Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:51, контрольная работа
Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.
Анализ работ свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения исследователей, и начало ее исследования можно соотнести с первым этапом их образования в российских условиях.
Введение
Понятие холдинга и холдинговых отношений
Классификация холдингов
Особенности образования и развития холдинговых компаний в России и за рубежом
История развития холдингов в зарубежных странах
Особенности развития холдинговых компаний в России
Перспективы развития
Развитие ФПГ и холдингов в России
Тенденции развития холдинговых структур
Заключение
Библиографический список
Таким образом, в российском законодательстве не существует определенного понятия холдинга. Между тем, данные интегрированные структуры в настоящее время получили достаточно широкое распространение. При этом, можно выделить различные виды холдингов на основе различных показателей, выполняемых функций, отраслевой принадлежности и т.д.
3. Особенности образования и развития холдинговых компаний в России и за рубежом
3.1. История развития холдингов в зарубежных странах
Первые холдинговые компании (холдинговая или держательская - от английского слова to hold - держать) появились в США в конце XIX в. как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа организации холдинговых компаний была создана в 1889 г., когда в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном смысле данного термина.
Организация трестов, ставших крупными монопольными корпорациями, при помощи холдинговой структуры позволяла предпринимателям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 г. многие тресты в США были преобразованы в холдинговые компании. Бурное формирование холдинговых компаний было вызвано также стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, приобретения финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных корпораций. Новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 г. из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами.
В настоящее
время практически все
Во многих развитых
странах холдинги распространены,
в том числе в форме
Сущность группы заключается в том, что это экономическое единство или организация, состоящая из самостоятельных субъектов права. В результате можно с успехом обладать контролем без бремени собственности, господством - без хозяйственных рисков. Группа имеет существенные преимущества перед другими способами концентрации капитала, например, по сравнению с поглощениями, слияниями юридических лиц. Создание зависимой дочерней компании, как правило, не требует длительных и дорогостоящих формальностей. Но самое главное - зависимое общество рассматривается как самостоятельный субъект права.
В целом, можно сделать вывод, что в зарубежных странах ввиду естественного развития рыночной экономики формирование холдингов началось значительно раньше, чем в России и в настоящее время их функционирование имеет вполне сформировавшуюся законодательную основу.
3.2. Особенности развития холдинговых компаний в России
В России возможность
создания холдинговых структур впервые
была закреплена в Законе РФ «О приватизации
государственных и
Корпорации холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера. Помимо топливно-энергетического комплекса в этот период возникло около 100 холдинговых компаний с участием государства («Связьинвест», «Рослеспром», «Российская металлургия», «Российская электроника» и др.).
Отличительной чертой всех этих структур было то, что проблема корпоративного управления формально не являлась для них первоочередной, поскольку они и создавались государством специально для контроля над деятельностью подчиненных или интегрированных в них предприятий при определении на федеральном уровне порядка представительства государства в их руководящих органах.
Таким образом, большинство
холдинговых компаний в России изначально
возникли как форма разгосударствления
крупных объединений и
Правовой основой образования холдинговых компаний в процессе приватизации являлось Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, закрепившее понятие, порядок создания, ограничения на создание холдинговых компаний, правовой статус финансовых холдинговых компаний. Положение распространяет свое действие только на те холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания, превышала 25%.
Рассматриваемое Положение, носило временный характер, и должно было быть заменено другим, более фундаментальным и юридически проработанным нормативным актом. Однако до сих пор этого не произошло и нормы Положения, являющегося, по сути, единственным нормативным документом, в котором предпринята попытка системного регулирования создания и деятельности холдинговых компаний в России, справедливо подвергаются жесткой критике.
Не смотря на законодательную неурегулированность функционирования холдингов, после кризиса 1998 г. и стабилизации экономики (до современного финансового кризиса) число холдинговых компаний значительно увеличилось. В качестве примера можно привести покупку российской компанией «ЛУКОЙЛ» нефтяной компании «КомиТЭК», которая уже не могла конкурировать с такими гигантами российской «нефтянки», как тот же «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» или «Сургутнефтегаз». Несколько крупных холдингов было создано и в металлургии. Это прежде всего «РАО «Норильский никель», в состав которого входит ряд производств, выпускающих продукцию, начиная от меди и заканчивая палладием. В 1999 году на базе комбината «Уралэлектромедь» создана «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), в состав которой вошли производства, занятые от добычи руды до изготовления рафинированной меди и изделий из нее. В состав вертикально-интегрированной структуры «Северсталь» вошли три горнообогатительных комбината, а также сталепрокатный комбинат.
Надо отметить, что формирование большинства крупных российских вертикально-интегрированных объединений происходит в основном в экспортоориентированных отраслях. Это продиктовано значительно возросшей конкуренцией на мировых рынках в таких отраслях, как нефтегазовая, металлургическая, а также в связанных с ними производствах.
Вертикально интегрированный холдинг к настоящему моменту стал одной из самых популярных форм организации структуры в реальном секторе. До начала кризиса большинство переработчиков предпочитало обзаводиться собственным сырьем и контролировать весь производственный процесс. Так, количество вертикально интегрированных холдингов в сельском хозяйстве в России стало особенно быстро увеличиваться после 2000 года, когда об этом заговорили не только руководители отдельных компаний, но и на уровне региональных властей. Усиление интеграционной деятельности тогда объяснялось, с одной стороны, стремлением повысить конкурентоспособность, а с другой — снижением издержек производства. Кроме того, при создании вертикально интегрированных хозяйств игроки реального сектора могли в большей степени рассчитывать на лояльность со стороны властей.
Также отметим, что в российской практике холдинги формировались путем объединения фирм и предприятий вокруг головной компании, в качестве которой выступал банк или крупное промышленное предприятие
Впоследствии
структура холдингов
На сегодняшний день процесс формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые холдинги.
4. Перспективы развития
4.1. Развитие ФПГ и холдингов в России
Перспективы развития финансово-промышленных групп и холдингов тесно связаны с перспективами дальнейшего развития российской экономики. При расширении долговременных взаимовыгодных экономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья следует ожидать активизации процесса создания межгосударственных и транснациональных ФПГ и других крупных корпоративных структур.
Осуществляемый
процесс реорганизации
В условиях относительной стабилизации промышленного производства и расширения спроса на продукцию российских товаропроизводителей на товарных рынках можно ожидать активизации создания диверсифицированных ФПГ, в том числе с участием предприятий оборонного комплекса.
Следует ожидать
активизации процесса создания вертикально
интегрированных корпоративных
Перспективы создания и деятельности, российских ФПГ во многом зависят от четкого определения их места и роли в реализации экономической программы и промышленной политики, проводимой государством.
Формирование и развитие межгосударственных и транснациональных ФПГ будет являться серьезным фактором для усиления взаимовлияния и взаимопроникновения национальных экономических элит.
Государство в лице всех ветвей и уровней власти должно срочно осуществить масштабный комплекс мер помощи отечественному производителю на внутреннем и внешнем рынках. Стимулировать взаимодействие разных форм национального капитала (государственного, частного, смешанного, отраслевого), рассматривая их как части единого целого. Наладить денежно-кредитное обеспечение реального сектора, навести порядок в источниках финансирования, изменить хозяйственную политику.
Финансово-промышленным группам и холдингам очень не хватает законодательно сформированного механизма краткосрочного и «сверхкороткого» кредитования текущих расходов. Финансовой стабилизации ФПГ не добиться, если не утвердить новую редакцию законов, регулирующих фискальное обложение материального производства; если не устранить из текста действующих законов положения, которые мешают финансово-промышленным группам снижать цены, приводят к огромному авансированию бюджетов всех уровней со стороны налогоплательщиков.