Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить влияние государственного долга на экономику Российской федерации.
Цель работы определяет следующие задачи:
Раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения .
Рассмотреть формы и виды государственного долга .
Рассмотреть методы управления государственным долгом и его обслуживание.
Рассмотреть долг РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание государственного долга………………….
1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения……………………………………………………………………4
1.2. Формы и виды государственного долга…………………………………….
1.3. Управление государственным долгом…………………..……………………
Глава 2. Долг Российской Федерации………………………………………….....
2.1. Влияние государственного долга на развитие экономики Российской Федерации..................................................................................................................
2.2. Обслуживание государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИрГУПС (ИрИИТ)
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Государственный долг в РФ и его влияние на функционирование экономики
Выполнил: студент
Группы Э-9-11-8
Витковский Е.Ю
Проверил доцент
Кафедры экономики
Манченко Н.В
Иркутск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного долга………………….
1.1. Сущность государственного
долга и причины его возникновения……………………………………………
1.2. Формы и виды государственного долга…………………………………….
1.3. Управление государственным долгом…………………..……………………
Глава 2. Долг Российской Федерации………………………………………….....
2.1. Влияние государственного долга
на развитие экономики Российской Федерации.....................
2.2. Обслуживание государственного
долга Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним источникам финансирования. Рациональное использование займов, способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию как внешних так и внутренних займов ведет к образованию государственного долга, который становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Проблема государственных займов - одна из острейших в российской экономике, так как размер государственного долга имеет важное значение. Одним из основных вопросов является определение уровня влияния государственного долга на функционирование экономики страны.
Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы страны. Так, при определенных условиях, долг положительно влияет на экономический рост. При этом необходимо в точности определить эти условия, что требует адекватной политики управления государственной задолженностью.
Неблагоприятная динамика государственного
долга, вызванная огромными расходами
на его обслуживание, заставила многих
экономистов заняться углубленным
исследованием и поиском
Цель курсовой работы –
изучить влияние
Цель работы определяет следующие задачи:
Глава 1. Экономическое содержание государственного долга 1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения
К государственному долгу Российской Федерации, относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы т.е образуется дефицит бюджета который покрывается не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Причинами возникновения государственного долга являются:
1.2. Формы и виды государственного долга
Государственный долг Российской Федерации может быть в форме:
Долговые обязательства по срокам существования могут быть:
Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Виды государственного долга.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Государственный долг делится в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:
Внешний долг – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации,
Внутренний долг РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Внутренний государственный
долг РФ включает в себя задолженность
по ГКО (государственным
В объем внутреннего
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств
по государственным гарантиям,
выраженным в валюте
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых
1.3. Управление государственным долгом
Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования. Под управлением государственным долгом понимают - совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:
Выполнение этих мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели отражают
объем государственной
Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:
На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.
На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.
Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
В управлении внутренним и внешним долгом существуют некоторые специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.
Информация о работе Государственный долг в РФ и его влияние на функционирование экономики