Имидж СМИ и экономический эффект грамотной маркетинговой политики издания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда хорошо изученные законы спроса и предложения регулируют всё происходящее на информационном рынке, вряд ли стоит подтверждать очевидный тезис, что без эффективной экономической модели редакция периодического печатного издания, созданного для извлечения доходов, обойтись не сможет. Старый, хорошо узнаваемый читателями бренд не всегда гарантирует высокий тираж и устойчивый спрос со стороны читательской аудитории. Многочисленные примеры утративших свою популярность известных изданий показывают, что бренд с историей - капитал, который можно легко растратить, не поддерживая его силу грамотной маркетинговой политикой. Не менее важным является маркетинг для изданий новых, только выводимых на информационный рынок.

Оглавление

Введение………………………………….………………………3
Глава 1. Имидж - неотъемлемая часть маркетинговой политики.
1.1 Основы стратегического управления……………………4
1.2 Имидж в маркетинговой политике………………………8
1.3 Имидж СМИ…………………………………………….... .13
Глава 2 Экономический эффект маркетинга СМИ.
2.1 Медиабизнес……………………………………………..…18
2.2 Экономический эффект грамотной маркетинговой политики периодического издания………………………….21
Заключение…………………………………………….……..27
Библиография………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая Экономика и менеджмент финал.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

По  сравнению с внутренним, внешний  имидж изменить куда проще. Внутренний имидж, напротив, труднее поддается корректировке, но он значительно более важен для репутации и успешной деятельности. Преданность сотрудников и энтузиазм по отношению к делу - сердцевина внутреннего имиджа.

Исходя  из сказанного: внутренний имидж - это  имидж глазами сотрудников. Проще говоря, негативный внутренний имидж означает неизбежную потерю и утрату репутации. Даже самые известные компании берегут свой внутренний имидж и стараются поддерживать моральный настрой работников.

Работа  по созданию положительного имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстстному. В создании положительного образа не последнее место занимают современные PR-технологии.

1.3. Имидж СМИ.

Изменения ситуации на информационном рынке ставят редакционного менеджера перед необходимостью быстрого реагирования на них, используя данные маркетинга, изучения состояния целевой аудитории и ее реакции на имидж его периодического издания.

Образ газеты, телерадиопрограммы, информационного вестника, устойчивое представление, которое складывается у пользователя их информацией о периодическом издании - его характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках и чертах. В какой-то мере оно сходно с привычным для нас понятием «лицо» газеты или другого издания, которое давало представление не только об его внешнем облике, но и о содержательных особенностях. Имидж периодического издания формируется в течение достаточно длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании издания, в расширении и укреплении его целевой аудитории. Газета «Известия» привлекает читателей своим устоявшимся имиджем высокопрофессионального объективного качественного издания. У «Московского комсомольца» - иной, но столь же прочный имидж газеты, падкой на дешевые сенсации, не заботящейся о правдивости своей информации. Но этот имидж привлекает к ней обширную аудиторию невзыскательных читателей.

Для формирования определенного имиджа газеты или  программы важны все их характеристики, все стороны. Определенную роль играет и человеческий фактор - известность, популярность, своеобразный личный имидж журналистов, выступающих на страницах печатного издания или в эфире. Популярность телепрограммы «Герой дня» на канале НТВ в немалой степени была связана с личным имиджем ведущей этой программы С. Сорокиной. Так же, как газета «Известия» привлекала многих читателей именами своих международных обозревателем А.Бовина и С. Кондрашова.

Будущий имидж  издания закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности. Если, например, деловое издание - газета или телепрограмма - не будет регулярно публиковать под соответствующими рубриками статистические данные: котировку валют, информацию о состоянии товарных рынков и т. п., его имидж лишь оттолкнет большую часть аудитории, на которую оно были рассчитано. Не меньшее значение имеет и соотношение между новостями и аналитическими, проблемными выступлениями издания. Имиджи вечерних и утренних газет различаются в частности тем, что в "вечерках" всегда преобладают небольшие новостные материалы.

В какой-то мере имидж  издания зависит и от организации его материалов, их подачи на полосах и в эфире. Сумбур, беспорядок в организации материалов мешает пользователю информации, затрудняет нахождение того, что отвечает его интересам. Не находя этого, он отбросит газету или выключит телевизор. Лишь организовав информацию в соответствии с композиционной моделью издания, систематизировав ее, выделив главное и выстроив материалы в известном читателю или телезрителю и привычном для них порядке, можно рассчитывать на их внимание.

На информационном рынке  иногда используют и другой, более широкий термин - бренд (от англ. brand - фирменная марка, сорт), объединяющий понятия имиджа периодического издания и его торговой марки. В понятие бренда входят характеристики типа издания, его уровня и качественности, нацеленности на определенную аудиторию.

Каждый товар имеет на рынке  свой товарный знак - слово, символ или  знак, которые связаны для покупателя с определенной продукцией и производящей ее или продающей фирмой. Для периодического издания, представленного как товар на информационном рынке, таким товарным знаком является его название. Это фирменное имя издания, представляющее его учредителей и редакцию или компанию. Телезритель или радиослушатель ищет нужное ему название в недельной или месячной программе передач. Читатель - покупатель газеты называет ее название киоскеру или вписывает это название в подписную квитанцию. А постоянный читатель газеты привыкает к ее названию и моментально узнает его среди названий десятков других периодических изданий.

Другое - неформальное требование, выполнение которого имеет в рыночных условиях существенное значение. Издание, претендующее на свою информационную нишу, должно получить свое, особое смысловое название. Оно сразу же покажет, на какую аудиторию направлено это издание и, какую информацию ей предоставит. Когда читатель берет в руки газету «Коммерсантъ-daily» или журнал «Деньги», он понимает, что они предназначены для бизнесменов, предпринимателей. Так же как телезритель, включающий программу «Зеркало» или «Итоги», знает, что ему сообщат оперативную информацию о последних событиях в стране и мире. Поэтому и подавляющее большинство старых изданий, приспосабливаясь к новой ситуации, поменяли или изменили свои названия.

Однако некоторые из них, например, «Советская Россия», «Комсомольская правда» или «Московский комсомолец»  предпочли свои названия не трогать. И Россия уже не советская, и комсомола уже давно нет, а названия их остались неизменными. Руководители этих изданий руководствовались разными причинами. В одном случае, старое название сохраняют как выражение определенных политических и идеологических позиций, от которых не желают отказаться руководители, журналисты газеты и ее читатели. В другом случае, ситуация объясняется учетом рыночной психологии. Название издания, мы знаем, - его фирменное имя. И если фирма - редакция газеты в течение десятилетий сумела создать себе имя, известное сотням тысяч и даже миллионам привязанным к ней читателей, то отказ от старого имени может в подобной ситуации привести к катастрофе. Потому что новое название газеты означает для многих читателей ее смерть и появление на ее месте нового издания. И никакие разъяснения и предуведомления редакции не смогут преодолеть психологический шок многих, если не большинства читателей этого издания.

Сейчас на рынке периодических  изданий и на газетных и журнальных страницах широко используются фирменные знаки - своеобразные символы, торговые марки различных печатных изданий. Чаще всего это аббревиатуры - буквенные сокращения их названий: КП - Комсомольская правда, МН - Московские новости, ЛГ - Литературная газета, ОГ - Общая газета и т. п. Иногда фирменным знаком издания становится какая-либо одна литера, придающая его названию особое отличие. Например: Ъ - твердый знак в окончании старого, дореволюционного написания слова «коммерсантъ» стал символом, фирменным знаком известного делового издания.

Значение фирменного знака учитывают и на телевидении  и радио. Крупные вещательные  телерадиокомпании и каналы используют их, оповещая зрителей или слушателей о начале своих передач и программ. Изобразительные заставки на телевидении или звуковые заставки на радио - сигналы, привлекающие внимание аудитории. Символы - как у компании ТВ-Центр, цифра 1 - у компании ОРТ, аббревиатуры - у компаний РТР и НТВ, литера «К» - у канала «Культура» и другие фирменные знаки успешно используются, помогая поддерживать связи телевидения и радио с их аудиторией.

Найти точное и выразительное  название изданию - газете, телерадиопрограмме - его фирменное имя, и его фирменный знак - сокращение, символический рисунок, заставку - значит помочь ему укрепить свои позиции на рынке, проложить дополнительные пути к пользователям его информацией.

И дизайн периодического издания в немалой степени влияет на его конкурентоспособность.

Подобно тому, как покупатель, выбирая товар на рынке, обращает внимание на его упаковку, часто, судя по ней о качествах товара, потенциальный читатель, решая вопрос, какую газету ему купить в киоске или выписать на почте, оценивает достоинства и недостатки его дизайна. И подобно тому, как бледная неаккуратная упаковка может помешать покупателю остановить свой выбор на новом высококачественном товаре, серая невыразительная «упаковка» газеты - неумелая верстка, мелкие заголовки публикаций и отсутствие ярких иллюстраций - способна оттолкнуть возможного подписчика и побудить его выбрать другое издание.

Дизайн периодического издания зависит от трех факторов:

- от профессионального  уровня и вкуса журналистов,  занимающихся версткой и оформлением издания;

- от материальной базы  редакции, ее оформительских, полиграфических возможностей;

- от графической модели  издания.

Графическое моделирование  обеспечивает постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя облика, предотвращает субъективизм и вкусовщину.

Дизайн очень важен  для печатного периодического издания.

Очень большое значение имеет начало выпуска периодического издания - первая страница газетного или журнального номера. Не случайно первую газетную страницу называют витриной номера. Действительно, она должна подать номер читателю «лицом», дать ему представление о всем богатстве его содержания, раздразнить его любопытство и в конце концов побудить познакомиться хотя бы с некоторыми его публикациями. Первая страница помогает читателю найти то, что его интересует и что даст ответы на волнующие его вопросы. Газетная практика подсказывает несколько вариантов формирования и оформления первой страницы, каждый из которых в какой-то мере отвечает предъявляемым к ней требованиям.

Для всех этих вариантов  характерна постановка на первой странице - в какой-либо ее части - крупного яркого актуального фотокадра или блока фотоиллюстраций. Ведь эта страница должна визуально привлекать внимание потенциального читателя - и не только названием газеты. Иногда такая фотоиллюстрация - репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и др. - занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовкой, лозунгом или «цитатой дня» из выступления какого-нибудь политического деятеля или литературного источника. По этому варианту оформляется, например, первая страница еженедельника «Московские новости».

Можно найти множество  других вариантов оформления первой страницы номера. Но любому из них предъявляют несколько общих требований. Первая страница должна привлекать внимание читателя. Достижению той же цели служат и некоторые другие элементы номера печатного издания. В частности - колонтитулы. Такой колонтитул - строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы - устанавливают наверху каждой полосы или - в другом варианте - в нижнем внешнем ее углу, помогая читателям находить то, что их интересует.

Ошибки в содержании и оформлении выходных сведений издания могут привести к неожиданным потерям рекламы, объявлений и воспрепятствовать увеличению тиража издания. В этих сведениях полагается указывать его учредителя, главного редактора, состав редколлегии, адрес и телефоны редакции, регистрационный номер газеты или журнала, их тираж, типографию, где он печатается, и ее адрес, подписной индекс издания. Иногда здесь же указывают время сдачи материалов номера в печать и его соответствие графику выпуска. Все чаще в выходные сведения включают телефоны коммерческих структур редакции, в частности отделов рекламы, объявлений, распространения, экспедиции. Указание этих телефонов помогает рекламодателям, распространителям издания и желающим подписаться на него в редакции.

С совершенствованием полиграфической  техники перед специалистом, занимающимся оформлением периодического издания (нередко его называют дизайнером, арт-директором и т. п.) открываются новые возможности. Опыт первых многоцветных российских изданий – «Общей газеты», «Новых Известий» и др. - показывает, что они получают преимущества перед другими - черно-белыми изданиями. Они привлекают к себе большее внимание, их конкурентоспособность повышается, особенно на первых порах. Вместе с тем, переход к многоцветному изданию ставит перед его руководителями, в частности перед редакционным менеджером, ряд непростых проблем. Некоторые имеют экономический характер: расходы на выпуск многоцветной газеты или журнала существенно возрастают. Кроме того, оказалось, что многокрасочное оформление требует повышения уровня содержания газеты. Без этого теряется эффект многоцветности, она может лишь выделять убогость содержания публикаций. Выяснилось также, что злоупотребление дополнительными цветами легко приводит к пестроте в оформлении, мешает выделению и восприятию главного. Поэтому перевод издания на многоцветность требует серьезной подготовки, тщательного просчета всех его последствий - организационных, творческих и экономических.

Глава 2 Экономический  эффект маркетинга СМИ.

2.1Медиабизнес.

Медиабизнес - предпринимательская деятельность в сфере средств массовой информации.[17]Как и в любом другом бизнесе, в медиабизнесе можно добиться успеха лишь при одном условии. Лишь обладая знаниями, умениями и талантами – обеспечив высокопрофессиональный уровень своей деятельности. Информационный рынок не прощает нарушения его законов, экономической безграмотности, грубых ошибок. Это тоже подтверждают цифры: ежегодно значительная часть новых периодических изданий заканчивает свой путь крахом. Некоторые из них в лучшем случае переходят в собственность к новым владельцам, но чаше бесследно исчезают после банкротства.

Информация о работе Имидж СМИ и экономический эффект грамотной маркетинговой политики издания