Инфраструктура рынка потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:30, реферат

Краткое описание

При оптовой торговле важное значение имеют право собственности и физическая принадлежность продукции. Предприятия оптовой торговли различаются в зависимости от выполняемых функций. Например, одни ограничиваются установлением контактов с розничной торговлей или использованием собственной сети торговых агентов. Другие охватывают более широкий спектр деятельности, начиная с совершения покупки партии товаров, транспортировки, а иногда и доставку потребителям. Следовательно, можно выделить следующие виды деятельности, связанные с организацией оптовой торговли и, соответственно, юридических лиц, которые выполняют эти функции:

Оглавление

Предприятия оптовой торговли.
Формы оптовой торговли.
Сущность розничной торговли.
Классификация предприятий розничной торговли

Файлы: 1 файл

Лекция 3.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Однако  на начальном этапе становления  рыночной эко-номики, а тем более  в период нестабильности денежной системы  в стране для возникновения фьючерсных бирж нет условий. Поэтому в течение  довольно продолжительного периода  времени будут иметь место только биржи реального товара, на которых будут осуществляться сделки по купле-продаже наличного товара, а также сделки «на срок» (форвардные).

    Более того, нужно иметь в виду, что  в течение некоторого периода  времени (до достижения рублем достаточного уровня стабильности) значительное место в биржевой торговле будут занимать товарообменные сделки.

    При этом будут осуществляться сделки обмена разноименной продукции производственно-технического назначения, одноимен-ной продукции  «на срок» с различными сроками поставки или различными поставщиками, а также смена промышленной про-дукции на сельскохозяйственную и т.п.

    Таким образом, структура товарных бирж у  нас в стране на первоначальном этапе  их становления будет несколько  примитивной, соответствуя выполняемым  биржами функциям и задачам. Сборник информационных материалов по товарным биржам. М., 1990

    Вопрос 1.

    Организации покупают самые разнообразные товары и услуги. Товары промышленного назначения классифицируются по их роли в производственном процессе и относительной стоимости. Выделяют три группы товаров промышленного назначения.

    1) Материалы  и детали - товары, полностью использующиеся  в изделии производителя и  включающие сырьё, полуфабрикаты  и детали. Сырьевые материалы  делятся на два основных класса:

    • продукты сельскохозяйственного (фермерского) производства (зерно, шерсть);

    • природные продукты (лесоматериалы, полезные ископаемые).

    Полуфабрикаты и детали делятся на две категории:

    • комплектующие материалы, которые обычно проходят дальнейшую обра¬ботку (чугун, пряжа, цемент);

    • комплектующие детали, которые входят в состав конечного продукта без изменения их формы (небольшие двигатели, шины).

    2) Капитальный  товар - товары длительного пользования,  определяющие развитие и/или управление  по продукту. Делятся на две группы: стационарные сооружения и оборудование и вспомогательное оборудование.

    Стационарные  сооружения и оборудование включают в себя:

    • здания (например, производственные и офисные);

    • оборудование (например, станки, подъёмники, генераторы);

    Вспомогательное оборудование включает:

    • мобильное производственное оборудование и инструменты (например, руч¬ной инструмент, погрузчики);

    • офисное оборудование (например, мебель, персональные компьютеры);

    3) Вспомогательные  материалы и услуги - товары краткосрочного пользования и услуги, которые способствуют развитию и/или управлению по продукту. Вспомо¬гательные материалы бывают двух видов:

    • расходные материалы (например, смазочные масла, писчая бумага);

    • эксплутационные и ремонтные материалы (краска, гвозди, швабры).

    Вспомогательные услуги включают:

    • услуги по эксплуатации и ремонту (например, мытьё окон, ремонт обору¬дования);

    • консультационные услуги (например, услуги юриста, реклама, консультации по управлению и финансам). 

    Вопрос 2.

    Промышленный  рынок представляет собой совокупность взаимоотношений между деятелями рынка (производители, посредники, потребители, банки, государственные органы и т.д.), осуществляемые в границах определенной территории в определенный момент времени.

    Промышленных  деятелей отличает коллективная, целеустремленная деятельность, результатом которой является размер полученной прибыли. В отличие от промышленных деятелей, розничный покупатель действует на рынке не с целью получения прибыли, а для удовлетворения своих личных потребностей. При этом чаще всего люди совершают покупки самостоятельно и выступают только в роли покупателей.

    Таким образом, самое первое и наиболее важное отличие промышленного рынка  от потребительского в том, что на промышленном рынке действуют компании и организации, которые не являются только продавцами или только покупателями. Деятели промышленного рынка в разных сделках выступают в разном качестве – могут быть и продавцами, и покупателями, и партнерами. Это различное состояние деятелей промышленного рынка обеспечивает их активную позицию по отношению к выбору партнера по сделке. Обе части промышленного рынка – покупающие и продающие фирмы – одинаково активны в выборе контрпартнеров, они проводят анализ и оценку потенциальных поставщиков, тратят значительные ресурсы на принятие решения о совершении сделки, подписывают договора и контракты и т.п.

    Розничный потребитель более подвержен  восприятию рекламы от СМИ. Он часто  не задумывается над тем почему покупает именно эту торговую марку. Решение  о покупке принимается быстро и практически единолично.

    Розничные потребители в большинстве случаев  не зависят от продавцов. При отсутствии в магазине товара определенной торговой марки потребитель может приобрести аналогичный товар другой марки. Поэтому большинство фирм, работающих на розничный рынок, имеют несколько торговых марок, создавая иллюзию в глазах покупателей об увеличении возможностей выбора и о конкуренции.

    Следующее важное отличие заключается в  том, что вследствие гораздо меньшего количества покупателей на промышленном рынке по сравнению с потребительским, продавцы рассматривают каждого покупателя в отдельности. И такие предметы сделки как цена, качество, упаковка, условия поставки и оплаты – являются объектом переговоров и подписания контракта с каждым конкретным покупателем в отдельности.

    В противовес этому на потребительском рынке все розничные покупатели рассматриваются в совокупности, производится представительная выборка, изучается ее мнение и выявляется среднестатистический покупатель.

    Следующее принципиальное отличие промышленного  рынка от потребительского заключается в том, что промышленные продавцы и покупатели обладают высокими профессиональными навыками в области продукции, которую продают или покупают, а также навыками коммерческой работы.

    Также промышленные рынки очень нестабильны. Постоянные изменения в технике и технологии ведут к быстрому устареванию старых и появлению новых товаров. Это привносит в практику компаний значительный элемент риска. 

    Вопрос 3.

    Одним из основных принципов организации  торговли средствами производства является свобода выбора контрагентов хозяйственных связей. Свобода выбора возможна при наличии различных вариантов хозяйственных связей. В соответствии с этим в качестве принципа торговли может быть выделена многоканальность товародвижения. Основным каналом товародвижения в условиях торговли средствами производства является свободная их продажа непосредственно предприятиями-изготовителями (фирменная торговля). Важная роль отводится оптовому звену. Посреднические предприятия и организации являются обязательным атрибутом торговли средствами производства.

    Современный период торговли средствами производства характеризуется также и такими каналами, как мини-рынки и торговые предприятия министерств и ведомств (с целью реализации специфических  видов продукции).

    Развитие и функционирование торговли средствами производства осуществляется на основе такого принципа, как государственное регулирование его процессов. Это предполагает определение границ распространения торговли средствами производства, установление хозрасчетных и правовых основ деятельности экономических субъектов, финансово-кредитное и ценовое воздействие, эффективную налоговую политику с целью оптимизации совокупного запаса средств производства и т.д.

    Становление и развитие рынка средств производства возможно при условии создания соответствующей организационной основы – системы органов, способных регулировать движение материальных потоков, выступать в роли коммерческих посредников между производителями и потребителями продукции производственно-технического назначения.

    Организационно  данный рынок представлен сетью  оптово-посреднических организаций, универсальных  или специализированных на продаже  отдельных видов средств производства, мини-рынков, торговых домов, товарных бирж, брокерских контор, лизинговых компаний и розничных предприятий. Функционируют на данном рынке аукционные центры и ярмарки, Торгово-промышленная палата, общества защиты прав потребителей и другие организации.

    Экономически  указанные организации являются организациями бизнеса и находятся  в государственной или частной (индивидуальной или долевой) собственности их владельцев.

    Пространственно внутренний рынок средств производства рассредоточен по отдельным городам, районам и областям РК, мировой  – охватывает пространство как РК, так и зарубежных стран.

    Необходимо  учесть следующий факт. Рыночная инфраструктура как совокупность хозяйствующих  субъектов государственной и  частной собственности, осуществляющих разнохарактерную деятельность: торговую, банковскую, страховую, аудиторскую, консалтинговую представляет собой комплексную систему, которая разделяется на подсистемы, а последние на элементы.

    В качестве методологической основы для изучения закономерностей функционирования и развития рыночной инфраструктуры, ее состава был принят системный  подход. Эффективность системного исследования рыночной инфраструктуры обусловлена тем, что рынок, представляет собой исключительно сложный по своей природе объект с большим количеством взаимовлияющих факторов и высокой степенью неопределенности развития. Несомненная польза этого подхода заключается в значительном упрощении процесса познания рыночной инфраструктуры таким путем, при котором ее представляют в виде системы с последующим расчленением на подсистемы, элементы и связи.

    Первый  и наиболее сложный этап усвоения системного подхода - определение самой категории система. Систем есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами. Далее важно рассмотреть понятие структуры системы - это совокупность элементов, связей и отношений между элементами, определяющая внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.

    Используя данную теорию, представим рыночную инфраструктуру как систему более высокого порядка, а ее подсистемы (торговая, финансовая), а также элементы (торговые дома, магазины, банки) - как системы более низкого порядка. Блочный состав рыночной инфраструктуры представлен на рисунке 3.

    Сложные системы характеризуются понятиями:

    1) Состояние - обычно описывают "срез" системы, остановку в ее развитии (характеризуют текущее состояние и динамичные процессы реформирования как в целом экономики, так и ее отдельных систем).

    2) Равновесие - способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранить свое поведение сколь угодно долго.

    3) Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних факторов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Рисунок 2.1 Классификация инфраструктуры по укрупненным блокам 

    Свойства  систем:

    - целостность - существование инфраструктурного комплекса следует рассматривать как единое целое, а не произвольную сумму составляющих ее элементов;

    - непрерывность движения - под движением понимается сложный процесс, охватывающий в частности, изменение числа и качества составляющих ее элементов, характер их взаимосвязей;

    - иерархичность – рыночная инфраструктура имеет различные уровни управления;

    - коммуникативность – рыночная инфраструктура в целом, ее подсистемы и элементы не изолированы от других систем, они связаны множеством коммуникаций с внешней средой;

    - историчность – рыночная инфраструктура развивается и есть примеры становления, расцвета и упразднения тех или иных элементов;

Информация о работе Инфраструктура рынка потребительских товаров