Государственный долг в РФ и его влияние на функционирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить влияние государственного долга на экономику Российской федерации.
Цель работы определяет следующие задачи:
Раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения .
Рассмотреть формы и виды государственного долга .
Рассмотреть методы управления государственным долгом и его обслуживание.
Рассмотреть долг РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание государственного долга………………….
1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения……………………………………………………………………4
1.2. Формы и виды государственного долга…………………………………….
1.3. Управление государственным долгом…………………..……………………
Глава 2. Долг Российской Федерации………………………………………….....
2.1. Влияние государственного долга на развитие экономики Российской Федерации..................................................................................................................
2.2. Обслуживание государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ИрГУПС (ИрИИТ)

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Государственный долг в РФ и его влияние на функционирование экономики

Выполнил: студент

Группы  Э-9-11-8

Витковский  Е.Ю

Проверил доцент

Кафедры экономики

Манченко Н.В

Иркутск 2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическое содержание государственного долга………………….

1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения……………………………………………………………………4

1.2. Формы и виды государственного долга…………………………………….

1.3. Управление государственным долгом…………………..……………………

Глава 2. Долг Российской Федерации………………………………………….....

2.1. Влияние государственного долга на развитие экономики Российской Федерации..................................................................................................................

2.2. Обслуживание  государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………...

 

                                                                 

                                                                          Введение

Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним источникам финансирования. Рациональное использование займов, способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию как внешних так и внутренних займов ведет к образованию государственного долга, который становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. 

  Проблема государственных займов - одна из острейших в российской экономике, так как размер государственного долга имеет важное значение. Одним из основных вопросов является определение уровня влияния государственного долга на функционирование экономики страны.

Государственный долг может  оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические  процессы страны. Так, при определенных условиях, долг положительно влияет на экономический рост. При этом необходимо в точности определить эти условия, что требует адекватной политики управления государственной задолженностью.

Неблагоприятная динамика государственного долга, вызванная огромными расходами  на его обслуживание, заставила многих экономистов заняться углубленным  исследованием и поиском решений  проблемы, возникшей в финансовой системе нашей страны. Действительно, непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны.

Цель курсовой работы –  изучить влияние государственного долга на экономику Российской федерации.

Цель работы определяет следующие  задачи:

  1. Раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения .
  2. Рассмотреть формы и виды государственного долга .
  3. Рассмотреть методы управления государственным долгом и его обслуживание.
  4. Рассмотреть долг РФ.

 

          Глава 1. Экономическое содержание государственного долга      1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения

К государственному долгу Российской Федерации, относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы т.е образуется дефицит бюджета который покрывается не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Причинами возникновения   государственного долга являются:

  1. Потребность в заемных средствах часто возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.
  2. Экономические спады, которые обусловлены автоматически достигнутой нестабильностью экономики. То есть в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что ведет к уменьшению налоговых поступлений и возникает бюджетный дефицит, который погашается государственными займами.
  3. Бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик. То есть в данном случае имеет место необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, которые требуют больших денежных средств.
  4. Бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;
  5. Государственный долг может быть следствием социально-экономической политики государства. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонение от уплаты налогов, как следствие, рост объема недоимок);
  6. Величина государственного долга зависит не только от государственной политики, но и от социальных изменений. Например, повышение удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения влечет за собой рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.

 

1.2. Формы и виды  государственного долга

Государственный долг Российской Федерации может быть в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства  по срокам существования могут быть:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

 

 

Виды государственного долга.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

     Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

     Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Государственный долг делится  в зависимости от рынка заимствований  и валюты возникающих обязательств на:

Внешний долг – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

 

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

 

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

 

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Внутренний  долг РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного  займа), а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

 

В объем внутреннего государственного долга включаются:

 

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

 

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

 

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

 

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

 

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

1.3. Управление  государственным долгом

 Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования. Под управлением государственным долгом  понимают - совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:

  • выплаты кредиторам;
  • погашение внешних и внутренних займов;
  • предоставление гарантий;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение этих мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в  денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

Основные относительные  показатели, существенно влияющие на принятие административных решений  и выбор методов управления государственным  долгом, включают:

  • процентное соотношение суммы долга и ВВП;
  • долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Управление государственным  долгом представляет собой непрерывный  процесс, включающий 3 этапа:

На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

В управлении внутренним и  внешним долгом существуют некоторые  специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.

Информация о работе Государственный долг в РФ и его влияние на функционирование экономики