Информационные технологии в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:58, реферат

Краткое описание

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей. Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.

Оглавление

Введение
1. Информационные системы
1.1 Понятие информационной системы
1.1.1 Этапы развития информационных систем
1.1.2 Процессы в информационной системе
1.2 Примеры информационных систем
2. Информационные технологии
2.1 Понятие информационной технологии
2.1.1 Инструментарий информационной технологии
2.1.2 Составляющие информационной технологии
2.2 Этапы развития информационных технологий
2.2.1 Признак деления - вид задач и процессов обработки информации
2.2.2 Признак деления - проблемы, стоящие на пути информатизации общества
2.2.3 Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология
2.2.4 Признак деления - виды инструментария технологии
3. Виды информационных технологий
3.1 Информационные технологии обработки данных
3.1.1 Информационная технология управления
3.1.2 Информационная технология поддержки принятия решений
3.1.3 Информационная технология экспертных систем
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

итэ.docx

— 285.10 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационные  технологии 

 

2.1 Понятие информационной  технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов[5].

Под технологией материального  производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов  обработки, изготовления, изменения  состояния, свойств, формы сырья  или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние  материи в целях получения  материального продукта (рис.1.2).

Рис. 1.2 Информационная технология как  аналог технологии переработки материальных ресурсов 

 

Информация является одним из ценнейших  ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки  по аналогии с процессами переработки  материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо  следующее определение.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств  и методов сбора, обработки и  передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального  производства - выпуск продукции, удовлетворяющей  потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа  человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному  ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо  и для технологии переработки  информации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1 Инструментарий  информационной технологии

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических  средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии  и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение  этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим  отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных  программных продуктов для определенного  типа компьютера, технология работы в  котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных  продуктов для персонального  компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные  таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[6].

Как соотносятся информационная технология и информационная система.

Информационная технология тесно  связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учебнике определения  информационной технологии и системы  очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности  над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой  являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические  и программные средства связи  и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и  передачи информации. Информационная система представляет собой человеку - компьютерную систему обработки  информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной  на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о  процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог  успешной работы информационной системы. Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные  ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных  средствами компьютерной техники. Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала  по переработке информации на компьютере. Информационная система - человеку - компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию. 

 

2.1.2 Составляющие  информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические  понятия, как норма, норматив, технологический  процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и  в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия  в любой технологии, в том числе  и в информационной, всегда следует  начинать с определения цели. Затем  следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый  программный инструментарий[7].

2.2 Этапы развития  информационных технологий 

 

Существует несколько  точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления[8].

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального  компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

2.2.1 Признак деления  - вид задач и процессов обработки  информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка  данных в вычислительных центрах  в режиме коллективного пользования.  Основным направлением развития  информационной технологии являлась  автоматизация операционных рутинных  действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание  информационных технологий, направленных  на решение стратегических задач.

2.2.2 Признак деления  - проблемы, стоящие на пути информатизации  общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется  проблемой обработки больших  объемов данных в условиях  ограниченных возможностей аппаратных  средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается  с распространением ЭВМ серии  IBM/360, Проблема этого этапа - отставание  программного обеспечения от  уровня развития аппаратных средств.

3-й - этап (с начала 80-х гг.) - компьютер  становится инструментом непрофессионального  пользователя, а информационные  системы - средством поддержки  принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей  пользователя и создание соответствующего  интерфейса работы в компьютерной  среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание  современной технологии меж организационных  связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма  многочисленны. Наиболее существенными  из них являются:

выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

организация доступа к стратегической информации;

организация защиты и безопасности информации.

2.2.3 Признак деления  - преимущество, которое приносит  компьютерная технология

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется  довольно эффективной обработкой  информации при выполнении рутинных  операций с ориентацией на  централизованное коллективное  использование ресурсов вычислительных  центров. Основным критерием оценки  эффективности создаваемых информационных  систем была разница между  затраченными на разработку и  сэкономленными в результате  внедрения средствами. Основной  проблемой на этом этапе была  психологическая - плохое взаимодействие  пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан  с появлением персональных компьютеров.  Изменился подход к созданию  информационных систем - ориентация  смещается в сторону индивидуального  пользователя для поддержки принимаемых  им решений. Пользователь заинтересован  в проводимой разработке, налаживается  контакт с разработчиком, возникает  взаимопонимание обеих групп  специалистов. На этом этапе используется  как централизованная обработка  данных, характерная для первого  этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных  задач и работе с локальными  базами данных на рабочем месте  пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан  с понятием анализа стратегических  преимуществ в бизнесе и основан  на достижениях телекоммуникационной  технологии распределенной обработки  информации. Информационные системы  имеют своей целью не просто  увеличение эффективности обработки  данных и помощь управленцу. Соответствующие  информационные технологии должны  помочь организации выстоять  в конкурентной борьбе и получить  преимущество.

2.2.4 Признак деления  - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления  информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды информационных  технологий 

 

3.1 Информационные  технологии обработки данных

Информационная технология обработки  данных предназначена для решения  хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые  входные данные и известны алгоритмы  и другие стандартные процедуры  их обработки. Эта технология применяется  на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой  квалификации в целях автоматизации  некоторых рутинных постоянно повторяющихся  операций управленческою труда. Поэтому  внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно  повысит производительность труда  персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к  необходимости сокращения численности  работников[10]. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: обработка данных об операциях, производимых фирмой; создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Информация о работе Информационные технологии в экономике