Государтсвеннное регулирования доходов.Факторы уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство вне зависимости от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………….. 3
Глава 1. Государственное регулирование доходов……………... 5
1.1. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура
денежных доходов населения РФ. ………………………………………. 5
1.2. Политика регулирования доходов населения………………... 6
1.3.Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России. 11
Глава 2.Факторы уровня жизни…………………………………... 14
2.1. Понятие и показатели уровня жизни………………………… 14
2.2.Факторы динамики уровня жизни…………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы…………………………… 24

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации (Автосохраненный).docx

— 46.19 Кб (Скачать)
 
 
 

План:

Введение…………………………………………….………………..          3

Глава 1. Государственное регулирование доходов……………...           5

1.1. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура

денежных  доходов населения РФ. ……………………………………….              5

1.2. Политика регулирования доходов населения………………...           6

1.3.Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России. 11

Глава 2.Факторы уровня жизни…………………………………...           14

2.1. Понятие и показатели уровня жизни…………………………           14

2.2.Факторы динамики уровня жизни……………………………..           16

Заключение………………………………………………………….           22

Список  использованной литературы……………………………           24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

       Любое государство вне зависимости  от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его  насущных интересов. Проблемы, связанные  с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

       На  современном этапе развития экономики  России  проблемы  уровня  жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. 

          Уровень жизни – многогранное  явление,  которое  зависит   от  множества разнообразных причин, начиная от территории,  где  проживает  население,  то есть географических факторов, и заканчивая общей  социально-экономической  и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел  в  стране.  На уровень жизни  в  той  или  иной  степени  может  влиять  и  демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные  условия,  объем  и  качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы  можно  объединить в следующие группы:

           . политические факторы;

           . экономические факторы;

           . социальные факторы;

           . научно-технический прогресс,

           . экологические факторы и др.

          Именно более подробному рассмотрению  этих  факторов  и  будет   посвящена наша  работа,  целью  которой  является  изучение   факторов,   определяющих динамику уровня жизни  населения,  анализ  степени  их  влияния   и  роли  в повышении уровня жизни и отразить суть политики доходов населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государственное регулирование доходов.

       1.1Доходы населения, их виды и направления расходования; структура денежных доходов населения РФ.

       Доходы  – средства в денежной или натуральной  форме, заработанные или полученные населением в течение определенного  периода времени, обычно в течение  одного года.

       Доходы  населения - совокупность денежных и  натуральных средств для поддержания  физического, морального, экономического и интеллектуального состояния  человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей и формируются  за счет труда работников и других источников.

       Определение доходов основано на следующих показателях:

       – совокупные доходы — это общая  сумма денежных и натуральных  доходов, полученных из всех источников с учетом стоимости бесплатных и  льготных услуг, оказываемых населению  в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании, а также  поступлении от личного подсобного хозяйства на собственное потребление;

       – номинальные доходы — это сумма  начисленных доходов: заработной платы, пенсии, предпринимательского дохода, наследства и др. (доходы, полученные в денежной форме);

       – располагаемые денежные доходы —  это номинальные доходы за вычетом  взносов и обязательных платежей, т.е. доходы, фактически остающиеся в  распоряжении населения. Они называются также конечными доходами;

       – реальные денежные доходы характеризуются  количеством потребительских товаров  и платных услуг, которые могут  быть приобретены на конечные доходы населения для удовлетворения личных потребностей и для накопления;

       – общий доход – до уплаты налогов  и обязательных платежей.

       По  формам получения доходы различают:

       – натуральные

       – денежные.

       В зависимости от источников получения  денежные доходы бывают:

       – заработная плата и другие виды оплаты труда

       – социальные трансферты (пенсия, пособия, стипендии, материальная помощь и др.)

       – поступления от продажи результатов  собственного труда

       – доходы от собственности

       – предпринимательские доходы

       – заемные доходы и прочее.

       По  факторам производства:

       • Трудовые – заработная плата и  другие издержки работодателя на труд, взносы работодателя во внебюджетные фонда и выплаты из них, налоги.

       • Доходы с капитала и инвестиционных ресурсов

       • Доходы от использования земли и  естественных ресурсов – зависят  от спроса и предложения на этот фактор и выражаются в виде земельной  ренты.

       • Предпринимательские доходы – представляют собой часть прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя  после уплаты процентов за кредит

       По  способам получения дохода делятся  на:

       • Легитимные – имеют юридически оправданную  форму - с них уплачивается налог  на доходы физических лиц, налог на имущество;

       • Нелигитимные – подразделяются на 2 группы: криминального происхождения  и доходы от экономической деятельности, за которую не выплачиваются налоги.

В ноябре 2011 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 21069 руб.

     1.2Политика регулирования доходов населения

     Государства экономически развитых стран разрабатывают  и осуществляют комплекс мер по регулированию  доходов населения. Борьба с бедностью  стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными  денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с  одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.

     С другой стороны, выступают программы  государственной помощи или благотворительные  программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто  не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются  за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.

     Кроме названных средств регулирования  доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные  программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут  работать: престарелых, инвалидов с  детства, нетрудоспособных. Подобные программы  имеют целью установить некий  минимальный уровень дохода для  указанных лиц, с тем чтобы  они были относительно независимы от семей, родственников и близких  в плане жизнеобеспечения.

     Большинство цивилизованных стран используют также  систему помощи неполным семьям с  детьми. Цель подобных программ — оказание помощи сиротам, семьям, в которых  дети не имеют финансовой поддержки  одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода  или ухода из семьи.

     В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных  талонов. Цель этих программ состоит  в том, что бы обеспечить лиц, имеющих  низкие доходы, минимумом продовольственных  товаров. По этой программе семьи, имеющие  низкие доходы, получают талоны, которые  подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с  финансированием расходов на медицинское  обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.

     Социальное  равенство предполагает наличие  справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут  действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность  и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой — нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными  относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно  дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение  может и должно быть дифференцированным с учетом прежней заработной платы. Такая реализация социального равенства  позволит решать проблему роста эффективности  общественного производства.

     Проблемы  социальной защищенности очень тесно  увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики  сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму  мотивации и стимулирования труда  в такой степени, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает  возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важнейшими направлениями этой деятельности выступают:

     выработка принципиально нового подхода к  пониманию самой сущности заработной платы выявление природы минимальной заработной платы

     разработка  механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

     Реформирование  аграрных отношений положительно сказалось  на сущностных принципах организации  заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы  и размер оплаты труда. Государство  участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов  доходы работников, устанавливая минимальный  размер оплаты труда в зависимости  от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной  заработной платы возникло в связи  с кризисной ситуацией в экономике  и падением уровня жизни населения  в бывших социалистических странах  и республиках СНГ, что не соответствует  действительности.

     Впервые принцип государственного регулирования  минимальной заработной платы был  применен в Австралии в 1886 году. С  этой целью на предприятиях из числа  предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную  заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого  опыта парламент Великобритании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в  четырех наиболее низкооплачиваемых  отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате  появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и  в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года членами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия. 

Информация о работе Государтсвеннное регулирования доходов.Факторы уровня жизни в России