Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - инфляция и антиинфляционная политика в целом.
Предмет исследования - инфляционные процессы и конкретные методы борьбы с ними в Республике Беларусь.
Цель работы: исследовать инфляцию как многоаспектное экономическое явление, а также изучить антиинфляционное регулирование, в том числе и в Республике Беларусь.
Исследования и разработки: изучены инфляционные процессы в Республике Беларусь за промежуток 1991-2010 гг., разработана диаграмма, отражающая динамику индекса потребительских цен в Республике Беларусь за январь-ноябрь 2020г.
Методы исследования: анализа, группировок, экономико-математические.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....4
1 Инфляция как форма макроэкономической нестабильности………………....5
1.1 Сущность, причины и измерение инфляции………………………………....5
1.2 Типы инфляции……………………………………………………………....10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………………….15
2 Антиинфляционная политика………………………………………………….20
3 Инфляция в Республике Беларусь……………………………………………..26
3.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…….....26
3.2Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь………………..31
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………39

Файлы: 1 файл

вместе.docx

— 250.88 Кб (Скачать)

      Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

      Третий  антиинфляционный инструмент — операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая — увеличивает. Отметим, что два первых регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования), относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

      В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

      Политика  доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. К антиинфляционным мерам относятся:

  1. длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, часто производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, то есть через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира;
  2. добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, то есть на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашении или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

     Политика  валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями являются:

  1. гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
  2. создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
  3. ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
  4. введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
  5. стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
  6. по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов  снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

     Фиксацию  валютного курса как основную антиинфляционную меру применяли (с различным успехом) многие страны: в 1980г. – Чили, в 1986г.–  Боливия и Бразилия; в 1991 г. — Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной, плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

      Направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки успеха любых антиинфляционных действий:

  • приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом и популистскими обещаниями обществу;
  • потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как получающим выгоды от инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;
  • помощь международных финансовых организаций или наличие договоренности о реструктуризации существующего долга с кредиторами;
  • относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;
  • доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
  • обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений;
  • использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;
  • умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики;
  • психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией.

      Если  такой перелом еще не наступил и большинство экономических  субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Ее преждевременно начинать и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. В этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции [27, с.132-134].

      Все сказанное позволяет сделать  вывод, что антиинфляционная политика является важной и необходимой частью экономической политики государства, поскольку в современной рыночной экономике инфляция неизбежна; поэтому  целью проведения антиинфляционной политики государства является снижение темпов инфляции до приемлемых размеров, а также управление инфляционными  процессами во избежание негативных последствий и скатывания к гиперинфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3Инфляция  в Республике Беларусь 

3.1Особенности   инфляционных  процессов в Республике Беларусь 
 

     Инфляционные процессы в Республике Беларусь происходили весьма неравномерно (сведения представлены в таблице), поэтому можно проследить их динамику в рамках нескольких периодов. 

Таблица  – Динамика индекса  потребительских  цен  (к декабрю  предыдущего года,  в процентах)

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
ИПЦ, % 247,5 1659,1 2096,6 2059,9 344,0 139,3 163,1 281,7 351,2
 

Окончание таблицы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,3

     Примечание - Источник: собственная разработка на основе [13]. 

     1991-1994гг. – самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской  денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более в 64 тысячи раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20-25дол. США [31, с.582].

     Исследование  феномена инфляции в белорусской  экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:

  • кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;
  • монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
  • режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
  • «импортируемая», прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень цен» [21, с.72].

     Ноябрь 1994-1996 гг. в результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996г.— до 39,3%. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок.

     Однако  в конце периода произошел  отход от завоеванных позиций, усилились  элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999гг.

     1997-1999 гг.- высокая инфляция, которая имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и агропромышленного комплекса, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

     Вместе  с административным сдерживанием цен  это привело к образованию  инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 351,2 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %.

     2000-2005 гг. происходит переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дает свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имеет место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,1 %, в 2002 г. — 134,8%, в 2003 г. — 125,4%, в 2004 г. — 114,4%, в 2005 г. - 108%. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне [31, с.583-584].

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства