Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:58, реферат
В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей. Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.
Введение
1. Информационные системы
1.1 Понятие информационной системы
1.1.1 Этапы развития информационных систем
1.1.2 Процессы в информационной системе
1.2 Примеры информационных систем
2. Информационные технологии
2.1 Понятие информационной технологии
2.1.1 Инструментарий информационной технологии
2.1.2 Составляющие информационной технологии
2.2 Этапы развития информационных технологий
2.2.1 Признак деления - вид задач и процессов обработки информации
2.2.2 Признак деления - проблемы, стоящие на пути информатизации общества
2.2.3 Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология
2.2.4 Признак деления - виды инструментария технологии
3. Виды информационных технологий
3.1 Информационные технологии обработки данных
3.1.1 Информационная технология управления
3.1.2 Информационная технология поддержки принятия решений
3.1.3 Информационная технология экспертных систем
Заключение
Список литературы
Приложение
2. Информационные технологии
2.1 Понятие информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов[5].
Под технологией материального
производства понимают процесс, определяемый
совокупностью средств и
Рис. 1.2 Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
Информация является одним из ценнейших
ресурсов общества наряду с такими
традиционными материальными
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
2.1.1 Инструментарий информационной технологии
Реализация технологического процесса
материального производства осуществляется
с помощью различных
По аналогии и для информационной
технологии должно быть нечто подобное.
Такими техническими средствами производства
информации будет являться аппаратное,
программное и математическое обеспечение
этого процесса. С их помощью производится
переработка первичной
Инструментарий информационной технологии
- один или несколько взаимосвязанных
программных продуктов для
В качестве инструментария можно использовать
следующие распространенные виды программных
продуктов для персонального
компьютера: текстовый процессор (редактор),
настольные издательские системы, электронные
таблицы, системы управления базами
данных, электронные записные книжки,
электронные календари, информационные
системы функционального
Как соотносятся информационная технология и информационная система.
Информационная технология тесно
связана с информационными
Информационная технология является
процессом, состоящим из четко регламентированных
правил выполнения операций, действий,
этапов разной степени сложности
над данными, хранящимися в компьютерах.
Основная цель информационной технологии
- в результате целенаправленных действий
по переработке первичной
Информационная система
Реализация функций
2.1.2 Составляющие информационной технологии
Используемые в
2.2 Этапы развития информационных технологий
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления[8].
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
2.2.1 Признак деления
- вид задач и процессов
1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка
данных в вычислительных
2-й этап (с 80-х гг.) - создание
информационных технологий, направленных
на решение стратегических
2.2.2 Признак деления
- проблемы, стоящие на пути
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется
проблемой обработки больших
объемов данных в условиях
ограниченных возможностей
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается
с распространением ЭВМ серии
IBM/360, Проблема этого этапа - отставание
программного обеспечения от
уровня развития аппаратных
3-й - этап (с начала 80-х гг.) - компьютер
становится инструментом
4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание
современной технологии меж
выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
организация доступа к стратегической информации;
организация защиты и безопасности информации.
2.2.3 Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется
довольно эффективной
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан
с появлением персональных
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан
с понятием анализа
2.2.4 Признак деления - виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети[9].
3. Виды информационных технологий
3.1 Информационные технологии обработки данных
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников[10]. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: обработка данных об операциях, производимых фирмой; создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.