Инфраструктура рынка потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:30, реферат

Краткое описание

При оптовой торговле важное значение имеют право собственности и физическая принадлежность продукции. Предприятия оптовой торговли различаются в зависимости от выполняемых функций. Например, одни ограничиваются установлением контактов с розничной торговлей или использованием собственной сети торговых агентов. Другие охватывают более широкий спектр деятельности, начиная с совершения покупки партии товаров, транспортировки, а иногда и доставку потребителям. Следовательно, можно выделить следующие виды деятельности, связанные с организацией оптовой торговли и, соответственно, юридических лиц, которые выполняют эти функции:

Оглавление

Предприятия оптовой торговли.
Формы оптовой торговли.
Сущность розничной торговли.
Классификация предприятий розничной торговли

Файлы: 1 файл

Лекция 3.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Разновидностью  этого метода является продажа товаров по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов – после выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.

  1. Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, т.к. позволяет им сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.
  2. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи. Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. Там им вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрихкода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров.

    III. По уровню розничных цен:

  1. Дискаунты – универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины "усеченным вариантом супермаркетов", где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь в среднем составляет 600м2 Низкие цены обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь – отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых (спальных) районах. Точка зрения о том, что дискаунт – это магазин для бедных является неверной. Он ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунты являются серьезным конкурентом уличным рынкам.
  2. Дисконтные магазины – осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами устанавливается продавцом: может браться определенная авансовая сумма, может оплачиваться стоимость изготовления карты или карта выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму.
  3. Магазины "Кэш энд кэрри" – предназначены для мелких перекупщиков. Особенностью этих магазинов является совмещение в одном помещении склада и торгового зала, товар выложен на стеллажах большими партиями. Покупатель, проходя с тележкой мимо стеллажей, обирает товар и оплачивает его при выходе из магазина в едином узле расчета.
  4. Комиссионные магазины – реализуют непродовольственные товары, в т.ч. с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает заранее оговоренный % от его стоимости после реализации; стоимость товара устанавливается с согласия продавца.
  5. Магазины "Сэконд хэнд" – реализуют дешевые непродовольственные товары (обычно бывшие в употреблении).
  6. Магазины типа "Карго" – с площадью торгового зала более 4000 м2, ассортимент в которых более универсальный, чем в супермаркетах, - например, включая бензин для автомашин. Все товары продаются по сниженным ценам за счет сокращения расходов на строительство, аренду участка и эксплуатацию магазина.
  7. Магазины "Бутики" – реализуют модные товары (одежду) или товары редкого спроса (изысканное вино) по высоким ценам.

    IV. По типу:

    Типизация – процесс унификации магазинов. Она заключается в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению.

  1. Универмаг – является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе – крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. Преимущества: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.
  2. Универсам – предприятие с торговой площадью не менее 400м2. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительные особенности: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.
  3. Супермаркет – крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400м2, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. Характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4-6 тыс. наименований. На протяжении ряда лет понятие "супермаркет" определялось по-разному. Когда они только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в ту пору универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Как правило, на той же площади, что и в универсаме, оборот в супермаркете в 3-5 раз больше. Тип магазина сегодня определяют организация поставок и торговли. Так, современные супермаркеты работают напрямую с дистрибьюторами, а самые дорогие и престижные производят закупки за рубежом.
  4. Гипермаркеты – основная отличительная черта: доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Отличается от супермаркета большими размерами, дальнейшим развитием методов самообслуживания и тенденцией установления прямой связи м/у изготовителем и потребителем. Все товары транспортируются в гипермаркеты поставщиками напрямую. Торговая площадь от 6 до 20 тыс м2, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания.
  5. Гастроном – универсальный продовольственный магазин небольшой площади (250-300м2) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия, сопутствующие товары. Они работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты, в связи с чем их значение не уменьшается. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и  расширяется зона, обслуживаемая каждым супермаркетом, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателями и где можно купить понадобившиеся срочно товары.
  6. Мини-маркеты - имеют небольшую площадь (60-80 м2). В них – традиционный метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров – от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.
  7. Специализированные магазины – работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них 80%. Основная отличительная особенность от супермаркетов – насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара. Недостатки: при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов; ограниченный круг посетителей; конкуренция со стороны крупных супермаркетов, руководство которых постоянно работает над расширением и углублением товарных групп; продавцы должны обладать гораздо большими знаниями о товаре.

    Розничная торговая сеть сегодня широко представлена мелкорозничной сетью, к которой относятся павильоны, киоски, палатки и торговые автоматы. Через них осуществляется продажа товаров массового, повседневного спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие этой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие из таких объектов работают по 24 часа в сутки. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

  1. Павильон – закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
  2. Киоск – закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющего торгового зала и помещение для хранения товаров, рассчитанное на 1 рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
  3. Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на 1 или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

    Биржа - организующая, системообразующая  часть рыночной структуры. Задачи биржи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Функции биржи:

    Организация рынка сырья с помощью биржевого  механизма:

    - прежде  всего биржа обеспечивает спрос  на сырье, который прямо не  связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи - биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания;

    - на  бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара. Современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение.

    Выявление и регулирование биржевых цен.

    Биржа участвует в выявлении и регулировании  цен на все виды биржевых товаров  концентрация спроса и предложения  на бирже, заключение большого количества сделок исключает влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. Под котировкой понимают фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы, регистрацию курса валюты или ценных бумаг, цену биржевых товаров. Котирование цен - это регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их после дующей публикацией.

    Отсюда  виден еще один из компонентов  организации рынка - стабилизация цен:

    - колебания  цены, вызванные расхождением реального  спроса и реального предложения,  слабо эластичны, не погашаются  немедленно, а скорее обладают  кумулятивностью - способностью  превращаться в резкие колебания  цены. Биржевая спекуляция является  механизмом не вздувания цен, а их стабилизации;

    - важный  фактор стабилизации цен является  гласность заключения сделки, публичное  установление цен на начало  и конец биржевого дня (биржевая  котировка), ограничение дневного  колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами. С этим связана информационная деятельность бирж.

    Выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей и потому обладающих относительной ликвидностью, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле. Последнее особенно важно. Это своего рода ценз на качество продукции, произведенной фирмой. Важной стороной деятельности биржи является стандартизация типовых контрактов, своего рода установление традиций торговли.

    По-прежнему биржи выполняют свою товаропроводящую функцию, т. е. ту функцию, из-за которой они первоначально и возникли - покупка и продажа реального товара.

    Стабилизируя  цены на ограниченный список сырья  и товаров, биржи стабилизируют  и издержки на производство других, не только биржевых товаров.

    Стабилизация  денежного обращения и облегчение кредита. Биржа увеличивает емкость  денежного обращения, т. к. она представляет собой сферу максимальной ликвидности  товаров. Биржа - одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку  она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму.

    Урегулирование  всевозможных споров и разногласий  между сторонами - арбитражная деятельность. В процессе биржевых торгов в силу самых разных причин (ошибка, попытка  обмана и т. д.) возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены непосредственно только на бирже и ее соответствующим нейтральным органом. Обычно это третейский суд или арбитраж.

    Формирование  и функционирование мирового рынка. Современная товарная биржа в этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

    Биржевое  страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных  для них колебаний цен. Для  этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения. Выполняя задачу страхования участников биржевого торга, биржа не столько организует торговлю, сколько ее обслуживает. Биржа создает условия для того, что бы покупатели и продавцы реального товара по своему желанию могли бы одновременно принимать участие в соответствующих биржевых торгах в качестве клиентов или участников. Это повышает доверие к бирже, привлекает к ней рыночных спекулянтов, увеличивая число торгующих как непосредственно, так и через посредников.

    Организация биржевых собраний для проведения гласных  публичных торгов, а именно: - организация  биржевых торгов; - разработка правил биржевой торговли; - материально-техническое  обеспечение торгов; - квалифицированный  аппарат биржи. Для организации торгов биржа прежде всего, должна располагать хорошо оборудованные “рыночным местом” (биржевым залом), которое могло бы вмещать достаточно большое количество продавцов и покупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных средств связи не требует физического присутствия торгующих в зале, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли. Организация требует от биржи разработки и соблюдения строгих правил торговли, т. е. норм и правил поведения участников торга в зале. Материально-техническое обеспечение торгов включает оборудование биржевого зала рабочих мест участников торга, компьютерное обеспечение и т. д.

    Разработка биржевых контрактов, которая включает: - стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых торгов; - стандартизацию размеров партий товаров; - выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам. Биржа устанавливает жесткие требования к тем товарам, которые допускаются к биржевым торгам. На основе этих требований разрабатываются биржевые стандарты, которые учитываются производителями и потребителями на товарных биржах.

Информация о работе Инфраструктура рынка потребительских товаров