Характеристика модели рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:50, реферат

Краткое описание

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Файлы: 1 файл

mirslovarei_1.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Вот реальный пример неравномерного обобщения: то, что верно для отрасли или  группы фирм (нисходящая, менее эластичная, чем совершенно эластичная кривая спроса), неверно для самостоятельной фирмы (совершенно эластичная кривая спроса). 

     Средний, валовой и предельный доход

     Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы  является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл. 1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от продажи единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход — это одно и то же, но с разных точек зрения.

      Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать. При умножении данных столбца (1) на данные столбца (2), получается результат, помещенный в столбце (3). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 131 дол. — с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.

     Всякий  раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл. 1, валовой доход равен нулю, когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный   доход — увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В столбце (4) видно, что предельный доход есть постоянная величина, равная 131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.

    Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход     в      условиях чистой конкуренции                                   

Спрос на продукт  фирмы

и средний  доход

Доход

(в долл.)

(1)

Цена продукта

(средний  доход)

(в долл.)

(2)

Величина  спроса

(продано  продукта)

(в ед.)

(3)

Валовой доход

(4)

Предельный  доход

131 0 0  
131 1 131 131
131 2 262 131
131 3 393 131
131 4 524 131
131 5 655 131
131 6 786 131
131 7 911 131
131 8 1048 131
131 9 1179 131
131 10 1310 131

              

     В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы является постоянной; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет к валовому доходу свою цену - в данном случае 121 дол, и предельный доход представляет собой это приращение валового дохода. Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянный просто потому, что дополнительный единицы продукта могут быть проданы по неизменной цене.   

    1. Образование цены в условиях совершенной  конкуренции

     Здесь различают короткий период (при данном оборудовании) и длинный период (при меняющемся оборудовании).

     1) В коротком периоде цена в масштабах отрасли образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса на уровне отрасли (рис. 1 а).

     Эта единая цена, что со всей очевидностью вытекает из атомизации рынка, его прозрачности и однородности продукции. Нет никаких причин, по которым продавцы согласились бы с более низкой, а покупатель - с более высокой ценой.

                                        

                                                        Рисунок 1

                            а) b) Cm

      P D P CMT

           O’ 
 
 

      P P D

                                     D’

       O

      0

           Q Q  Q1 Q 

     Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для  всех продавцов и покупателей. Отдельный производитель должен приспосабливаться к этой пене и ее изменениям, которые отражают требования и нужды потребителей.

     Потребители, которые согласились бы платить  за товар более высокую пену, продавцы, которые согласились бы продавать по более низкой цене, получают ренту (или дополнительный доход) потребителя или продавца.

     Рыночная  цена - это равновесная пена. Если бы пена была более высокой, то превышение предложения над спросом привело  бы ее к равновесию; если бы цена была более низкой, то превышение спроса вновь восстановило бы равновесие.

     Отдельный производитель считает, что спрос, адресованный  его фирме, бесконечно эластичен при рыночной пене; кривая средней выручки фирмы, таким  образом, параллельна оси X. Это означает, что вся продукция может быть продана свободно и автоматически по цене, установившейся на рынке. Перед отдельной фирмой не встает проблема сбыта, коль скоро она ориентируется на рыночную цену.

     В этих условиях фирма, стремящаяся максимально  увеличить свою прибыль, будет расширять производство вплоть до момента, когда издержки на выпуск добавочной продукции (предельные издержки) сравняются с рыночной ценой, которая является средней выручкой. Но эта выручка равна предельной выручке: дополнительные продажи осуществляются по такой же цене, как и первоначальные, и выручка от продажи дополнительной единицы продукции равна единой цене на рынке. Поскольку средняя выручка постоянна, предельная выручка также будет постоянной и равной средней выручке.

     В условиях совершенной конкуренции правило максимизации прибыли может быть выражено таким образом: предельные издержки = предельной выручке = рыночной цене.

     Когда цена выше общих средних издержек, фирма получает в течение короткого  периода анормальную прибыль.

     Равновесие  будет достигнуто, когда кривая средней выручки (или спроса) будет касательной по отношению к кривой общих средних издержек в точке пересечения линии предельных издержек и линии общих средних издержек. На рис. 1Ь продукция в условиях равновесия спроса и предложения будет выражена величиной OQ1. Следовательно, в этом случае: предельные издержки = рыночной иене = общим средним издержкам.

     Фирма получает лишь нормальные прибыли, то есть ровно столько, чтобы иметь стимул оставаться в данной отрасли.

     В масштабах отрасли отдельные производители по различным причинам несут различные издержки. Пусть у трех фирм кривые общих средних издержек будут СМТ1, СМТ2, СМТ3 (рис. 2). Фирма (3) сможет продавать на рынке лишь до тех пор, пока рыночная цена не будет ниже Р3: эта фирма будет маржинальной фирмой в данной отрасли. В течение короткого периода какая-то фирма может функционировать, неся убытки тогда, когда рыночная цена ниже ее общих средних издержек, при условии, что она откажется от покрытия части своих постоянных издержек. Но такое положение не может продолжаться в течение длительного периода.

         Рисунок 2

       

       P3

       P2

       P1

         

                   

                  (1)                                  (2)                                         (3) 
 
 

     2) Поскольку доступ в данную  отрасль не ограничен и производственные факторы мобильны, то в течение длительного периода фирмы могут вступать в отрасль или выходить из неё до тех пор, пока не установится полное равновесие, характеризуемое двумя обстоятельствами:           

     а) У всех фирм одинаковы предельные издержки и предельная выручка (равная рыночной цене).               

     б) Больше не возникает стремления к  проникновению в отрасль или  выходу из нее, ибо все фирмы получают "нормальную прибыль" и функционируют на уровне показателя минимальной точки на линии их общих средних издержек. Эта ситуация подразумевает, об этом надо напомнить, что производственные факторы однородны и предприниматели добиваются одинаковой степени эффективности. Подобные гипотезы весьма трудно осуществить или проверить на практике. Поскольку предприниматели и производственные факторы отнюдь не являются однородными, легко представить себе, что некоторые фирмы получают сверх нормальные прибыли, в то время как  маржинальные фирмы получают лишь нормальные.

     Равновесие  рынка

    1.  Устойчивое  и неустойчивое равновесие

     Кривые  предложения и спроса пересекаются в точке, отражающей равновесную цену (Р) и равновесное количество (Q) продаваемого товара. В данной ситуации покупатели и продавцы ничем не побуждаются изменить свое поведение.

     Однако  это равновесие может быть нарушено, например, в результате изменения вкусов потребителей, что влечет за собой перемещение кривой спроса, или изменения издержек производства, что влечет за собой перемещение кривой предложения. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

     Равновесие  называют устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В  противном случае говорят о неустойчивом равновесии,

     Стабильность  зависит от предполагаемого повеления  на рынке продавцов и покупателей. Если отвлечься от хода процесса адаптации во времени, то анализ стабильного равновесия осуществляется в относительно статическом состоянии. Если учитывать эволюцию цен и объема выпускаемой продукции от одного периода к другому на пути к равновесию, то анализ стабильной позиции производится в динамических условиях.

     Рассмотрим  сперва стабильное равновесие в статическом  состоянии, то есть тогда, когда перемены затрагивают один из факторов, поддерживающих равновесие. При этом исходят из двух гипотез относительно поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотезы Альфреда Маршалла.

     1) Гипотеза Вальраса-Хикса.          

     В тех случаях, когда преобладает  спрос, покупатели стремятся увеличить закупки и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.

                                                   Рисунок 3

        P               а)                      P                  b)                        P                  с)

       D1 O’ D1  O

           D    N                              D    P1                              D1

Информация о работе Характеристика модели рынка совершенной конкуренции