Государственный долг и управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
1
Теоретические аспекты государственного долга ………………….
4
1.1
Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий………………………………………………………………
4
1.2
Система управления государственным долгом……………………
11
2
Управление государственным долгом в РФ……………………….
15
2.1
Анализ внешнего долга России за 2009–2013 годы………………..
15
2.2
Анализ внутреннего долга России за 2009–2013 годы…………….
19
2.3
Управления государственным долгом……………………………...
24
3
Перспективы развития управления государственным долгом……
27
3.1
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса……………………………………..
27
Заключение…………………………………………………………………...
34
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

ГОС ДОЛГ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Для  отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура  принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние  годы наметились качественно новые  тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.

Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Разработка  данной стратегии обусловлена изменениями  финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление  государственным долгом является частью системы управления финансовыми  ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное  и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и  создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская  Федерация будет стремиться к  проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (редакция от 27.06.2011г.)

2.  Федеральный закон от 23.04.2010г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»

3.  Федеральный закон от 20.11.2009г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период  2011 и 2012 годов (принят ГД  25.11.2009г., одобрен СФ 02.12.2009г.)

4.  Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). (В ред. Федерального конституционного закона от 28.12.2010 №8-ФКЗ)

5. Агапова Т.А. Макроэкономика. Учебник – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 496 с.

6. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. – 2007. – №2. – С. 72–73.

7. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.

8.   Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2007. – №1. – С. 58–67.

9.  Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2008

10.  Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. / Финансы. – 2007., с. 4–10.

11.  Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 384с.

12.  Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». – М.: Финансы и статистика, 2008 г.

 

13.  Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации. – С. Пб.: Норма, 2008.

14. Ходов Л.Г.  Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2008

15.  Экономико-политическая ситуация в России. – М.: ИЭПП, 2009

16.  Официального сайта Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru

17.  Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru

18.  Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007–2009 годы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.akdi.ru


 


 


Информация о работе Государственный долг и управление им