Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Объект исследования - инфляция и антиинфляционная политика в целом.
Предмет исследования - инфляционные процессы и конкретные методы борьбы с ними в Республике Беларусь.
Цель работы: исследовать инфляцию как многоаспектное экономическое явление, а также изучить антиинфляционное регулирование, в том числе и в Республике Беларусь.
Исследования и разработки: изучены инфляционные процессы в Республике Беларусь за промежуток 1991-2010 гг., разработана диаграмма, отражающая динамику индекса потребительских цен в Республике Беларусь за январь-ноябрь 2020г.
Методы исследования: анализа, группировок, экономико-математические.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение…………………………………………………………………………....4
1 Инфляция как форма макроэкономической нестабильности………………....5
1.1 Сущность, причины и измерение инфляции………………………………....5
1.2 Типы инфляции……………………………………………………………....10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………………….15
2 Антиинфляционная политика………………………………………………….20
3 Инфляция в Республике Беларусь……………………………………………..26
3.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…….....26
3.2Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь………………..31
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………39
По прогнозу инфляция в 2009 г. не должна была превысить 11%, а по итогам года составила 10,3%, что подтверждает эффективность разработанного Плана антиинфляционных мер.
Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляционные последствия, то есть падение покупательской способности денежных доходов и соответственно снижение реальных доходов населения.
С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:
Так, в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Наряду с указанной статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» [11].
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры по:
Второй комплекс охватывает меры по:
Третий комплекс предусматривает меры по:
В соответствии с прогнозом, приведенным в указе Президента Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г.» рост индекса потребительских цен в 2011 г. составит 107,5-108,5%.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. главными задачами денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:
В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 %, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 – 8 % к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 г. прирост индекса потребительских цен не превысит 5 – 6 %.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что инфляционные процессы в Республики Беларусь происходили очень неравномерно. Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. На протяжении последующих лет денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе – на обеспечение снижения уровня инфляции. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране. Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Однако в 2007 году не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции. На протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, затронувшие и Беларусь: в республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Развитие инфляционной ситуации в среднесрочной перспективе будет зависеть от инфляционных процессов, протекающих в мире. Прежде всего это касается цен на энергоносители.
Управление
инфляцией будет эффективным, если бюджетно-налоговая
и денежно-кредитная политики будут скоординированы
и иметь во главе общую цель – обеспечение
экономического роста в стране и преодоление
инфляции. При этом
денежно-кредитная политика должна быть
направлена на эффективное управление
денежной массой, а бюджетно-налоговая
политика должна содействовать развитию
производства. Модель, взаимоувязывающая
денежно-кредитную и бюджетно-налоговую
политики, позволит создать стимул для
развития производства, насыщения внутреннего
рынка продукцией, сделать национальную
экономику более защищенной от колебаний
внешнеэкономической конъюнктуры и поможет
эффективно управлять инфляцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя
итоги исследованию проблемы инфляции,
можно сделать следующие
1.Инфляция есть результат нарушения ранее достигнутой в национальной экономике натурально-стоимостной сбалансированности. Выявить причины инфляции можно, рассматривая ее как сложный многофакторный процесс. Инфляция спроса возникает как результат увеличения совокупного спроса. Это может произойти по монетарным и немонетарным причинам. Инфляция издержек возникает тогда, когда происходит рост издержек производства, независимый от увеличения совокупного спроса. Инфляция издержек может принимать следующие формы: инфляция из-за роста заработной платы, из-за увеличения доли прибыли в ценах, инфляция вследствие роста импортных цен, инфляция, вызванная ростом налогов или вытекающая из снижения потенциального объема производства. Взаимодействие инфляции спроса и инфляции предложения образует инфляционную спираль.
2.В экономической литературе представлено множество классификаций инфляции. В зависимости от интенсивности инфляционных процессов различают ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. По форме проявления инфляция может быть открытой и подавленной. Выделяют прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию. Первая учитывается в ожидании людей, поэтому к ней можно подготовиться, вторая лишает людей этой возможности.
3.Инфляция перераспределяет доходы от экономически слабых к экономически сильным. Происходит снижение реальных доходов тех людей, чьи денежные расходы растут медленнее, чем цены. Вследствие этого потери несут социальные группы, которые получают фиксированные денежные доходы (бюджетники, пенсионеры, студенты). В период неожиданной инфляции увеличивается благосостояние заемщиков, расплачивающихся обесцененными деньгами, а благосостояние кредиторов по этой же причине уменьшается. Последствия прогнозируемой инфляции проявляются в издержках «стоптанных башмаков» (в условиях инфляции среднее количество денег на руках становится меньше и человеку приходится чаще ходить в банк и снимать деньги), «издержках меню» (изменение цен стоит денег, что особенно ощутимо для ресторанов, кафе, магазинов, которым необходимо корректировать цены), снижении экономической эффективности, нарушении принципов налогообложения. Инфляция оказывает влияние на реальную величину налогового бремени из-за наличия временных лагов во взимании налогов. Налоговые обязательства начисляются обычно за определенный момент, а уплата осуществляется позже, когда налоговые поступления успевают обесцениваться, уменьшая налоговое бремя. Это явление обозначается термином «эффект Оливера-Танзи» . К негативным последствиям «жизни при инфляции» относится особый инфляционный налог, который не установлен законодательно. Он представляет собой издержки, которые несут владельцы денежных средств (денег и депозитов) в результате снижения реальной стоимости денежных остатков. Инфляция порождает неопределенность в деловом сообществе и в результате приводит к снижению инвестиций. Инфляция имеет тенденцию приводить к проблемам в платежном балансе и/или падению валютного курса. Издержки инфляции могут быть очень большими, особенно в случае гиперинфляции. Гиперинфляция может подорвать денежно-кредитную систему страны и привести к значительному спаду реального объема выпуска продукции.
4.Антиинфляционная политика - макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции. Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Антиинфляционная стратегия включает цели и меры долговременного характера. Антиинфляционная тактика дает результаты, которые становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
5.Существуют две основные стратегии снижения темпов инфляции. Метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Метод постепенного снижения темпов роста денежной массы (метод градуирования) позволяет избежать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.
6.Инфляционные процессы в Республики Беларусь происходили очень неравномерно. Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. На протяжении последующих лет денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе – на обеспечение снижения уровня инфляции. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране. Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Однако в 2007 году не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции. На протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, затронувшие и Беларусь: в республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Развитие инфляционной ситуации в среднесрочной перспективе будет зависеть от инфляционных процессов, протекающих в мире. Прежде всего это касается цен на энергоносители.
7.Антиинфляционные
меры в Республике Беларусь реализуются
в правительственных программах и прогнозах.
Руководством страны ежегодно утверждаются
Основные направления денежно-кредитной
политики, реализуемые Национальным банком
страны. В них определяются целевые параметры
курса рубля, роста эмиссии и денежной
массы, прироста чистого рублевого внутреннего
кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной
реализации. Это — ключевые монетарные
факторы антиинфляционной политики. В
ежегодных Прогнозах социально-экономического
развития Республики Беларусь содержится
комплекс мер антиинфляционного характера
в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой
сфере, ценообразовании и других сферах.
Эти меры предусматривают системное решение
проблем снижения уровня инфляции, достижение
целевых параметров по динамике индекса
потребительских цен. Управление инфляцией
будет эффективным, если бюджетно-налоговая
и денежно-кредитная политики будут скоординированы
и иметь во главе общую цель - обеспечение экономического
роста в стране и преодоление инфляции.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства