Холдинговые структуры в российской промышленности: классификация и основные тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.
Анализ работ свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения исследователей, и начало ее исследования можно соотнести с первым этапом их образования в российских условиях.

Оглавление

Введение
Понятие холдинга и холдинговых отношений
Классификация холдингов
Особенности образования и развития холдинговых компаний в России и за рубежом
История развития холдингов в зарубежных странах
Особенности развития холдинговых компаний в России
Перспективы развития
Развитие ФПГ и холдингов в России
Тенденции развития холдинговых структур
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Экономика отраслевых рынковк.р..doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в российском законодательстве не существует определенного понятия  холдинга. Между тем, данные интегрированные  структуры в настоящее время  получили достаточно широкое распространение. При этом, можно выделить различные  виды холдингов на основе различных  показателей, выполняемых функций, отраслевой принадлежности и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности образования и развития холдинговых компаний в России и за рубежом

 

3.1. История развития холдингов в зарубежных странах

Первые холдинговые  компании (холдинговая или держательская - от английского слова to hold - держать) появились в США в конце XIX в. как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа организации холдинговых компаний была создана в 1889 г., когда в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном смысле данного термина.

Организация трестов, ставших крупными монопольными корпорациями, при помощи холдинговой структуры  позволяла предпринимателям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 г. многие тресты в США были преобразованы в холдинговые компании. Бурное формирование холдинговых компаний было вызвано также стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, приобретения финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных корпораций. Новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 г. из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми  холдингами  и 395 смешанными  холдингами.

В настоящее  время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют  холдинговую структуру. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения называются «холдингами». В континентальном законодательстве Германии они получили наименование связанных предприятий, к числу которых относятся, в частности, концерны. Во Франции связанные отношениями экономической зависимости и контроля юридические лица именуются группами товариществ.

Во многих развитых странах  холдинги распространены, в том числе в форме государственных  организаций. В Италии, например, это  крупнейшие государственные  холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого  топлива (ЭНИ), Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). Примечательно, что ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира. Право большинства капиталистических государств признало наличие группы лиц, о чем свидетельствует принятие 13 июня 1983 г. седьмой Директивы ЕС, обязывающей основное предприятие группы составлять консолидированные счета. Причиной принятия Директивы послужило растущее беспокойство Сообщества за злоупотребления со стороны крупных компаний, которые в погоне за налоговыми и прочими льготами манипулировали существующим законодательством и в зависимости от конкретной ситуации с помощью различного рода притворных сделок фиксировали либо не фиксировали юридически наличие отношений субординации между членами группы. Седьмая Директива ЕС по праву компаний содержит весьма широкий перечень критериев, характеризующих взаимоотношения компаний в группе, разделив их по степени важности на обязательные и факультативные.

Сущность группы заключается в том, что это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права. В результате можно с успехом обладать контролем без бремени собственности, господством - без хозяйственных рисков. Группа имеет существенные преимущества перед другими способами концентрации капитала, например, по сравнению с поглощениями, слияниями юридических лиц. Создание зависимой дочерней компании, как правило, не требует длительных и дорогостоящих формальностей. Но самое главное - зависимое общество рассматривается как самостоятельный субъект права.

В целом, можно  сделать вывод, что в зарубежных странах ввиду естественного  развития рыночной экономики формирование холдингов началось значительно  раньше, чем в России и в настоящее  время их функционирование имеет вполне сформировавшуюся законодательную основу.

 

 

3.2. Особенности развития холдинговых компаний в России

В России возможность  создания холдинговых структур впервые  была закреплена в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. Холдинги могли организовываться на базе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Холдинговые компании, создаваемые в рамках приватизационного законодательства, были попыткой сохранить технологические и кооперационные связи, существовавшие в крупных производственно-хозяйственных комплекса.

Корпорации  холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера. Помимо топливно-энергетического комплекса в этот период возникло около 100 холдинговых компаний с участием государства («Связьинвест», «Рослеспром», «Российская металлургия», «Российская электроника» и др.).

Отличительной чертой всех этих структур было то, что проблема корпоративного управления формально не являлась для них первоочередной, поскольку они и создавались государством специально для контроля над деятельностью подчиненных или интегрированных в них предприятий при определении на федеральном уровне порядка представительства государства в их руководящих органах.

Таким образом, большинство  холдинговых компаний в России изначально возникли как форма разгосударствления крупных объединений и предприятий  и способ реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных управленческих структур.

Правовой основой образования  холдинговых компаний в процессе приватизации являлось Временное положение  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных  предприятий в акционерные общества, закрепившее понятие, порядок создания, ограничения на создание холдинговых компаний, правовой статус финансовых холдинговых компаний. Положение распространяет свое действие только на те холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания, превышала 25%.

Рассматриваемое Положение, носило временный характер, и должно было быть заменено другим, более фундаментальным и юридически проработанным нормативным актом. Однако до сих пор этого не произошло и нормы Положения, являющегося, по сути, единственным нормативным документом, в котором предпринята попытка системного регулирования создания и деятельности холдинговых компаний в России, справедливо подвергаются жесткой критике.

Не смотря на законодательную неурегулированность функционирования холдингов, после кризиса 1998 г. и стабилизации экономики (до современного финансового кризиса) число холдинговых компаний значительно увеличилось. В качестве примера можно привести покупку российской компанией «ЛУКОЙЛ» нефтяной компании «КомиТЭК», которая уже не могла конкурировать с такими гигантами российской «нефтянки», как тот же «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» или «Сургутнефтегаз». Несколько крупных холдингов было создано и в металлургии. Это прежде всего «РАО «Норильский никель», в состав которого входит ряд производств, выпускающих продукцию, начиная от меди и заканчивая палладием. В 1999 году на базе комбината «Уралэлектромедь» создана «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), в состав которой вошли производства, занятые от добычи руды до изготовления рафинированной меди и изделий из нее. В состав вертикально-интегрированной структуры «Северсталь» вошли три горнообогатительных комбината, а также сталепрокатный комбинат.

Надо  отметить, что формирование большинства крупных  российских вертикально-интегрированных  объединений происходит в основном в экспортоориентированных  отраслях. Это продиктовано значительно возросшей  конкуренцией на мировых  рынках в таких  отраслях, как нефтегазовая, металлургическая, а  также в связанных  с ними производствах.

Вертикально интегрированный  холдинг  к настоящему моменту  стал одной  из самых популярных форм организации  структуры в реальном секторе. До начала кризиса большинство переработчиков предпочитало обзаводиться собственным  сырьем и контролировать весь производственный процесс. Так, количество вертикально  интегрированных холдингов в  сельском хозяйстве в России стало  особенно быстро увеличиваться после 2000 года, когда об этом заговорили не только руководители отдельных компаний, но и на уровне региональных властей. Усиление интеграционной деятельности тогда объяснялось, с одной стороны, стремлением повысить конкурентоспособность, а с другой — снижением издержек производства. Кроме того, при создании вертикально интегрированных хозяйств игроки реального сектора могли  в большей степени рассчитывать на лояльность со стороны властей.

Также отметим, что в российской практике холдинги формировались путем объединения фирм и предприятий вокруг головной компании, в качестве которой выступал банк или крупное промышленное предприятие

Впоследствии  структура холдингов усложнялась  за счет создания сети оффшорных компаний, в которых аккумулировались акции российских предприятий. В дальнейшем оффшорная компания могла зарегистрировать оффшорную фирму, передать ей акции и т. д. В результате сейчас определить реальных владельцев российской компании очень сложно. Тем не менее в целях улучшения корпоративного управления и повышения уровня прозрачности несколько российских компаний раскрыли всю цепочку своих владельцев, что безусловно положительно повлияло на рыночные котировки этих фирм. 

На сегодняшний  день процесс формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые холдинги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы развития

 

4.1. Развитие ФПГ и холдингов в России

 

Перспективы развития финансово-промышленных групп и холдингов тесно связаны с перспективами дальнейшего развития российской экономики. При расширении долговременных взаимовыгодных экономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья следует ожидать активизации процесса создания межгосударственных и транснациональных ФПГ и других крупных корпоративных структур.

Осуществляемый  процесс реорганизации банковской системы существенно влияет на изменение  механизма взаимодействия ФПГ с  банковскими структурами. Речь идет о взаимодействии ФПГ с мелкими и средними банками в составе финансовых консорциумов и банковских синдикатов, а также об интеграции нескольких ФПГ с крупными банками.

В условиях относительной  стабилизации промышленного производства и расширения спроса на продукцию российских товаропроизводителей на товарных рынках можно ожидать активизации создания диверсифицированных ФПГ, в том числе с участием предприятий оборонного комплекса.

Следует ожидать  активизации процесса создания вертикально  интегрированных корпоративных структур, в т.ч. ФПГ холдингового типа. При этом необходимо развитие дифференцированного подхода  к государственному регулированию экономической интеграции, в отдельных отраслях исходя из экономической целесообразности.

Перспективы создания и деятельности, российских ФПГ во многом зависят от четкого определения их места и роли в реализации экономической программы и промышленной политики, проводимой государством.

Формирование  и развитие межгосударственных и  транснациональных ФПГ будет  являться серьезным фактором для усиления взаимовлияния и взаимопроникновения национальных экономических элит.

Государство в  лице всех ветвей и уровней власти должно срочно осуществить масштабный комплекс мер помощи отечественному производителю на внутреннем и внешнем  рынках. Стимулировать взаимодействие разных форм национального капитала (государственного, частного, смешанного, отраслевого), рассматривая их как части единого целого. Наладить денежно-кредитное обеспечение реального сектора, навести порядок в источниках финансирования, изменить хозяйственную политику.

Финансово-промышленным группам и холдингам очень  не хватает законодательно сформированного  механизма краткосрочного и «сверхкороткого» кредитования текущих расходов. Финансовой стабилизации ФПГ не добиться, если не утвердить новую редакцию законов, регулирующих фискальное обложение материального производства; если не устранить из текста действующих законов положения, которые мешают финансово-промышленным группам снижать цены, приводят к огромному авансированию бюджетов всех уровней со стороны налогоплательщиков.

Информация о работе Холдинговые структуры в российской промышленности: классификация и основные тенденции развития