Государтсвеннное регулирования доходов.Факторы уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство вне зависимости от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………….. 3
Глава 1. Государственное регулирование доходов……………... 5
1.1. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура
денежных доходов населения РФ. ………………………………………. 5
1.2. Политика регулирования доходов населения………………... 6
1.3.Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России. 11
Глава 2.Факторы уровня жизни…………………………………... 14
2.1. Понятие и показатели уровня жизни………………………… 14
2.2.Факторы динамики уровня жизни…………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы…………………………… 24

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации (Автосохраненный).docx

— 46.19 Кб (Скачать)

     Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается  исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень  минимальной заработной платы с  учетом экономического развития, менталитета  нации, тем не менее Конвенция  МОТ от 1951 года определяет следующие  факторы, которые должны закладываться  в основу минимальной заработной платы потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия экономические соображения, включающие требования экономического развития, уровень производительности труда, возможности поддержания должного уровня жизни. 

     В современных развитых странах регулирование  минимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами. 

     Независимо  от системы установления минимальной  заработной платы за ее пределами  обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в  сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве. 

     Современный механизм peгулирования оплаты труда  сводится к двум основным моментам — определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости  от роста цен и эффективности  производства. При этом регулирование  минимальной заработной платы в  Республике Беларусь стало основным рычагом регулирования доходов  населения. По своему функциональному  назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно  приравнять ее к тарифной ставке первого  разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секторам целесообразно  возвратиться к четкому использованию  тарифной системы в целях определения  уровня заработной платы и ее регулирования.

     Рассмотренные выше вопросы позволяют сформулировать основные направления и принципы социальной зашиты населения в условиях функционирования рыночной экономики.

     1.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России

     Заработная  плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых  наемными работниками разных профессий  при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата - это  сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных  цен и тарифов. Так, повышение  номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных  цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата (3).

     Средняя начисленная заработная плата в ноябре составила 21069 рублей

     Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  является определение гарантированного минимума оплаты труда - минимальной  заработной платы Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый  государством минимальный уровень  оплаты труда на предприятиях любой  формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы  не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями  государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов.

     Основными критериями минимума заработной платы  являются:

     1) потребности работника и его  семьи с учётом общего уровня  заработной платы в стране, социальных  выплат;

     2) факторы экономического характера  (уровень и темпы роста национального  дохода, уровень занятости, платёжеспособный  баланс страны).

     В настоящее время региональные соглашения о минимальной заработной плате  заключены в 30 субъектах Российской Федерации.

     К сведению. На территории города Москвы в настоящее время действует  Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими  объединениями профсоюзов и московскими  объединениями работодателей. В  соответствии с ним на территории города "Минимальная заработная плата в Москве с 1 января 2012 года вырастет до 11,3 тысячи рублей, а с июля 2012 года - до 11,7 тысячи рублей.

     По  заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная  заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы (4). В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых  даже превышается рекомендуемый  норматив. Тем самым реализуется  стимулирующая функция заработной платы. В России минимальная заработная плата периодически пересматривается, но ее отставание от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует  удовлетворения даже физиологических  потребностей. Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для  трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и  стимулирующую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Факторы уровня жизни.

2.1.Понятие и показатели уровня жизни .

     Уровень  жизни  –  степень  удовлетворения  материальных,   духовных   и социальных потребностей населения.  Но  необходимо  учитывать,  что  уровень жизни–это динамический процесс, который испытывает  воздействие  множества факторов.

        Определение уровня жизни - сложный  и неоднозначный процесс. Так  как  он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей  общества,  а  с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять  же  исходя из  различных  факторов,  обуславливающих   экономическое,  политическое   и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность  производства  и сферы   услуг,   состоянием   научно-технического   прогресса,    культурно-образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

        Уровень жизни оценивает качество  жизни населения  и служит  критерием при выборе  направлений  и  приоритетов  экономической  и  социальной   политики государства.

        Часто понятие уровня  жизни   отождествляется  с  такими  понятиями,  как “благосостояние”, ”образ жизни”  и   другими,  но  наиболее  полно  сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

        Уровень жизни –  это  комплексная  социально-экономическая  категория, которая  отражает  уровень  развития  физических,  духовных   и   социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития  и удовлетворения этих потребностей.

        Уровень жизни определяется системой  показателей, каждый из которых   дает представление  о  какой-либо  одной  стороне   жизнедеятельности   человека.

     Существует  классификация  показателей  по  отдельным  признакам:  общие   и частные;   экономические   и   социально-демографические;   объективные    и субъективные; стоимостные  и  натуральные;  количественные  и  качественные; показатели пропорций и структуры потребления;  статистические  показатели  и др.

        К  общим  показателям   относятся  размеры  национального   дохода,  фонда потребления национального богатства на  душу  населения.  Они  характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

        К частным показателям можно  отнести условия труда, обеспеченность  жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

        Экономические    показатели    характеризуют    экономическую    сторону жизнедеятельности общества,  экономические  возможности  удовлетворения  его потребностей.  Сюда  можно  отнести  показатели,   характеризующие   уровень экономического развития общества и благосостояние населения  (номинальные  и реальные доходы, занятость и др.)

        Социально-демографические   показатели   характеризуют   половозрастной, профессионально-квалификайионный      состав      населения,      физическое воспроизводство рабочей силы.

        Деление  показателей  на   объективные   и   субъективные    связано   с обоснованием  изменений  в   жизнедеятельности   людей   и   разделяются   в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

        К стоимостным показателям относятся  все показатели в денежной  форме,  а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных  благ  и услуг в натуральных измерителях.

        Для характеристики уровня жизни  большое значение имеют количественные  и качественные  показатели.  Количественные   определяют   объем   потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную  сторону благосостояния населения.

        Как  самостоятельные,   можно   выделить   показатели,   характеризующие

     пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

        Важную  роль  при  определении   уровня   жизни   играют   статистические показатели, которые включают   обобщающие  показатели,  показатели  доходов, потребления  и  расходов  ,денежных  сбережений,  накопленного  имущества  и жилища населения и рад других.

     2.2.Факторы  динамики уровня жизни.

   Вышеперечисленные  показатели позволяют лишь оценить  уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны. Как уже упоминалось выше, эти факторы принято подразделять на группы. Рассмотрим их подробнее.

       Наиболее существенными факторами,  которые могут координально  влиять  на изменение  уровня  жизни  населения,  являются  политические  факторы.   Они включают   характер  общественного  (государственного)  строя,  устойчивость института права и соблюдение прав  человека,  соотношение  различных  ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

       Именно политическая власть, которая   способствует  подъему  экономики   и развитию предпринимательства,  создает  необходимые  стартовые  условия  для повышения уровня жизни в стране.

        Очевиден тот факт, что политика  и экономика страны тесно   взаимосвязаны.

     Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу.

        Это можно проследить на примере  не так  давно  легально  появившегося  в российской экономической  действительности  предпринимательства,  которое  в своем   развитии   прошло   несколько   этапов.    На    каждом    из    них предпринимательский  слой  численно  рос  и  обновлялся,  в  него  вливались представители новых социальных  и  возрастных  групп,  обладающие  различной социально-политической культурой.  В  этих  условиях  менялось  и  отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.

        '' Теневой  бизнес''  расцвел   еще  в  60-70-е  годы.  В   обществе,  где

     предпринимательская  деятельность  преследовалась   законом,   а   свободное политическое  пространство  отсутствовало,  дельцы  ''теневой   экономики'', которых  лишь  условно  можно  назвать  предпринимателями,  были   поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности  и  действующие  с  оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене.

        Перестройка открыла  новый   этап  в  развитии  предпринимательства.  Его

     деятельность  была  легализована,  в   стране   начал   складываться   новый альтернативный сектор экономики, который позволил многом  получить  источник дополнительного  дохода.  Развитие  предпринимательства  совпало  с   мощным демократическим подъемом в стране. В 1988-1990 годах практически  все  члены российского   предпринимательства   включились    в    политическую    жизнь (участвовали в митингах,  собраниях,  манифестациях,  работали  в   клубах избирателей). Вновь созданные коммерческие  структуры  оказывали  финансовую помощь  политическим  партиям  и   движениям   демократической   ориентации, финансировали  избирательную  программу  их  кандидатов. То  есть   люди получили возможность не только зарабатывать  деньги,  но  и  непосредственно участвовать в политической жизни страны.

        Таким образом  видно, что  изменение концепции  социального   развития,  в нашем случае переход от  прямого и непосредственного  управления  экономикой со  стороны  государства  к  свободному  рыночному  механизму  и  построению общественной  жизни  на  демократических   принципах,   прямо   и   косвенно отражается на  уровне  благосостояния  населения  и   его  отдельных  групп.

Информация о работе Государтсвеннное регулирования доходов.Факторы уровня жизни в России