Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - инфляция и антиинфляционная политика в целом.
Предмет исследования - инфляционные процессы и конкретные методы борьбы с ними в Республике Беларусь.
Цель работы: исследовать инфляцию как многоаспектное экономическое явление, а также изучить антиинфляционное регулирование, в том числе и в Республике Беларусь.
Исследования и разработки: изучены инфляционные процессы в Республике Беларусь за промежуток 1991-2010 гг., разработана диаграмма, отражающая динамику индекса потребительских цен в Республике Беларусь за январь-ноябрь 2020г.
Методы исследования: анализа, группировок, экономико-математические.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....4
1 Инфляция как форма макроэкономической нестабильности………………....5
1.1 Сущность, причины и измерение инфляции………………………………....5
1.2 Типы инфляции……………………………………………………………....10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………………….15
2 Антиинфляционная политика………………………………………………….20
3 Инфляция в Республике Беларусь……………………………………………..26
3.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…….....26
3.2Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь………………..31
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………39

Файлы: 1 файл

вместе.docx

— 250.88 Кб (Скачать)

     Разбивка  на периоды обусловлена существенными  различиями темпов инфляции на протяжении 1990-2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов:

     1.С начала реформ и до середины 1993 г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей. Другим важным фактором возникновения инфляции были огромные, бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.

     2.Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и так далее. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.

     3.1997-1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

     4.С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться инфляцией издержек (примерно на 75%), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001г. составил всего лишь 8,2% против 15,2% в 1999г. и 22,1% - в 1992г., то есть отмечалось функционирование затратной экономики [21, с.72].

     На  протяжении последующих лет денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе – на обеспечение снижения уровня инфляции. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране.

     Таким образом, начиная с 2001 года экономика  нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Если в 2001 году уровень инфляции по индексу потребительских цен составлял 46,1 %,то в 2006 – 6,6% .

     Однако  в 2007 году в связи с резким удорожанием  завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную  тенденцию снижения инфляции.  В целом за год темпы инфляции составили 12,1%. Основной инфляционный прирост произошел за счет продовольственных товаров - цены на них возросли на 15,9%. Удорожание продовольственных товаров происходило под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним следует отнести общую тенденцию повышения мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, а также неурожай некоторых сельскохозяйственных культур в странах, откуда традиционно импортируется в Беларусь данная продукция. Внутренними факторами, оказавшими влияние на ценовую ситуацию на рынке продовольствия, являются, во-первых, относительное снижение темпов роста объемов производства животноводческой продукции. Во-вторых, сдерживанием цен на сельскохозяйственную продукцию и на продовольственном рынке в предыдущие периоды были нарушены внутренние и внешние ценовые пропорции, в результате чего необходимо было приводить их в соответствие путем значительной корректировки цен производителей сельскохозяйственной продукции и цен на продовольственные товары [1, с.69].

     На  протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, в той или иной степени затронувшие большинство государств мира, включая и Беларусь: в республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция.

     Индекс  потребительских цен в 2008 г. превысил прогнозное значение и составил по итогам года 113,3% (или 1,1% в среднем за месяц при установленном предельном уровне 0,5%). 60% в структуре прироста индекса приходится на продовольственные товары, 15% - на непродовольственные товары, 25% - на услуги. Главной причиной увеличения инфляции стали внешние факторы. В течение года на мировых рынках существенно выросли цены на энергоносители, материальные сырьевые ресурсы, продовольствие и другие товары [10].

     В 2009 г. индекс потребительских цен составил по итогам года 110,1%. Рост цен произошел в основном из-за девальвации рубля, повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и изменения цен на импортируемые энергоносители.

     В феврале 2009 г. основные мобильные  операторы («Велком» и МТС) увеличили стоимость своих услуг на 18%. Они объясняли это повышение двадцатипроцентной девальвацией белорусского рубля. Однако Министерство экономики  направило этим операторам письма с просьбой вернуться к прежним тарифам. [38].

     В целом за 2008-2009 гг. цены производителей промышленной продукции выросли на 29,6% по сравнению с 2007 г., в том числе цены на товары производственного назначения - на 32,3%, потребительские товары – на 25,2%. В большей степени выросли цены в таких отраслях, как электроэнергетика (51,7% за два года), медицинская промышленность (44,6%), промышленность строительных материалов (44,4%) и черная металлургия (41,7%). 

     Потребительские цены в Беларуси за 2008-2009 гг. выросли на 24,7% по сравнению с декабрем 2007 г., в том числе на продовольственные товары - на 26,8%, непродовольственные – на 17,6% и на услуги - на 30%. Подорожание в сфере услуг обусловлено в первую очередь ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства – 49,5% за два года. Водоснабжение подорожало за указанный период на 44,5%, газоснабжение - на 96,2% [12, c.57].

     На 2010 год уровень инфляции запланирован в пределах 8-10%.

     Изменение индекса потребительских цен  за январь-ноябрь 2010 г. представлено на рисунке 3.1. 

 

Рисунок 3.1 – Динамика индекса  потребительских  цен (к предыдущему  периоду, в процентах)

     Примечание - Источник: собственная разработка на основе [34]. 

В первом полугодии 2010 года уровень инфляции составил 4,1%, что в 1,8 раза ниже, чем  за аналогичный период прошлого года [16].

     Данный  уровень соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, за первое полугодие 2010 г. потребительские  цены в России выросли на 4,4 %, в Украине - на 3,3 %, в Казахстане – на 4,4 % [2, c.5].

     Цены  на потребительские товары и услуги в августе 2010 г. в Беларуси выросли  на 0,6%. В июле месячная инфляция составила 0,3%, таким образом, темп роста в  августе по сравнению с июлем  удвоился. Еще более заметен рост цен в годовом исчислении. Если в июле годовая инфляция (июль 2010 к июлю 2009) составила 6,8%, то уже в  августе 2010г. цены по отношению к  августу 2009 г. выросли на 7,7%.

     Такой резкий скачок объясняется прежде всего  тем, что в августе прошлого года наблюдалось сезонное снижение цен. Цены тогда за месяц снизились  на 0,2% [23, c.4].

     Потребительские цены в Беларуси за сентябрь увеличились на 1,6% по сравнению с августом 2010 г. В наибольшей степени выросли цены на продовольственные товары – на 2,2% в месячном выражении и на 7,6% с начала года. Среди них, в свою очередь, лидерами оказались овощи (24% роста за месяц и 40,7% за год), крупы (17,7% за месяц и 26,8% за год) и картофель (12,1% за месяц и 46,2% за год). К этому привели внешние причины, так как внутренний рынок по большинству подобных товаров в Беларуси насыщен. Картошка оказалась абсолютным лидером увеличения цены в годовом выражении [15].

     Потребительские цены в Беларуси в октябре 2010 года выросли на 1,1% в месячном и 9,7% в годовом выражении. В наибольшей степени подорожали продукты питания – на 2,2% за месяц и на 14% в годовом выражении. Лидером по росту цен среди продуктов оказались овощи, подорожавшие в октябре на 23,5%. В годовом выражении их цена выросла на 46,4%.

     Непродовольственные товары в октябре подорожали всего  на 0,4% в месячном выражении и 7,2% - в годовом. В наибольшей степени за год выросла цена на бензин – 17%, хотя в октябре она не изменилась.

     Цены  и тарифы на платные услуги в октябре  выросли в наименьшей степени - всего на 0,1% за месяц и 5,6% за год. Сильнее всего в октябре поднялась плата за посещение театров – на 3,6% за месяц и 18,6% за год. Услуги жилищно-коммунального хозяйства даже подешевели - на 0,3% в годовом выражении [33].

     Индекс  потребительских цен на товары и  услуги в ноябре 2010 года по сравнению  с октябрем 2010 года составил в Беларуси 100,9%.  В целом, инфляция в Беларуси с начала года составила 8,9%[17]. 
 

3.2 Антиинфляционное  регулирование в  Республике Беларусь 
 

     Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991-1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и так далее — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики [21, с.72].

     В период с 1995 г. по 2000 г. для ограничения  темпов роста цен в экономике  страны Национальный банк использовал  преимущественно ориентиры, связанные  с приростом денежной массы, включая  ориентиры по совокупной денежной массе  и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему  кредиту и его составляющим. Это  было обусловлено тем, что для  преодоления негативных последствий  преобразований, характерных для  большинства стран с переходными  экономиками на начальных стадиях  трансформационного процесса, в Республике Беларусь применялись директивные  методы распределения ресурсов в  экономике и использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства  Республики Беларусь и экономики  страны в целом. Это стало одним  из основных факторов избыточного роста  денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции.

     Однако  меры, направленные на ограничение  денежного предложения, исчерпали  себя, и начиная с 2001 г. антиинфляционная политика проводится с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры  роста таких показателей, как  денежная масса и ее агрегаты,  денежная база, внутренний кредит и  его элементы.

     Особенностью  системы целевых ориентиров в 2005-2006 гг. стало придание инфляции статуса  приоритетного ориентира денежно-кредитной  политики при одновременном использовании  целевых параметров по обменному  курсу и денежной массе. В данном случае Национальный банк в качестве основной краткосрочной цели денежно-кредитной  политики определяет снижение инфляции. Для достижения этой цели используются ориентиры по обменному курсу, денежной массе и другие денежно-кредитные  и макроэкономические показатели [22, c.25-27].

     В 2009 г. Министерством экономики совместно  с заинтересованными ведомствами  был подготовлен и правительством республики утвержден План антиинфляционных мер, направленный на стабилизацию ценовой  ситуации, предупреждение необоснованного  роста потребительских цен, обеспечение  выхода в 2009 г. на прогнозный параметр инфляции. Для этого предусматривалось  реализовать комплекс мер в области  денежно-кредитной, ценовой, антимонопольной  политики по снижению издержек производства, увеличению объема потребительских  товаров и услуг и насыщению  потребительского рынка. Все предпринимаемые  усилия  в области ценовой политики были призваны в первую очередь предупредить необоснованный рост цен и тарифов. В этих целях осуществлялся еженедельный мониторинг их уровня [8, c.70].

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства