Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета 7
1.3. Бюджетный дефицит и способы его регулирования 8
2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК 11
2.1. Анализ государственных доходов РК 11
2.2. Анализ расходов государственного бюджета РК 15
2.3. Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая_Государственый бюджет.doc

— 353.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования»

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам  на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Актуальность данной курсовой работы в том, что успех экономического реформирования в Казахстане в большой  степени зависит от того, в каких  направлениях пойдет преобразование системы государственного бюджета республики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса. 

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
  2. Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
  3. Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы; 
  4. Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Объектом исследования является государственный  бюджет Республики Казахстан.

Предметом исследования: анализ статистического материала  по  динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан.

 В качестве методологической базы при написании курсовой работы были использованы труды известных казахстанских авторов, а также данные Министерства Финансов Республики Казахстан.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Экономическая сущность и  роль государственного бюджета 

 

Распределительный процесс  осуществляется, как известно, в  двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном  распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Существование бюджета  в качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого  нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах оптимальной структуры производства. [1, с.69]

Существование специфической  бюджетной среды стоимостного распределения  обусловлено также природой и  функциями государства. Именно оно  нуждается в централизованных средствах  для финансирования областей, развивающихся  ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Cсовокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном бюджете  реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. [2, с.142]

Как особая область стоимостного распределения государственных  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.

Итак, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

- является особой экономической  формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;

- предназначен для  перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию  стоимостного распределения, которая  непосредственно не связана с  движением общественного продукта  в его товарной форме и осуществляется  в известном «отрыве» от нее,  в то время как в материальном  производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными;

- пропорции и формы  бюджетного распределения стоимости  общественного продукта определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе финансов, выполняя  ведущую роль по отношению  к другим звеньям финансовой  системы (финансам хозяйствующих  субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы. [4, с.121]

Роль государственного бюджета  в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности. [6, с.41]

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего  развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

1.2. Состав доходов и расходов  государственного бюджета 

 

Функционирование бюджета, связанное  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов  и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. [7, с.72]

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Доходы классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвестиций; общее финансирование.

Остальные подразделения характеризуют  доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс — вид налога, специфика — конкретно плательщика или объект налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам  по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги — заработная плата рабочих и служащих — основная заработная плата рабочих и служащих.

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования