Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:24, курсовая работа
Целью работы является изучение государственный бюджета РФ и его роли в рыночной экономике.Рассматриваются проблемы сбалансированности бюджета.
Глава
II. Проблемы сбалансированности
государственного бюджета.
Одним из важнейших вопросов
государственных финансов
2.1 Дефицит и профицит бюджета.
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, до мирового кризиса и спада цен на нефть государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ был дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита. Из приведенных данных в структуре расширенного бюджета РФ, % ВВП (Приложение 2) , мы видим, что в 2008 году
преобладал профицит
бюджетных средств, в 2009 году ситуация
изменилась в сторону дефицита Бюджета.
2.2 Основные концепции решения бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:
Овладение этой политикой
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке – средства просто обесценятся.
Небольшой
бюджетный дефицит для
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Дефицит бюджета России с января по октябрь вырос до 1,5 триллиона рублей. Еще месяц назад он был меньше на 200 миллиардов.
Эти предварительные данные обнародованы на сайте минфина. Бюджетные доходы за 10 месяцев не превысили 5,79 триллиона рублей и "отстают" на 13,8 процента от годового плана.
Львиную долю доходов - 5,14 триллиона - принесли в казну Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. При этом налоговики уже выполнили годовой план на 94,7 процента. Поступления из Росимущества гораздо скромнее - 25,27 миллиарда рублей, 71,3 процента к прогнозным показателям. Что касается расходов, то за десять месяцев страна потратила гораздо меньше, чем предполагалось, - 7,29 триллиона рублей, то есть 73,5 процента от годового плана. И, таким образом, не дала бюджетному дефициту разрастись.
Напомним, что, по мнению главы минфина, вице-премьера Алексея Кудрина, по итогам года дефицит бюджета может составить около 7,5-7,7 процента от ВВП, а не 8,3 процента, как прогнозировалось ранее. Дефицит удалось сократить благодаря снижению расходов на 0,5 процента. Между тем в поисках дополнительных источников средств опять все надежды на нефтяников.
Экспортная пошлина на нефть с 1 декабря 2009 года вырастет на 40 долларов, то есть до предельного уровня - 271-273 доллара за тонну. Такую планку пошлины уже рассчитали в минфине.4
Первостепенное
внимание надо обратить на то, на какие
цели расходуется бюджетный дефицит. Едва
ли можно упрекнуть правительство, когда
оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие
и высокодоходные отрасли, на подготовку
к военным действиям в случае военной
угрозы. Однако слишком часто средства
госбюджета уходят на решение сиюминутных
проблем, разворовываются, а сам дефицит
возникает из-за неумения руководства
страны обуздать финансовые претензии
министерств, ведомств и различных лоббистских
групп.
2.3
Мультипликатор
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?
Предположим,
что объем государственных
На рисунке 4 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Причина
того, почему объем выпуска продукции
увеличивается (вместо того, чтобы оставаться
неизменным), состоит в том, что
прирост государственных
При
неизменном данном уровне инвестицией
результат действия мультипликатора
сбалансированного бюджета
Информация о работе Государственный бюджет и его роль в рыночной экономике