприятий розничной торговли
- неполная наблюдаемость - метод научной абстракции и возможность активного использования элементов прогнозирования позволяет в какой-то степени нейтрализовать скрытность и неопределенность ряда процессов, протекающих в системах;
- способность к самоорганизации;
- управляемость
- развитие рыночной инфраструктуры РК
осуществляется на основе законодательных
актов, правительственных программ, т.е.
обеспечивается государственное регулирование.
Вопрос 2.
В зависимости
от характера оказываемых услуг
многие экономисты по-разному подходят
к определению состава рыночной инфраструктуры.
Рисунок 2.2 Важнейшие элементы инфраструктуры, обеспечивающие устойчивость производственно-хозяйственных единиц
национальной
экономики
Характеризуя состав рыночной инфраструктуры на основе представленной схемы, следует отметить, что рыночная инфраструктура – сложная система, она характеризуется комплексностью, ее субъекты выполняют функции многообразных рынков. Причем на схеме указаны в качестве примеров три типа рынков. Перечень их может быть продолжен по двум направлениям: по типу рынков (рынок услуг, рынок технологий и т.д.) и с учетом детализации каждого типа рынка. К примеру, финансовый рынок подразделяется на рынки: денежный, валютный, средне- и долгосрочных банковских кредитов, ценных бумаг. Каждому из этих типов рынков соответствует инфраструктура как система взаимосвязанных организаций, обслуживающих потоки денег и ценных бумаг.
Классический подход в исследованиях инфраструктуры выделил внеэкономические и экономические виды услуг. К экономическим относятся те услуги, которые воплощены в предоставляемом потребителю товаре без материализации в них. Внеэкономические услуги, как правило, «навязываются» обществу и его членам через систему определенных государственных институтов, исходя из особенностей организации государственного устройства: госаппарат, представительские органы власти и пр. В общем виде перечисленные виды услуг трансформируются в следующие институты инфраструктуры (рисунок 2.2):
• кредитная система и коммерческие банки;
• эмиссионная система и эмиссионные банки;
• организационно-оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
• аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
• система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);
• информационные технологии и средства деловой коммуникации;
• налоговая система и налоговые инспекции;
• система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;
• специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации;
• торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
• таможенная система;
• профессиональные союзы работающие по найму;
• коммерческо-выставочные комплексы;
• коммерческие центры;
• логистические сервисные центры;
• система высшего и среднего экономического образования;
• консультационные (консалтинговые компании);
• аудиторские компании;
• общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
• специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура современного рынка является его неотъемлемой и составной частью, определяющей результативность функционирования всех элементов рынка. Благодаря наличию названных элементов инфраструктуры рынок является цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно то, что элементы инфраструктуры не были навязаны бизнесменам извне, они являются порождением самих деловых отношений.
Современное понимание инфраструктуры экономики включает в себя важнейшие блоки, определяющие эффективность функционирования национальной и интернациональных экономик. Рыночная инфраструктура внутренне неоднородна, поскольку неоднородны обеспечиваемые ею внешние условия функционирования предприятий. По характеру воздействия на экономические процессы эти условия можно разделить на четыре основные группы:
1. Условия, непосредственно обеспечивающие процессы производства и обращения продукции: организация перемещения продукции из сферы производства в сферу потребления; сбор, передача, накопление и обработка информации; профессиональное консультирование по технологическим и управленческим вопросам и т.д.
2. Условия воспроизводства рабочей силы: поддержание здоровья рабочих и служащих, их общеобразовательная и профессиональная подготовка, организация отдыха и др.
3. Условия, обеспечивающие сбалансированность макроэкономических пропорций общественного воспроизводства;
4. Экологические условия экономического развития.
На
базе такого деления внешних условий
функционирования предприятий инфраструктуру
можно разделить на четыре большие
отраслевые группы (рисунок 2.3).
Рисунок
2.3. Состав инфраструктурного комплекса
экономики
Производственная инфраструктура – совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в национальном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства. Следовательно, развитие производственной инфраструктуры обусловлено размещением и функционированием самого материального производства. Необходимо отметить, что между внешними и общими условиями производства имеются существенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают главным образом косвенное влияние на развитие общественного производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства. Чем выше уровень технической вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда. В результате развития производительных сил общества постепенно возникали и формировались также другие отрасли и элементы производственной инфраструктуры.
Общие условия современного общественного производства включают:
• транспорт всех видов, обслуживающий производство;
• средства связи;
• материально-техническое снабжение и систему продвижения товаров (оптовая торговля);
• заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции;
• электро-, газо-, водоснабжение;
• информационное обслуживание (обработка информации, производство программного обеспечения, услуги баз данных);
• сферу деловых услуг (реклама, маркетинг, аренда и лизинг, консалтинг).
Социально-бытовая инфраструктура – совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности населения. В отраслевой классификации она представлена здравоохранением, образованием, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, сферой организации досуга, услуги по домашнему хозяйству и т.д.
Институциональная инфраструктура – комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляющих макроэкономическое регулирование экономики, поддерживающих наиболее оптимальные макроэкономические пропорции развития национального хозяйства. В нее входят государственный аппарат экономического регулирования, кредитно-финансовая сфера и т.д.
Отличительная особенность институциональной инфраструктуры состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она является институциональной инфраструктурой общества, региона, отрасли, производства и т.д. Институциональная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно взаимосвязанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом и в этом смысле является субъектом управления общественным производством, другая – обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской систем).
Экологическая инфраструктура - комплекс сфер деятельности и инженерных сооружений, обеспечивающих экологические условия деятельности всех предприятий, охрану окружающей среды от негативного воздействия экономической деятельности человека (государственные и территориальные органы по контролю за состоянием окружающей среды, очистные сооружения и др).
Наличие множества подходов и оценочных критериев, относящих ту или иную деятельность к инфраструктурной, является естественным для формирования теоретической базы инфраструктуры. С методологической точки зрения, более аргументированным представляется подход, основанный на дифференциации всего перечня отраслей, входящих в инфраструктурный комплекс на группы: материальный комплекс инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта; институциональный комплекс, обеспечивающий и определяющий среду деятельности предприятия; социальный комплекс – разрешающий социально-экономические условия организации трудовой деятельности; персонифицированный комплекс – вбирающий в себя всю совокупность составных элементов, относящихся к категории «человеческий капитал».
Реализация
данной концепции преследует в конечном
счете решение следующих
• определить приемлемые для данного этапа реформирования экономики и наиболее результативные пути преобразования и становления отечественной инфраструктуры;
• установить место инфраструктуры в формирующейся национальной рыночной экономике;
• теоретически обосновать и выявить методологию соотнесения усилий государства, частного национального и иностранного капиталов в становлении и развитии инфраструктуры;
определить характер отношений инфраструктуры с составляющими национальный хозяйственный комплекс предпринимательскими (различной формы образования), а также государственными структурами и их капиталами.
Информация о работе Инфраструктура рынка потребительских товаров